УДК 37

Компетентностная модель педагога в процессе организации индивидуальной образовательной траектории учащихся средней школы

Стенникова Анна Николаевна – аспирант по направлению «Общая педагогика» академической кафедры Методологии и теории социально-педагогических исследований, истории педагогики и образования Тюменского государственного университета; директор Средней общеобразовательной школы №7 г. Тобольска.

Аннотация: В современном образовании, направленном на повышение качества образования, большую актуальность приобретает вопрос проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся школы. Среди важнейших аспектов данного процесса является роль педагога, его функции, необходимые качества. В статье описываются основные компетенции, которыми должен обладать педагог для успешной работы с учениками, реализуя подход индивидуализации, а также трудности, с которыми он может столкнуться.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, компетентностная модель учителя, проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий, особенности проектирования образовательных траекторий.

"Каждый ребенок обладает своей индивидуальностью и уникальными способностями. Развивая эти способности, мы можем сделать образование более эффективным и эффективным для каждого ребенка"

Джон Дьюи

Сегодня национальные цели образования Российской Федерации направлены на повышение качества образования, создание системы выявления, поддержки и развития талантов, а также обеспечение возможности их самореализации. Еще Лев Семёнович Выготский настаивал на необходимости адаптировать образование к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика и максимально эффективно развивать его способности и возможности. Позже данный подход был оформлен в концепции индивидуализации и персонализации, которые изучались в трудах таких ученых, как Александровой Е.А, Алексеев Н.А., Зеера Э.Ф., Тряпицыной А. П., Хуторского А. В. и других. Одним из самых эффективных средств вышеназванных подходов является индивидуальная образовательная траектория, введение которой в средней школе обеспечивает более эффективное обучение, увеличение мотивации учащихся к обучению, а также повышение качества знаний и умений, что позволяет учащимся достигать лучших результатов в обучении и успешно осваивать полученные знания в жизни.

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий является важным шагом в развитии современного образования, так как позволяет выходить за рамки стандартизированного обучения и учитывать индивидуальные потребности и способности учеников, а также их скорости и стили обучения. Основная идея заключается в том, чтобы каждому ученику дать возможность развиваться в своем собственном темпе, на основе его сильных и слабых сторон, а также соответствующих условий обучения и поддержки со стороны педагога. По мнению Алексеева Н.А. индивидуальная образовательная траектория предполагает развитие таких качеств в педагоге, как умение систематически формировать навык рефлексии учащихся, уточнять выбор и своевременно корректировать траекторию. [2; 27, 36] В.В. Семенцов для внедрения индивидуальных образовательных программ предлагает отказ от традиционной классно-урочной системы и введение должности посредника – освобожденного классного воспитателя, который будет контролировать процесс образования и помогать направлять, периодически включать в процесс других специалистов при возникновении проблем.[7] В.М. Лизинский, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской отмечают необходимость формирования у учащихся навыков к самообразованию, где роль педагога заключается в сопровождении ребёнка в процессе самостоятельного постижения им информации, расширения личного опыта, выявления собственного потенциала. [8; 379] В рамках такой организации образовательного процесса роль педагога становится ключевой, приобретает тюторский характер. Для создания персонализированной обучающей среды, педагог должен обладать компетенциями, которые позволяют ему определить образовательные потребности каждого ученика, выбрать оптимальные образовательные технологии и методы, согласовать с учащимся, а также оценить и корректировать результаты. Кроме того, важно помнить о том, что индивидуализация обучения - это процесс непрерывный, поэтому педагог должен уметь быстро и грамотно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и потребностям ученика и его законных представителей. Поэтому компетентная модель педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории включает в себя следующие компетенции:

  1. Компетенция в области педагогической диагностики, позволяющая выявлять потребности, задачи и возможности каждого ученика.
  2. Компетенция в области проектирования образовательных программ, позволяющая создавать прогрессивные, эффективные и перспективные учебные планы для каждого ученика.
  3. Компетенция в области технологий обучения, позволяющая использовать различные методы и формы обучения для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
  4. Компетенция в области сопровождения учащихся, позволяющая эффективно сопровождать каждого ученика в процессе обучения, отслеживать его прогресс, адаптировать учебный материал к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика, а также корректировать индивидуальную образовательную траекторию при необходимости.
  5. Компетенция в области психологической поддержки, позволяющая оказывать учащимся психологическую поддержку и помощь в решении личных и учебных проблем.
  6. Компетенция в области оценки образовательных результатов, позволяющая оценивать результаты обучения каждого ученика по его индивидуальной образовательной траектории.

При проектировании индивидуальных образовательных траекторий у педагога могут возникнуть сложности, которые в основном сводятся к:

  1. Недостаточному пониманию сути и принципов индивидуализации образования.
  2. Сложности подбора методик и технологий, реализующих индивидуализацию обучения, возможностей образовательных ресурсов социальных и сетевых партнеров, дистанционных технологий.
  3. Недостаточные знания тьюторской модели функционирования педагога.
  4. Недостаток времени на индивидуальную работу с учениками.
  5. Проблемы, связанные с организацией дидактического процесса, системой оценивания индивидуального прогресса и согласованием с семьями учащихся траекторию движения.

Чтобы минимизировать трудности, необходимо учитывать следующие особенности при построении индивидуальных образовательных траекторий в средней школе:

  1. Ориентация на потребности ученика. При построении индивидуальной образовательной траектории необходимо учитывать не только индивидуальные особенности ученика, но и его цели и планы на будущее.
  2. Гибкость и изменчивость. Индивидуальные образовательные траектории должны быть гибкими и изменчивыми, чтобы учитывать изменения в потребностях и интересах ученика.
  3. Использование современных технологий, систематическое повышение профессиональной компетенции, изучение новых методов обучения. Внедрение современных технологий позволяет создавать более эффективные индивидуальные образовательные траектории, например, учитывая результаты онлайн-тестирования и анализ данных.
  4. Саморазвитие и обучение. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий требует развития компетенций преподавателей, таких как умение индивидуализировать обучение и использовать современные технологии в обучении.
  5. Сотрудничество с родителями. Родители являются важными партнерами в создании индивидуальных образовательных траекторий и могут помочь учителю детальнее понять потребности и интересы ученика.
  6. Совершенствование навыков взаимодействия с коллегами, привлечение их к совместной работе над индивидуальными образовательными траекториями.
  7. Развитие креативного мышления, чтобы находить новые способы реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Таким образом, реализация индивидуальных образовательных траекторий требует от педагога не только определенных профессиональных, но и личностных качеств, таких как творческий подход к работе, умение взаимодействовать в коллективе и адаптироваться к изменениям в образовательном процессе. При правильной подготовке и учете особенностей процесса персонализации применение компетентностной модели педагога открывает новые возможности для модернизации образовательного процесса и повышения качества обучения в школах, а соответственно способствует реализации национальных целей образования нашей страны.

Список литературы

  1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 335 с.
  2. Александрова Е.А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе//Директор школы. 2008. №4. С. 73-77.
  3. Алексеев Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования. Тюмень: Легион-Групп, 2005. С. 27,36.
  4. Асмолов А. Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1. С. 13−19.
  5. Каспржак А. Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 5−25.
  6. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А. идр. Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures /М.: Российский учебник, 2018.
  7. Семенцов В.В. Индивидуализация классно-урочного образования: проблемы и перспективы. М.: Сентябрь, 1998.
  8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М.: Владос-пресс, 2005.
  9. Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования//Новые ценности образования. Вып. 7. М., 1997.С. 23-33
  10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное бучение в школе. М.: Сентябрь, 1996
  11. Veretennikova V. B., Uzazova E. Sh., Shikhova O. F. The Bases for Projecting Individual Educational Trajectories of Future Teachers //ARPHA Proceedings? VI International Forum on Teacher Education.-2020.-Vol.3. – P.2695-2713. DOI: 10.3897/ap.2.e2695.

Интересная статья? Поделись ей с другими: