УДК 37.013

Методы дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний

Лобач Федор Сергеевич – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: Развитие и распространение цифровых технологий в повседневной жизни человека приобретает все больший масштаб: начиная от покупок товаров первой необходимости, заканчивая управлением автомобиля. Благодаря развитию телекоммуникационных сетей и интернета стал возможным переход от традиционного очного обучения к новым видам и форматам, одним из которых является дистанционное обучение. Благодаря электронному обучению стало возможным в большей мере удовлетворить важную человеческую потребность в постоянном систематическом развитии. Чаще всего электронное обучение применяется при выстраивании образовательного процесса для сотрудников компаний, что позволяет повысить качество обучения и минимизировать затраты. В статье рассматриваются ключевые принципы и особенности разработки электронных образовательных курсов. Определены этапы, которые важно пройти разработчику электронных курсов, для получения требуемых результатов обучения, а также сущность этих этапов. В статье рассматриваются предпосылки к внедрению дистанционных методов обучения и повышения квалификации персонала компаний. Определены методы дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний, а также их сущность.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный курс, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, цифровые технологии, методические материалы, методы онлайн-обучения.

В текущих условиях и реалиях вопросы внедрения и использования дистанционных технологий в рамках процесса обучения и повышения квалификации персонала компаний приобретают все большую актуальность. Стремительное и интенсивное развитие цифровых технологий, увеличение количества современных устройств связи и коммуникации, систематическое увеличение количества информации влияет на процесс обучения и повышения квалификации персонала компаний. Все чаще в эти процессы интегрируются и внедряются дистанционные технологии. На ситуацию с обучением и повышением квалификации персонала компаний также повлияла всемирная пандемия COVD-19. Большинство компаний из разных сфер и секторов экономики переводили своих сотрудников на удаленный формат работы на время пандемии. При этом потребность в обучении и повышении квалификации персонала лишь возрастала, что привело к массовому переходу на дистанционный формат обучения и повышения квалификации сотрудников. Многие компании столкнулись с данным форматом впервые, начав оперативный переход к онлайн обучению и повышению квалификации. В данных реалиях особенно остро встает вопрос эффективности и результативности обучения и повышения квалификации в дистанционном формате. Ведь специфика дистанционного формата обучения и повышения квалификации не позволяет говорить о подобности результатов обучения в сравнении с очным форматом обучения и повышения квалификации персонала компаний.

Существует несколько определений электронного обучения. Например, в Федеральном Законе ФЗ №273 в статье 15 «Реализация образовательных программ использованием электронного обучения» дается следующее определение: «один из видов обучения, при котором реализация образовательных программ происходит с использованием компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных сетей». Важно подчеркнуть, что в данном определении возможна как частичная, так и полная реализация обучающих программ с использованием дистанционных технологий [1, c. 123].

Говоря о дистанционном обучении персонала важно отметить, что на сегодняшний день существуют различные методы и форматы, которые используются в образовательном процессе. К наиболее распространенным современным методам дистанционного обучения персонала можно отнести 6 основных методов. Все из них изображены на рисунке 1 [2, c. 87].

 1

Рисунок 1. Современные методы дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний.

Диалоговые тренажеры

Метод чаще всего используется для проработки и изучения различных моделей коммуникации, которые потенциально могут встречаться на работе у сотрудников. К таким коммуникационным моделям может относиться презентация продукта, общение с клиентом, ведение переговоров, а также развитие умений общаться на иностранном языке. Чаще всего данный метод используется в совокупности с электронными курсами для повышения эффективности обучения. В таких ситуациях в формате сторителлинга участнику обучения предлагается провести коммуникационное взаимодействие с персонажем диалогового тренажера. Участнику обучения необходимо поочередно выбирать из предложенных фраз наиболее подходящие в рамках контекста. Каждый выбор участника влияет на последующие предлагаемые фразы и в итоге приводит к различным результатам. С помощью диалогового тренажера можно не только реализовывать процесс обучения и повышения квалификации персонала компаний, но и проводить проверку знаний. В данных ситуациях результаты прохождения диалогового тренажера будут делиться на 2 вида: успешное прохождение и неуспешное прохождение.

Обучающие игры

При использовании данного метода зачастую происходит частичное моделирование задач, которые решает сотрудник, в рамках рабочего процесса в игровой форме. Во многих компаниях существует практика внедрения как индивидуальных, так и многопользовательских игр, в процессе которых участники обучения получают необходимые знания, формируют умения и навыки, а также получают опыт. В некоторых комплексных играх предусмотрено взаимодействие участников между собой, результат которого напрямую влияет на итоги каждого участника. Геймификация рабочих задач повышает вовлеченность участников обучения, стимулируя их получать знания, развивать умения, навыки и получать опыт в интерактивном игровом формате, что является одной из особенностей этого метода. Одним из недостатков данного метода является сложность в разработке, организации и проведении образовательных мероприятий. Зачастую для реализации дистанционных обучающих игр необходима специализированная платформа, комплексная методическая разработка и несколько сотрудников, главной задачей которых будет оперативная поддержка процесса реализации игры [3, c. 135].

