УДК 378.046.4

Изменения в образовании в результате использованияцифровых технологий

Абрамов Алексей Николаевич – учитель физической культуры средней школы № 45 в Красноярске

Аннотация: Данная статья рассматривает изменения, которые происходят в образовании благодаря применению цифровых технологий. Использование современных технологий позволяет существенно улучшить качество образования и повысить эффективность учебного процесса. Автор также обсуждают возможные проблемы и вызовы, которые могут возникнуть при использовании цифровых технологий педагогами, такие как необходимость подготовки учителей к работе с новыми технологиями и возможные примеры как реализовать данное обучение. В целом статья показывает, что использование цифровых технологий в образовании может привести к значительным изменениям и улучшениям в этой области.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация образования, ИКТ-компетенции, подготовка педагогов.

Современное состояние цифровизации российского образования не достигает той планки, на которой находится экономика и базовые сферы общества. На сегодняшний день отставание от современных вызовов наблюдается как в общем образовании, так и в дополнительном образовании.

Проблема связана с несколькими факторами. Одним из них является применение эффективных цифровых инструментов, которые активно используются в повседневной жизни, не в полной мере. Еще один фактор связан с отсутствием необходимой материально-технической базы для применения современных методов и приемов, основанных на использовании цифровых технологий в школьном образовании и, как следствие, низкой мотивацией или полным ее отсутствием в использовании электронных систем и продуктов.

Говоря об оснащении школ компьютерной техникой, следует отметить, что государство значительно увеличило финансирование в это направлении. На сегодняшний день практически во всех школах страны есть специально оборудованный класс информатики, более 90% от всех школ сегодня подключены к сети интернет [3, c. 5].

Поскольку проблема оснащения школ на данный момент является незначительной, а в скором времени и вовсе исчезнет. Следует обратить внимание подготовке профессиональных кадров с должным уровнем ИКТ-компетенций. Ведь современный профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями [2, c. 13].

Новые цифровые технологии позволяют решать важнейшие задачи образования, которые не решает или слабо решает современная российская школа на основе традиционных технологий. Современное поколение обучающихся с самого рождения находится в информационном поле и окутано гаджетами и технологиями. Сами цифровые технологии формируют среду и развиваются в ней.

Вот только часть изменений которые происходят в образовательном процессе, когда учитель активно и систематично применяет цифровые технологии на уроке:

  1. Процесс обучения становится более информативен, интерактивен и интересен обучающимся. Происходит взаимодействие между субъектами образовательного процесса. В котором учителю и ученику предоставляется возможность анализировать, обрабатывать, визуализировать, сохранять и передавать результаты для последующего использования всеми участниками процесса обучения. Эти возможности открываются перед участниками образовательного процесса при наличии программно-аппаратных и информационных средств и систем, а также учебно-методических материалов по их применению и предполагает:
  • Самостоятельный поиск и обработку информации;
  • Моделирование объектов, процессов и явлений;
  • Взаимодействие с объектами, находящимися на экране гаджетов;
  • Использование различных учебных инструментов в цифровой среде;
  • Управление различными виртуальными объектами, процессами с ощущениями "на кончиках пальцев";
  • Непрерывное и планомерное повышение к предмету и более глубокое его изучение.
  1. Персонализировать обучение становится проще благодаря развитию цифровых технологий и цифровых инструментов. При помощи их можно значительно упростить управление образовательным процессом, для предоставления доступа к большому объему материалов самой разной сложности, формировать материал для учеников разного уровня успеваемости. Применять тренажеры и учебные среды учитывая предпочтения обучающихся [1].

Если в прошлом персонализация обучения казалось чем-то сложным, а контроль за учебными достижениями и вовлеченностью в работу чем-то нереальным. То теперь благодаря технологиям это можно делать просто и оперативно. Оперативно оценивать динамику формирования навыков и компетенций, выявлять возникшие затруднения, принимать решения для корректировки своей работы.

  1. В современной российской школе уровень цифровой грамотности обучающихся вырос. Приходя в первый класс ребенок уже знает как взаимодействовать с гаджетами, он понимает принцип работы нового устройства и осваивает его с поразительной быстротой. Но это не только навыки работы с устройством, но и своего рода катализатор развития, который отражает компьютерную и ИКТ-грамотность.

Цифровая грамотность объединяет важные группы навыков: компьютерная грамотность включает как пользовательские, так и специальные технические навыки в области компьютеров, а грамотность в области ИКТ включает в себя коммуникационный компонент как набор пользовательских навыков использования услуг и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распространяются через Интернет и информационный компонент, который фокусируется на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способность наилучшим образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию [4, c. 33].

Важно понимать, что подготовка педагогов к работе с цифровыми технологиями не ограничивается только знанием программ и приложений. Необходимо формировать у педагогов цифровую компетентность, которая включает в себя умения и навыки работы с цифровыми технологиями, а также понимание их возможностей и ограничений. Для этого необходимо проводить системную работу по повышению квалификации педагогов, организовывать семинары, тренинги, мастер-классы по работе с цифровыми технологиями. Также важно создавать условия для самостоятельного изучения и применения цифровых технологий в учебном процессе.

Одним из важных аспектов подготовки педагогов к работе с цифровыми технологиями является создание цифровых учебников и образовательных программ. Такие материалы должны быть доступны педагогам и обучающимся, а также соответствовать современным требованиям и стандартам образования.

В целом, подготовка педагогов к работе с цифровыми технологиями является важным шагом на пути цифровизации образования. Это позволит не только повысить качество образования, но и подготовить новое поколение граждан, которые будут успешно адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира.

Список литературы

  1. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества образования в сфере информационных технологий. Части 1 и 2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov39.ru/actual/fiziko-matematicheskoeobrazovanie/1a0110_b828d7bead934d7e97d934fe12e03e1f.pdf [дата обращения 01.04.2020].
  2. Белова Е.Н. Становление и развитие сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / Белова Елена Николаевна. – Красноярск, 2019. – 44 с.
  3. Уваров А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров // Российское образование: достижения, вызовы, перспективы/ Москва, 2019. – Гл.1-4. – С.43-279.
  4. Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2017 г. ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/13585.
  5. Поляков В. П. Педагогическое сопровождение аспектов информационной безопасности в информационной подготовке студентов вузов: учебное пособие/ В. П. Поляков. – Москва: ФГБНУ «ИУО РАО» – 2016. – № 4. – С. 31-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими: