УДК 37

К вопросу о формировании ответственности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Попова Наталья Сергеевна – студент Иркутского государственного университета.

Научный руководитель Шумовская Альфия Гамировна – кандидат педагогических наук, доцент Иркутского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что ответственность как волевое качество необходимо ребенку дошкольного возраста для будущей школьной, а в дальнейшем и взрослой самостоятельной жизни. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то и формирование качеств личности ребенка, в том числе и ответственности, целесообразно решать посредством игровой деятельности. В данной статье авторами предложен вариант решения заявленной проблемы путем внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации определенных видов игр, направленных на формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: ответственность, дети старшего дошкольного возраста, игра, игровая деятельность.

Проблема формирования у детей дошкольного возраста такого волевого качества как ответственность, была и остается актуальной для рассмотрения исследователями отечественной и современной педагогики и психологии.

Формирование ответственности является основой для принятия решений и совершения действий, помогая ребенку контролировать повседневные жизненные ситуации и достигать поставленные цели.

Развитие способности к самостоятельному принятию решений требует постоянной ответственности, а также усвоения основных ценностей и навыков для достижения поставленных целей на протяжении всей жизни. Эта качественная характеристика помогает развивать уверенность в себе и способность управлять различными ситуациями, повышая значимость формирования ответственности у детей в возрасте старшего дошкольного периода, ведь именно дошкольный возраст является оптимальным временем для создания и развития личностных качеств, в том числе и формирования ответственности. По мнению Е.Н. Даньковой, «ответственность» — это личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результаты своей деятельности перед другими и самим собой» [2].

С учетом того, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности и имеет высокую ценность для развития личности в целом, в нашем исследовании мы будем формировать ответственность посредством данной деятельности. Несмотря на то, что дети имеют свободу выбора игры и ее организации, существуют строгие правила и определенное поведение, которые помогают детям развивать целенаправленность, принятие решений и ответственность. Игра также способствует формированию чувства коллективизма, справедливости и оценки своих и чужих поступков, что также является важным при формировании ответственности детей.

 «Игра – один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника игра является необходимым условием его всестороннего развития, одним из основных средств воспитания и развития. В процессе игровой деятельности у ребенка формируются и развиваются, а затем совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально обогащают его, создают хорошее настроение и радость успеха» [4].

На основе различных классификаций игр, а также опираясь на исследование Е.Н. Даньковой [2] мы предлагаем формировать ответственность посредством следующих видов игр: сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, игры с правилами (подвижные), досуговые.

Наш эксперимент мы организовывали на базе МБДОУ №20 города Иркутска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, 6 педагогов и 20 родителей.

Итак, на первом этапе нашего исследования мы осуществили диагностику детей старшего дошкольного возраста, используя методики: беседа «Что такое ответственность?» (автор Т.Ю. Иванова), модифицированная методика В.Г. Щур «Самооценка ответственности», модифицированная методика М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой «Методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций».

Для объективности распределения детей по уровням развития ответственности детей мы соотнесли результаты обследования дошкольников по вышеперечисленным методикам и выявили, что большинство детей были отнесены к среднему уровню развития ответственности 50% детей. Дошкольники, отнесенные нами к этому уровню, характеризуются тем, что выполняют порученное задание самостоятельно, иногда обращается за помощью, а также выполняют просьбы воспитателя не всегда охотно, с небольшими погрешностями.

К низкому уровню сформированности ответственности мы отнесли 40% детей. Дети, отнесенные нами к этому уровню, характеризуются тем, что выполняют порученное задание, но часто обращаются за помощью или отказываются выполнять задание. Не всегда выполняют просьбы воспитателя или выполняют после большого количества напоминаний.

Наименьшее количество детей находятся на высоком уровне развития ответственности 10% детей. Дошкольники, отнесенные нами к этому уровню, характеризуется тем, что они могут свободно сказать, что такое «ответственность», выполняют порученное задание полностью самостоятельно, а также выполняют просьбы воспитателя всегда охотно и четко.

На следующем этапе мы организовали формирующий эксперимент, включающий в себя следующие направления:

  • организация игровой деятельности детей в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей с учетом отбора видов и тематики игр, направленных на формирование ответственности;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центр игры) игровым материалом, стимулирующий желание детей старшего дошкольного возраста проявлять ответственность;
  • организация взаимодействия педагогов и родителей с целью формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Итак, в первую очередь, мы обогатили Центр игры дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, направленными на формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста, такими как: «Кто ответственный?», «За кого я отвечаю», «Волшебная ресничка», «Маски», «Мы артисты», «Подарок другу», «Как с тобой разговаривают?», «Разговор по телефону» и другие.

Также мы разработали рабочую тетрадь «Ответственный ребёнок». В ней представлены задания по формированию ответственности детей по следующим разделам: ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь, ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей, ответственность за домашних любимцев, ответственность за собственные вещи.

На следующем этапе мы организовали серию игр, направленных на формирование ответственности детей: игры с правилами «Волшебные камешки», «Кто ответственный?», «Волшебный стул», «Подарок другу», «Цветовое настроение», «Угадай, кто я?»; сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Моя семья», «Дочки-матери», «Магазин игрушек», «Больница»; подвижные игры «Через ручеек», «Найди себе пару», «Удочка»; сюжетно-дидактические игры «Почта», «Зоопарк», «Ярмарка», «Книжный магазин», «Библиотека», досуговые игры «Моё место», «Сокровища», «Краски», «Колечко», «Волк и козлята».

В качестве примера приведем дидактическую игру «Кто ответственный?», целью которой является научиться различать ответственное и безответственное поведение.

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог с мячом – в центре круга. Он бросает мяч всем по очереди и задает какую-либо ситуацию, например:

  • папа забыл об обещании сходить в цирк с сыном и уехал на рыбалку с друзьями;
  • мама помогла дочке сшить игрушку для кукольного театра, несмотря на усталость;
  • мальчик пошел гулять и оставил одну свою маленькую сестренку;
  • дети уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки;
  • девочка встает рано, чтобы успеть полить комнатные цветы;
  • перед поездкой на море папа ходил с сыном в бассейн и учил его плавать.

Ребёнок, который поймал мяч, должен сообщить, был ли кто-то ответственен в данной ситуации. Если мнение игрока согласуется с мнением большинства детей, то он перемещается в центр круга. Если дети не согласны с мнением кого-то, то все обсуждают этот вопрос и игрок остается на своем месте. После этого мяч передается педагогу, и игра повторяется. Цель каждого участника - как можно быстрее достичь педагога.

Представим ещё одну игру «Обязанность», целью которой является научить детей ответственно относить к порученным им делам.

Итак, на столе воспитателя размещены игрушки разного размера и цвета, включая медведей, неваляшку, матрешку, красные и синие чашки, а также большие и маленькие кубы. Воспитатель просит детей назвать игрушки, указывает на их размеры и цвет. Затем, по очереди вызывая детей, воспитатель дает им задания, связанные с использованием игрушек, например, налить чай из красной чашки медведю или поставить матрешку на маленький кубик. Если ребенок ошибается, игрушка проявляет неудовольствие. После выполнения последнего задания, все дети изображают неваляшек. В завершение, воспитатель просит детей помочь ему собрать игрушки и предметы и следит за правильным использованием слов «посадить», «поставить» или «положить».

Также мы организовали взаимодействие педагогов и родителей с целью формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Мы провели с ними следующие мероприятия: «Ответственный ребёнок» мастер-класс, «Ответственность детей старшего дошкольного возраста» собрание, «Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста» собрание.

На следующем этапе мы провели повторную диагностику детей по тем же методикам, которые были использованы нами на констатирующем этапе. По результатам повторной диагностики было выявлено следующее.

На высоком уровне находится 35% детей. Дошкольники, отнесенные нами к этому уровню, характеризуется тем, что они могут свободно дать определение понятию «ответственность», выполняют порученное задание полностью самостоятельно, а также выполняют просьбы воспитателя всегда охотно и четко.

На среднем уровне находится 55% детей. Дошкольники, отнесенные нами к этому уровню, характеризуются тем, что выполняют порученное задание самостоятельно, иногда обращается за помощью, а также выполняют просьбы воспитателя не всегда охотно, с небольшими погрешностями.

На низком уровне находится 10% детей. Дети, отнесенные нами к этому уровню, характеризуются тем, что выполняют порученное задание, но часто обращаются за помощью или отказываются выполнять задание.

Таким образом, в ходе теоретического анализа литературы по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, выявлено, что в результате организации и проведения серии игр с детьми в совместной со взрослыми и самостоятельно, обогащении Центра игры и целенаправленной работы с педагогами и родителями, у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, вырабатывается личное отношение к ответственности как к одному из важнейших нравственных качеств человека, развивается мотивация к осуществлению ответственного поведения. Поэтому, использование игровой деятельности как средства формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста, является актуальным решением заявленной проблемы.

Список литературы

  1. Данькова Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.07. Челябинск, 2008, 166 с.
  2. Михненко И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 607-608.
  3. Усова А. П. Обучение в детском саду: учеб. метод. пособие. М.: Сфера, 2016. 320 с.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Детство-Пресс, 2006. 268 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: