УДК 37.091

Программа scormhero как цифровой инструмент преподавания иностранного языка

Екимова Наталья Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Профессиональных коммуникаций Российского университета транспорта.

Аннотация: В настоящей статье рассматривается программа scormhero как цифровой инструмент преподавания иностранного языка. Приведен анализ исследований, посвященных цифровым средствам обучения. Показаны преимущества программы scormhero для преподавания иностранного языка.

Автор приходит к выводу о возможности дальнейшего исследования программы scormhero как цифрового инструмента преподавания иностранного языка и о необходимости трансфера цифровых технологий в процесс преподавания иностранных языков, а также о существенной роли преподавателя в процессе получения языковых знаний учениками, в том числе при условии использования цифровых инструментов.

Ключевые слова: scormhero, e-learning, инновации, цифровое образование, цифровые компетенции.

Для эффективного обучения иностранному языку учащихся необходимо погружать в искусственную языковую среду, что в современном мире достигается использованием разнообразных цифровых инструментов обучения.

Цифровые инструменты обучения представлены в виде интерактивных систем, которые могут взаимодействовать с анимированной компьютерной графикой, со звуком, видеокадрами, статическими текстами и изображениями, оказывая одновременное воздействие на учащегося по различным информационным каналам, причем учащемуся отводится активная роль.

С учетом процессов цифровизации, в том числе в сфере образования, целесообразно создавать и обновлять в режиме реального времени определенную типологию цифровых технологий в обучении иностранному языку, определять возможности их применения и трансформировать методику работы с ними в условиях смены методологической парадигмы [1, с. 15]. Полагаем, что реализация успешной цифровизации образования возможна при совершенствовании материальной базы, программного и методического обеспечения, приобретении соответствующего опыта преподавателями.

Много исследований в настоящее время посвящено использованию цифровых инструментов для преподавания иностранного языка. Так, в исследовании [2, с. 75] анализируется феномен геймификации в образовательном процессе. Обращается внимание на то, что несмотря на обширное внедрение игровых практик в различные сферы жизни (маркетинг, бизнес и т.д.), геймификация образования на сегодняшний день не получила должного распространения, что, по всей видимости, не является случайным: игровые подходы, существующие в современном образовательном процессе, до сих пор недостаточно эмпирически исследованы, а вопрос качества знаний, получаемых в процессе геймифицированного обучения, также не решен окончательно [2, с. 78].

В работе [3, с. 143] исследуется важность дизайна мобильных приложений для e-learning. Авторы приходят к выводу, что для эффективного интерактивного обучения студентам необходимо иметь доступ к широкому спектру интерактивных сред или программ. В частности, кроме оснащенности аудиторий или покупки образовательными учреждениями разнообразного программного обеспечения, техники в пределах традиционного образования, целесообразно разрабатывать программные продукты для возможностей e-learning.

Одним из таких продуктов является программа scormhero, которую можно использовать как цифровой инструмент преподавания иностранного языка.

SCORM представляет собой международный стандарт для создания электронного курса. Опубликованный в SCORM курс будет понятен практически для любой системы e-learning [4, с. 142].

Программа scormhero представляет собой свод технических правил, которые позволят создать учебный курс, в том числе по изучению иностранного языка, функционирующие на любой платформе. С помощью данной программы можно подробно описать структуру электронного урока, принципы его взаимодействия с системой обучения.

Весь учебный материал пакуется в SCORM-пакет – zip-архив, внутри которого файлы расположены в соответствующей последовательности, и легко открываются в любой системе e-learning [5, с. 68].

Чтобы электронный курс можно было использовать в системе e-learning, важно правильно упорядочить файлы, написать код их взаимодействия. Что, в свою очередь, требует соответствующих технических знаний и понимания правил работы программы [6].

Преимущества программы scormhero как цифрового инструмента преподавания иностранного языка заключаются в следующем: во-первых, курс в формате Scormhero может использоваться в любой системе дистанционного обучения; во-вторых, электронный курс не обязательно проходить весь целиком, его можно разбить на этапы без ущерба для учебного процесса; в-третьих, успеваемость обучающегося можно отслеживать дистанционно благодаря имеющейся системе обратной связи. Программа позволяет выстроить четкую структуру курса и задать правила перехода из раздела в раздел. Наконец, курс в формате Scorm имеет модульную структуру, где каждый модуль можно использовать в любом другом образовательном курсе системы e-learning.

Для того, чтобы собрать электронный курс по изучению иностранного языка с помощью программы scormhero целесообразно использовать приложение на базе PowerPoint. Основой для электронного урока по иностранному языку послужит любая презентация, которая используется на занятиях со студентами.

Электронный курс иностранного языка представляется в виде некоего независимого «пакета», которые включает в себя непосредственно (ресурсы) и манифест (описание). В качестве ресурсов в «пакете» выступают самые различные виды файлов — начиная от аудио- и видеоформатов и заканчивая HTML-страницами и простыми текстовыми файлами.

Манифест – это описание внутреннего содержимого в виде XML файла, включающего в себя фиксированное имя imsmanifest. xml и определённый формат. Он описывает метаданные, информацию об организации учебных материалов, описание ресурсов, вложенные манифесты.

В описании ресурсов включен список используемых ресурсов. Каждый ресурс состоит из различного числа файлов с обучающими материалами. То есть ресурс - это ссылки на файлы, которые составляют содержимое курса. Один из этих файлов помечен как основной, т.е. тот, с которого следует начинать отображать данный ресурс.

Тем самым, создается некоторая система файлов, входящих в пакет: все файлы содержимого и файл манифеста. Файлы, представляющие содержимое, могут находиться в любых папках различного уровня вложенности, а файл манифеста imsmanifest.xml должен располагаться непосредственно в корневом каталоге курса.

После этого все файлы упаковываются в единый PIF-файл (Package Interchange File). В качестве основного формата для PIF-файла рекомендуется использовать архив PKZip (.zip). Получившийся файл электронного курса иностранного языка очень просто распространять и использовать, т.к. всё содержимое курса представлено в виде одного файла. Использование же алгоритмов сжатия (в архиваторе ZIP) способствует экономии дискового пространства, необходимого для размещения курса.

Анализ, проведённый в настоящей статье, позволяет сделать следующие выводы. Цифровые образовательные стандарты в ближайшем будущем предусматривают использование автоматизированных и цифровых образовательных инструментов. Использование различных сервисов, в том числе программы scormhero, является эффективным инструментом для создания презентаций, подкастов, видеоматериалов с гиперссылками оказывает большое влияние на содержательность урока, помогает студентам с интересом воспринимать изучаемый материал. Использование цифровых технологий в обучении иностранному языку открывает новые возможности, как для педагога, так и для обучающегося.

Цифровые обучающие технологии, в том числе, рассматриваемая нами программа имеют огромный обучающий потенциал. Поэтому считаем целесообразным апробировать в реальном учебном контексте их способности стимулировать различные виды речевой деятельности и возможности по-новому организовывать контактный и бесконтактный учебный процесс.

Список литературы

  1. Donovan J. Widening student participation through technology: Universities can gain from employing digital tools in their teaching and learning strategies // Research Information. – 2017 – № 93. – 15 p.
  2. Dicheva D. Dichev C., Agre G., Angelova G. Gamification in education: a systematic mapping study. Journal of Educational Technology & Society. 2015. Vol. 18. No. 3. P. 75.
  3. Viberg O., Grönlund Å. Understanding students’ learning practices: challenges for design and integration of mobile technology into distance education // Learning, Media and Technology. 2017. Т. 42. № 3. С. 357–377.
  4. Genova M.M. 21st century language classroom with digital tools and resources // Indus-try 4.0. – 2019. – Vol. 4. – № 3. – Pp. 142-145.
  5. Olek-Taszarek W. ICT tools for our schools // Foreign Language Education and its Cross-Curricular Links. – 2017. – С. 67-79.
  6. SCORM CONVERTER [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scormhero.com/#/ (дата обращения: 09.03.2022).
  7. Рогозин О.В. Представление знаний в обучающей системе на основе SCORM технологий [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iedtech.ru/files/journal/2010/2/rogozin_scorm-technologies.pdf (дата обращения: 09.03.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: