УДК 37.013

Деятельность педагога общеобразовательной школы в условиях модернизации и цифровизации школьной среды

Золина Екатерина Сергеевна – студентСтавропольского государственного педагогического института.

Книга Алина Эдуардовна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Тулупченко Юлиана Романовна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Селюкова Екатерина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: Онлайн-обучение является одной из современных форм цифровой организации учебного процесса, позволяет осуществлять обучение независимо от места проживания обучаемого, а также оперативно реагировать на динамику изменения содержания предметной области путем обновления учебного контента.

Ключевые слова: онлайн обучение, учебный процесс, Интернет, коронавирус, педагог, ученик, образование.

В последние годы отмечается стремительная цифровизация всего окружающего мира. Коснулась она и сферы образования. Онлайн-технологии значительно расширяют возможности обучения на всех ступенях, начиная с детского сада и заканчивая переподготовкой и повышением квалификации специалистов. Реализовывать образовательные программы посредством сети Интернет можно для обучающихся в разных точках страны и мира, учебные материалы можно легко и быстро обновлять и изменять с учетом меняющей ситуации [1]. На сегодняшний день наблюдается значительное снижение интереса учащихся к общим образовательным предметам, так как традиционные методы обучения иногда не способны удовлетворить потребности обучающихся, тем самым они снижают мотивацию учащихся к учебному процессу.

Та традиционная модель образования, которая существует много лет в РФ, не обладает возможностью обеспечения становления так называемого «человека будущего»[2]. Такой человек должен обладать творческим подходом, уметь мыслить нестандартно и самостоятельно справляться с возникающими проблемами, при этом обладать навыками сотрудничества, уметь работать в команде. Также «человек будущего» должен быть готов к непрерывному образованию, в том числе и к самотрансформации, самоизменению. Таким образом, деятельность современной школы должна быть направлена на достижение вышеперечисленных целей.

В ходе реализации программ, направленных на подготовку педагога к работе проведения онлайн-уроков необходимо обучиться самой методике преподавания как совокупности приемов, методов онлайн-обучения по отдельным дисциплинам (например, математике) на всех уровнях образования, а также методам проведения отдельных видов дистанционного контроля, лабораторных и практических занятий[3]. При переходе в цифровую среду основные традиционные требования, предъявляемые к педагогу, значительно преобразуются.

В онлайн-образовании педагог совмещает сразу две роли: управляющего процессом образования (тьютора) и эксперта в своей области знания. Ему важно не только транслировать заданный учебным планом предмет, но и мотивировать студентов, контролировать их деятельность на всем протяжении обучения, давать оперативную обратную связь. Все это осложняется тем, что обучающиеся находится в разных местах. Поддерживать порядок в киберклассе гораздо сложнее, чем в обычном учебном кабинете. А как сложно овладевать вниманием слушателей! Если онлайн-лекция не нравится, ее можно просто выключить, что немыслимо в условиях традиционного обучения.

Необходимым условием в реализации нового формата учебного процесса должна была выступать хорошая обратная связь, для того, чтобы суметь внести необходимые корректировки своевременно, чтобы суметь изменить нужные программы и действия по реализации процесса обучения. Гибкость системы имеющегося управления в школе становится особенно важной в современных реалиях, так как на сегодняшний день довольно трудно составлять прогнозы, строить долгосрочные стратегии развития и так далее. Как отмечает Е.А. Селюкова, «успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с высокопрофессиональным коллективом педагогов и организованным духовно-нравственным коллективом обучающихся»[5].

Многие ученики использовали мобильные телефоны для реализации учебного процесса, поэтому было принято решение на выдачу разноплановых заданий, чтобы ученики могли высылать фото или скан о проделанной работе. Те ученики, кто не имел возможности пересылать задания в электронном виде, могли принести задания на бумажном носителе на вахту школы, опустив их в специально отведенный ящик для ответов учеников. У каждого класса была выделена своя «коробка», чтобы не произошло путаницы с ответами.

Когда страну накрыла вторая волна COVID-19, процесс организации учебного процесса в онлайн-режиме стал куда проще и оперативнее. Рособрнадзор внедрил конкретные нормативы нахождения учеников у ПК, то поэтому было введено модульное расписание уроков [4].

Онлайн-обучение становится все более значимым направлением в системе образования. Этот процесс активизируется, прежде всего, благодаря развитию интернета и интернет-технологий, которые открывают новые перспективы в дальнейшем усовершенствовании данного формата обучения. Развитие ИКТ в образовательной сфере и быстрое падение стоимости услуг интернет-операторов создают условия, когда интернет-обучение становится не только доступной, но и достаточно привлекательной формой получения новых знаний и навыков.

Рассматривая онлайн-форму образования, нужно говорить о формировании единой информационной среды. Это виртуальное пространство, которое объединяет различные цифровые информационные средства (в том числе представленные в Интернете): киберклассы, базы данных, онлайн-библиотеки, службы консультации, цифровые учебные пособия и т. д.

В онлайн-образовании, как и в классической, отработанной столетиями модели обучения, действует триада из педагога, обучающегося и учебного пособия. Главным является взаимодействие между педагогом и обучающимся, которые являются ключевыми субъектами образовательного процесса, передатчиком и восприемником знаний и навыков. Поэтому в интернет-образовании ведущая роль отводится созданию электронных учебных программ, разработке дидактической базы, подготовке педагогов, способных выполнять обязанности координаторов.

Важно не ставить знак равенства между онлайн-формой обучения и заочной, ведь в первом случае обязателен постоянное взаимодействие с преподавателями, с другими учащимися виртуального класса, специфичная имитация различных видов очной модели обучения.

Грамотно организованное онлайн-обучение обладает целым рядом достоинств:

  • У него нет географических границ – учиться можно в любом месте, если есть доступ к Интернету.
  • Открытое и гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса друг с другом.
  • Возможность выстраивать персональный график обучения для каждого студента.
  • Снижение временных и материальных затрат на организацию процесса и реализацию программ обучения.
  • Высокая технологичность образовательных мероприятий.
  • Возможность учеников всегда иметь доступа к любым источникам информации, что позволяет оперативно получать сведения любого содержания и объема.

Однако для реализации программ онлайн-образования крайне важно теми или иными способами побороть его главное недостатки. К ним относятся отсутствие тесного общения обучающихся с педагогами, большая зависимость качества обучения от технических возможностей учебного заведения и студента, проблемы, связанные с недостаточной информационной безопасности. Дистанционная форма обучения нередко заставляет обучающихся субъективно ощущать свою перегруженность информацией, но при этом испытывать недостаток в практических навыках применения полученных знаний.

Все вышесказанное позволяет заявлять, что для развития системы онлайн-образования требуется создавать теоретическую базу, вести эксперименты и научно-исследовательские работы. Увы, те учебные материалы, которые мы сегодня находим в Интернете и ли приобретаем на компакт-дисках, не отвечают даже элементарным требованиям с точки зрения педагогики. Поэтому все острее встает проблема, связанная с разработкой самих учебных программ для онлайн-обучения, так и методических рекомендаций по их использованию на разных ступенях образования, начиная с базовой и заканчивая дополнительной. 

Список литературы

  1. Башмаков, А.И. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред [Текст] / А.И. Башмаков, В.А. Старых. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2018. – 719 с.
  2. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей: виды и формы : учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. В. Евтух [и др.] ; науч. ред. Е. Н. Коробкова. – Санкт-Петербург : СПб АППО, 2018. - 67 с.
  3. Добровольская, Н.Ю. Формирование компетенции организации интернет-олимпиад в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики [Текст] / Н.Ю. Добровольская, А.В. Колчанов // Школьные технологии. - 2019. - № 4. - С. 65-73.
  4. Кондратенко, А.Б. Методология построения E-learning системы персонализации обучения [Текст] / А.Б. Кондратенко // Открытое образование. – 2017. – №5.
  5. Селюкова, Е.А. Развитие педагогического коллектива в условиях модернизации дидактического процесса [Текст] / Е.А. Селюкова // Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_16901763_81837899.pdf (дата обращения 07.04.2023)

Интересная статья? Поделись ей с другими: