УДК 37.022
Инновационная деятельность в образовании и проектирование образовательных систем
Дёмина Наталья Анатольевна – студентка магистратуры Северо- Кавказского федерального университета.
Макарова Олеся Сергеевна – доцент базовой кафедры Методики преподавания гуманитарных дисциплин Северо- Кавказского федерального университета.
Аннотация: В статье поднимается вопрос о важности и необходимости инноваций и нововведений в учебном процессе, уточняется место инноваций в образовательной деятельности, описывается соответствие категорий «система образования» и «образовательная система». Также рассматриваются такие понятия, как «инновационное проектирование», «инновационная деятельность» и «инновационные проекты».
Ключевые слова: инновация, инновационное планирование, инновационная деятельность, инновационный проект, креативность, модификация, система образования, стратегия и тактика развития.
Необходимость перемен в разных областях профессиональной деятельности противоречит быстро меняющимся условиям существующих образцов и норм социальной практики. Теоретическое обоснования концепции образовательного проектирования как форм инновации, представлено в работах Н.О. Яковлевой, М.Н. Невзорова, В.З. Юсупова, Е.Б. Бондаревской, В.И. Андреева, Д.А. Новикова.
Сегодня инновационная образовательная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Она определяет направление профессионального развития педагогов, а также реально способствует личностному росту учащихся [1]. Вопросы содержания и качества образования считаются приоритетными в обществе. В процессе глобализации развитие современных технологий зависит в первую очередь от интеллектуального потенциала общества, включая развитие образования. Проектная деятельность рассматривается как средство изменения педагогической реальности и обеспечения личностного развития [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что термин «инновация» понимается как необходимый элемент развития образования, выражающийся в тенденции к накоплению и модификации различных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более глобальным изменениям в образовании и трансформации его содержания и качества.
Апробации новых образовательных методов и технологий закрепляются в обмене опыта, в формировании общественных движений педагогов, в которых образуются групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые педагогические, психологические, проектные идеи. Качества креативности и изобретательности занимают высокое место в рейтинге навыков и качеств, требуемых от специалиста. Сегодняшние темпы развития требуют от каждой страны и ее граждан постоянного стремления к инновациям, новым идеям, инициативам, неожиданным подходам и решениям.
Инновационная деятельность - это целенаправленное преобразование образовательной практики через создание, распространение и освоение новых образовательных систем и компонентов.
Инновационный проект рассматривается как форма целенаправленного инновационного менеджмента и представляет собой процесс проектирования инновационных проектов по созданию и развитию образовательной системы.
Согласно точке зрения С.В. Кривых, понимание образовательной системы рассматривается как совокупность взаимосвязи и взаимообусловленных элементов, образующих целостность и единство [3].
Образовательная система - это совокупность образовательных учреждений, реализуемых ими образовательных программ различного уровня и направленности, а также специально созданных условий для реализации социальных функций образования [4].
По мнению Т.Г. Новиковой, в образовательных учреждениях, где существует неформальный подход к определению организационной стратегии и тактики развития образования и обеспечивается необходимое организационно-методическое сопровождение реализации программных целей и задач, процесс развития образования протекает как общее русло федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики, достигаются значительные результаты [5].
В тоже время, анализируя организационные программы развития образования можно выделить их наиболее типичные недостатки. К ним относятся:
- Перенасыщение информационно-аналитического раздела программы вторичной информацией и фактами, отсутствие анализа проблемы и не обоснования, отсутствие взаимосвязи с целями, указанными в последующих разделах программы;
- Отсутствие эффективных механизмов управления реализацией программы развития, обеспечивающих мониторинг реализации выполнения мероприятий программы, достижения прогнозируемых результатов, а также влияния реализуемых инновационных проектов на качество образования и состояние системы образования.
Проектирование системы образования в условиях введения ФГОС общего образования предполагает, прежде всего, четкое определение парадигмальной основы формируемой системы образования, которая определяет форму и метод педагогического проектирования [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях инновационная деятельность в образовании, ориентированная на совершенствование образовательной практики и на развитие инновационной образовательной системы, целенаправленно и системно реализуется на всех уровнях образования.
Приоритеты определяются основными направлениями государственной политики в области образования, потребностями социально-экономического развития, запросами заинтересованных сторон внутри и вне образовательных учреждений. Соответствующее проектирование и инновационная деятельность направлены на обеспечение образования и создание условий для развития системы образования.
Список литературы
- Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования/ Н.В. Бордовская. - СПб.: РХГИ, 2001.- 233с.
- Колесникова. И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для выс. учеб. заведений/И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; под. ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия,2005.-288с.
- Кривых. С.В. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем: дис.д-ра.пед.наук:13.00.01/ С.В. Кривых. Тюмень, 2000.-469с.
- Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами/Д.А. Новиков -М.: Народное образование, 2009.-452с.
- Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография/Т.Г. Новиков. - М.: АПК и ППРО, 2006.-290с.
- Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс]/ В.И. Слободчиков. -URL:http: refdb.