Вебинары

К вебинарам относятся дистанционные мероприятия, в рамках которых сотрудники могут получать необходимые знания, развивать умения и навыки в режиме реального времени, находясь при этом в разных географических точках. Ведущий обучения имеет возможность реализовывать живую коммуникацию с участниками обучения, передавать свой опыт и транслировать экспертизу. Для проведения вебинаров используются специализированные платформы для дистанционного обучения персонала, такие как Zoom, WebTutor, Google Meet, Teams и другие. Длительность вебинаров ниже, чем у обычных тренингов из-за специфики взаимодействия ведущего с аудиторией и составляет от 30 минут до 4 часов. Одним из преимуществ данного метода является возможность записи вебинара для дальнейшего использования. Так участники обучения, которые не смогли присутствовать лично на вебинаре, смогут посмотреть его в записи. При этом одной из особенностей данного метода является синхронный формат обучения, что во многом осложняет его реализацию в крупных компаниях, где количество участников обучения может достигать 5000 человек.

Чат-бот

Под чат-ботом понимается специализированное программное обеспечение для социальных сетей и платформ для коммуникации, с помощью которого участники обучения могут задавать вопросы, исследовать данные, выполнять рабочие задачи. Чат-боты запрограммированы на ведение диалога с сотрудниками, имитируя реальное общение. Одним из главных трендов в развитии данного метода является использование искусственного интеллекта для повышения качества обучения персонала с помощью чат-ботов. Данный метод дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компании на данный момент только получает свою распространенность в российских компаниях. В текущих реалиях чат-боты сложны в разработке и использовании из-за отсутствия большого количества каналов коммуникации, способных поддерживать интеграцию со сторонним программным обеспечением. Также при реализации чат-ботов необходима высокая экспертиза работающих над ними сотрудников, что также усложняет данный процесс.

Виртуальная реальность

Данный метод активно расширяет свои горизонты и уже активно используется в образовательных целях. С помощью виртуальной реальности можно имитировать различные рабочие ситуации, начиная от проведения встреч, заканчивая управлением вертолетом. Данный метод активно используется при обучении пилотов, врачей, бизнес-тренеров, а также сотрудников, которые выполняют опасные для жизни задачи. При обучении данный метод дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний часто используется в совокупности с другими методами. Данный метод является менее распространенным из всех других из-за особой сложности в его реализации. Для дистанционного обучения персонала методом виртуальной реальности необходимо специализированное оборудование и программное обеспечение, стоимость которого довольно высока для массового обучения.

Электронные курсы

Под электронными курсами понимается дистанционная образовательная программа в формате структурированного методического материала по той или иной теме, которая помогает достичь образовательных целей обучающихся. Данный метод обучения предлагает участнику обучения самостоятельно получать знания, применять их, развивать умения и навыки в любое удобное для него время. При этом в чаще всего в электронных курсах также предусмотрена проверка усвоения материала при помощи тестирований, вопросов, кейсов и другим методов оценки знаний [4, c. 12].

Каждый из методов обучения имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с другими. Выбор подходящего метода дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний с использованием дистанционных технологий осуществляется, основываясь на образовательных целях, которые ставят перед собой специалисты отделов обучения, развития и повышения квалификации в компаниях, а также на имеющихся ресурсах [5, c. 43].

Таким образом, на ситуацию с активным развитием и формированием современных методов дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний главным образом повлиял всеобщий тренд цифровизацию на цифровую трансформацию различных технологий. Также на ситуацию повлияла всеобщая мировая пандемия COVID-19, из-за которой многие процессы компаний были переведены в дистанционный формат. К таким процессам относится обучение и повышение квалификации персонала компаний.

Существует 6 основных методов дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний: диалоговые тренажеры, обучающие игры, вебинары, чат-боты, виртуальная реальность и электронные курсы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбор метода осуществляется на основе образовательных целей, особенностей целевой аудитории и имеющихся ресурсах. Развитие данных методов и появление новых поможет повысить эффективность корпоративного обучения и повышения квалификации персонала компаний.

Список литературы

  1. Балабанова Л. В. Управление персоналом / Л. В. Балабанова, О. В. Сардак. – К.: Центр учебной литературы, 2011. – 468 с.
  2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 194 с.
  3. Данилов Юрий Леонидович. Об опыте дистанционного обучения // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №11 (213). – С. 133-137.
  4. Секлетова Н.Н., Тучкова А.С., Носков С.А. Системный подход к обучению персонала // Экономика и социум. 2022. №11-1 (102). – С. 12-18.
  5. Татаринов Константин Анатольевич. Эволюция электронного обучения: прошлое, настоящее, будущее // БГЖ. 2021. №4 (37). – С. 43-44.

Интересная статья? Поделись ей с другими: