УДК 37

Развитие хореографических данных у детей младшего школьного возраста

Трифонова Данна Алексеевна – студент бакалавриата по программе "Педагогическое образование (хореография)" кафедры Хореографического искусства Высшей школы искусств Казанского государственного института культуры.

Аннотация: В данной статье представлен анализ понятия «хореографические данные». Раскрыта значимость хореографии для полноценного эстетического совершенствования ребенка. Проанализированы возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Описана специфика развития хореографических данных у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: хореография, хореографические данные, младший школьный возраста.

Хореография заметно выделяется среди других видов художественно-музыкального творчества, обладая прекрасными возможностями для гармоничного физического и эстетического развития детей школьного возраста.

Танец как главный предмет и объект искусства хореографии считается мощным источником первых глубоких эстетических впечатлений ребенка и способен оказать огромное влияние на формирование его творческого «я». Любые виды танца способствуют совершенствованию музыкального и художественного вкуса, расширению кругозора, тренировке гибкости и пластичности, и в целом, хорошему физическому развитию. Кроме того, занятия хореографией повышают уровень духовности и нравственно-этической составляющей личности [4].

Во время занятий танцевальным искусством с учащимися младших классов обязательно учитываются особенности этого возраста. Сегодня острейшей проблемой начального школьного периода считается ослабление общего состояния здоровья на фоне адаптационного стресса и привыкания к новому школьному сообществу. В этой связи необходимо искать инновационные способы повышения физического и психического потенциала учащихся, чтобы обеспечить им требуемый уровень готовности к разнообразным школьным нагрузкам [1].

Развитие различных физических качеств, в число которых входит гибкость, имеет свою специфику, играя важную роль в повышении двигательных возможностей людей и отражаясь на степени овладения человеком различными движениями. Этап возрастного развития, рассматриваемый в литературе как «младший школьный возраст», является очень важным, он характеризуется как переломный и сопровождается целым рядом качественных изменений, затрагивающих все функции организма. В рассматриваемый период активно развиваются физические навыки, причем наиболее эффективен данный процесс в ходе применения игровых форм при обучении детей новым движениям [2].

Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать особенности их эмоциональных состояний, поскольку в возрасте от шести до десяти лет существенно повышен уровень эмоциональности, часто переходящей к перевозбуждению. Занятия важно организовывать таким образом, чтобы добиться положительного эмоционального поля, которое не способствует чрезмерному психическому возбуждению. В младшем школьном возрасте дети становятся более самостоятельными, более уверенными в себе по сравнению с дошкольными годами. Они могут заниматься хореографией длительное время, точно выполнять задания педагога. Младшие школьники, в отличие от дошкольников, лучше понимают, что от них требуется, у большинства из них уже сформирована осанка и первоначальные танцевальные навыки.

Постановка разнообразных танцев помогает детям развиваться всесторонне. К примеру, формированию пространственного мышления очень способствует анализ алгоритма каждого движения и его составляющих элементов. Каждая танцевальная композиция имеет собственный пространственный рисунок, выполняемый разными частями тела, которыми рисуют линии, углы, диагонали, круги и квадраты.

Одновременно на уроках танцев младшие школьники на практике начинают понимать, что такое «сила тяжести», «центр тяжести», «импульс движения», «ось поворота», «действие и противодействие» и другие понятия из курса физики.

Хореографические занятия дают возможность знакомиться со словами из разных иностранных языков, так как движения исторического и современного европейского танца могут иметь немецкие и английские названия, латиноамериканского – названия на испанском языке, а классического танца – на французском. Объединение танцевального образа и названия определенного движения помогает лучше запоминать слова из других языков.

Танцевальная практика расширяет кругозор, знания детей об окружающем мире и о странах, где зародился конкретный танец, позволяет улучшать навыки коммуникации и понимание других людей. Язык танца понятен многим и не требует перевода.

Принципы хореографического образования несут в себе особые требования к развитию эстетических качеств личности. Поскольку потребности современного общества диктуют новые условия личностного функционирования, для большинства руководителей уже недостаточно решения задач, связанных только с механическим выполнением действий. Такая тенденция требует внедрения в процесс обучения новых нестандартных методов и приемов, способствующих формированию творческого подхода к любой деятельности.

В воспитательном хореографическом процессе важнейшую роль играет музыкальный материал, являющийся основным выразительным средством хореографии, основополагающим компонентом в формировании исполнительского мастерства и музыкального слуха благодаря метроритмической и ладогармонической составляющей. Музыка, состоящая из собственных выразительных средств, обладает колоссальным многосторонним воздействием на человека и формирует его эстетический вкус [6].

Танцевальное искусство синкретично, то есть неразрывно соединяет в себе многие элементы - чувство ритма, музыкальный слух, согласование движения и музыкального такта, понимание музыкального и танцевального образа, тренировка гибкости и грации, развитие мышечной силы и пластической выразительности [5]. Хореографические уроки эквивалентны нагрузке на организм, сравнимой с объединением нескольких спортивных видов. Но при этом движения танца, отработанные годами и даже веками, не несут опасности и положительно влияют на детское здоровье [3].

Хореографические упражнения превосходно развивают эмоциональные реакции, отзывчивость, отклик на музыку. Эволюция идет логично, от простых к усложненным танцевальным построениям, хорошо тренируя пространственно-мышечное ощущение. Постоянные занятия танцами выправляют чрезмерный поясничный изгиб и сутулость, ребенок становится изящнее и стройнее. Дети приобщаются к миру искусства, им прививается вкус к классической музыке и эстетике движения.

Обучение хореографии поддерживает и развивает потенциал личности, причем именно те его стороны, которые почти не затрагиваются при овладении другими школьными предметами - это творческая спонтанность, живое воображение, способность видеть явления и образы с различных точек зрения. Подобно иным видам искусств, танцевальное искусство совершенствует эстетическое восприятие и воспитывает духовность, но в отличие от них, ощутимо развивает и физические качества.

Хореография благотворно воздействует на эмоциональное, физическое, эстетическое детское самоосознание, оказывает оздоравливающее действие. Одновременное формирование всех этих личностных качеств подготавливает поле для их дальнейшего роста и взаимообогащения, гармонизируя личность ребенка в целом. В этом и заключается главная ценность хореографии – эмоции, интеллект, физические и духовные процессы под ее воздействием сливаются в одно целое [1].

Психологический стержень личности, который закладывается во время занятий танцами, становится основой для формирования в дальнейшем мотивационных, лидерских и волевых качеств личности. Выготский Л.С. отмечал, что для младших школьников характерно наглядно-образное мышление, которое выстраивается на основе наблюдения окружающих предметов, но в условиях танцевального коллектива у детей развивается также и отвлеченное мышление благодаря использованию импровизаций и игровых форм при постановке актерского мастерства. Хореографическое искусство через обучение сложной пластике танца учит адекватно сочетать высокую духовность с решением повседневных задач. Через танец ребенок смелее выражает свою индивидуальность, быстрее формирует собственное мировосприятие и расширяет границы мышления, выстраивая его образно-художественные грани.

Мы можем сделать вывод, что формирование танцевальных умений у младших школьников должно происходить комплексно и учитывать особенности этого возрастного периода. В целом, занятия хореографией имеют решающее влияние на развитие чувства ритма, тонкого эмоционального восприятия, понимания музыкальных образов и выстраивания пространственного мышления.

Список литературы

  1. Дрогомерецкий В.В. Низкая двигательная активность как фактор проявления отклонений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста // Научный журнал Дискурс. 2017. № 7 (9). С. 27–34.
  2. Ересько И. Е. Развитие физических данных хореографов в рамках дисциплины «Хореографическая подготовка: тренаж классического танца // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: профессиональные стандарты и трудоустройство молодого специалиста : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 26 апреля 2019 года / Под научной редакцией Е.В. Савеловой. Хабаровск: Хабаровский государственный институт культуры, 2019. С. 107-112.
  3. Королева Н. Е. Коррекция физического развития детей средствами хореографии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1. С. 139-143.
  4. Кустовская Е. А., Патрикеева Л. А., Фархутдинова Г. Р. Значение народной хореографии в формировании и развитии творческой личности ребенка // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 3(9). С. 126-128.
  5. Назаревская О. А. Уроки хореографии в системе дополнительного образования как средство физического и эстетического развития детей и подростков // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сорок седьмая международная научно-практическая конференция, Белгород, 25 апреля 2022 года. Белгород: ООО ГиК, 2022. С. 135-139.
  6. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник. Москва : ИНФРА-М, 2018. 405 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: