УДК 37

Организация процесса воспитания общечеловеческих и национальных ценностей в изучении педагогических дисциплин

Кирсанова Светлана Станиславовна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Мелитопольского государственного университета.

Заброда Станислав Николаевич – кандидат зоологический наук, и.о. доцента Мелитопольского государственного университета.

Аннотация: В настоящий момент в педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору общественного развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные особенности того или иного народа или отдельного региона имеют большое влияние на развитие всего общества. школа и семья должны активизировать процесс возрождения общечеловеческих ценностей, придавая процессу воспитательный характер, обеспечивающий его продуктивность. Учитывая мировой опыт, можно сказать, что общечеловеческие ценности более чем важны; они являются абсолютным эталоном всех культур и эпох. Нарушение общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против общества. Без него невозможна нормальная жизнь человечества.

Ключевые слова: процесс глобализации, духовность, человечество, высшая школа, духовные ценности, парадигма образования, эпоха духовности, межкультурная коммуникация, духовные ценности, общечеловеческие ценности.

Глобализационные процессы социально-экономических и духовно-культурных преобразований на рубеже нового тысячелетия в значительной мере способствуют повышению роли образования и культуры в современном обществе, возрождению духовности. Человечество начинает осознавать значимость духовно-нравственных ценностей образовательной системы XXI века, которое является, по сути эпохой духовности, эпохой человека.

Высшая школа сегодня в Украине переживает процесс модернизации, который направлен на вхождение в европейское пространство, сохранение национальных традиций высшего образования, на подготовку специалистов международного уровня и высокодуховных людей, способных к утверждению и обогащению духовных ценностей. Это вызывает необходимость разработки новых научных подходов к воспитанию студенческой молодежи в высших учебных заведениях педагогического направления в условиях поликультурного пространства, острой потребности в межкультурных коммуникациях, обеспечивающих духовную направленность планетарного воспитания.

Модернизация высшего образования связана не только с повышением качества образования, но и с необходимостью усложнения содержания воспитания, акцентирования внимания на культурологических воспитательных аспектах как приоритетных в образовательной деятельности. Культура как духовный смысл и сущность человеческой жизни должна стать существенным содержанием государственной образовательной политики, направленной на создание новой цивилизации и культуры жизни [4, c. 67]

Особое значение сегодня приобретает проблема воспитания духовных ценностей у студенческой молодежи и, в частности, у студентов вузов педагогического направления. Наиболее важным условием безопасности общества является наличие и сохранение системы культурных и духовных ценностей, составляющих ценностный смысл человеческого бытия. Именно педагог обеспечивает в обществе воспроизведение и трансляцию духовных ценностей, осуществляет духовную связь поколений и духовного опыта человечества. В руках педагогов будущее всей планеты-формирование нового человека с аксиологически сориентированным гуманистическим мышлением. Итак, воспитание духовных ценностей у студенческой молодежи педагогических учреждений направлено на решение одной из самых актуальных проблем современности – воспитание живой чистой души ребенка через духовное наставничество, духовное взаимодействие родителей, детей, воспитателей, через организованное культурное и поликультурное пространство, которое способствует гармонизации детского сердца, вхождения в сокровищницу своего сердца, формированию внутреннего мира подрастающего человека.

Несмотря на усиление интереса к воспитательному процессу в Высшей школе, который связан со сменой парадигмы образования XXI века, достижений современной гуманитарной науки о человеке как высшей духовной ценности, проблема воспитания духовных ценностей у студентов педагогических учреждений все еще остается недостаточно изученной и недостаточно технологически разработанной. Актуальность определенной проблемы и объективная потребность общества и педагогической науки в ее методологической, теоретической и практической разработке обусловили выбор темы исследования – “воспитание духовных ценностей у студенческой молодежи в поликультурном пространстве”.

Такие понятия как” духовная жизнь“,” духовная культура“,” духовные ценности“,” духовная деятельность " всегда были в эпицентре внимания общества любого исторического периода. Они привлекали внимание как ученых гуманитарных, так и естественных наук [2, c. 49].

Духовная деятельность имеет два аспекта: духовно-продуктивная деятельность-деятельность по производству духовных ценностей и духовно – практическая деятельность-деятельность по овладению социального опыта, накопленных человечеством духовных ценностей в процессе культурного развития людей.

Философский анализ категории "ценность" предполагает ее всеобщность. Аристотель подчеркивал, что ценности людьми воспринимаются по-разному. Например, в оценке счастья проявляется единство изменчивого и устоявшегося, особенного и всеобщего. Эпоха Возрождения (М. Кузанский, Э. Ротердамский, М. Монтень) признала высшей ценностью человека [5, c.56]. Все последние ценности являются таковыми лишь постольку поскольку обеспечивают развитие человечествапредставители немецкой философии (Гегель, Кант, Фихте, Шелинг) утверждали, что нравственные, духовные ценности априорно присущи внутреннему миру человека, его душе.

Обработав немало литературных источников нами были сделаны выводы, что традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и материализма от Демокрита до Фейербаха отличается нераздельностью бытия и ценности. Теория ценностей (аксиология) как направление в зарубежной философии сформировался в 20-50 гг. ХХ века в трудах немецких и американских философов (М. Шеллер, Н. Гартман, Р. Перри, С. Пеппер). Во второй половине XIX века основные положения теории ценностей разрабатывались г. Риккертом, В. Виндельбандом. Они доказывали, что неизменными ценностями являются общечеловеческие, общекультурные, социальнозначимые

На основе изучения взглядов Русских (В. Соловьев, М. Бердяев), западноевропейских философов (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Ортега-и-Гассет), философов-космистов (В. Соловьев, В. Вернадский, Д. Чижевский) сделан вывод, что проблема человека, его духовных ценностей органически связана с раскрытием творческой природы человека, с его духовностью, духовными силами, духовной жизнью, что придает ему смысл.

В философских концепциях "сердца" Г. Сковороды, П. Юркевича раскрывается процесс духовной деятельности человека, нравственная чистота, этико-эстетический взгляд на мир. Идеи А. Потебни имеют непревзойденное значение для осознания сущности национальных ценностей [1, c.87].

Культурологический подход требует рассматривать дисциплины гуманитарного цикла как составляющую духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретной культурной среде, а это значит, что существенным в подготовке будущего специалиста является осмысление культурных достижений родного края, страны, всего мира, то есть национальных и общечеловеческих ценностей, к которым относится культура языка [3.c.34].

Надо отметить, что культура речи – это прежде всего установленная наукой и социальной практикой нормативность языка, богатство его словаря и фразеологического фонда, четкость речевого мышления. Культура языка является духовным состоянием всего народа. Речевая культура призвана играть все более весомое значение не только в духовной, культурной жизни, но и социально-политических и идеологических сферах многонационального и поликультурного общества [2, c 79].

Вывод заключается в том, что поликультурность это способность образования и воспитания обучать студенческую молодежь воспринимать многообразие культур, способность создать условия для формирования толерантности, а это в свою очередь способствует формированию национального сознания, патриотизма, интеркультурной коммуникации личности.

Список литературы

  1. Н. П. Волкова Педагогика. Пособие, Киев: Издательский центр «Академия», 201 406 с.
  2. Гончаренко Семен. Украинский педагогический словарь. – К.: Лебедь, 2017. – 376 с.
  3. Долженко В.А. Взаимодействие общечеловеческих и национальных ценностей как отражение взаимодействия культур // Духовность личности: методология, теория и практика: Сб. наук. пр. / Гл. ред. Г.П. Шевченко. – Вип. 6. – Луганськ: Изд-во. нац. ун-та им. В. Даля, 2015. – С. 255-265.
  4. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2014. – 2-еизд., испр. и доп. 234 с.
  5. Стейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания.- М.: Парсифаль,2016. – 80с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: