УДК 331.108.26

Оценка эффективности профессиональной деятельности персонала вуза

Меньшенина Светлана Григорьевна – доцент кафедры иностранных языков Самарского государственного технического университета

Аннотация: В соответствии с требованиями в области совершенствования системы образования возникает необходимость обновления подходов к оценке работы преподавательского состава вузов. Проблема оценки основных компонентов профессиональной деятельности и повышение эффективности работы ППС взаимосвязана с вопросом повышения конкурентоспособности вузов. Задачи университета по усовершенствованию оценивания преподавателей, обозначенными в Положении о рейтинговой системе оценки ППС с целью мотивирования и стимулирования повышения результативности их профессиональной деятельности актуализируют тему исследования. В статье рассматривается система рейтинговой оценки СамГТУ. Сделан вывод о необходимости оценки профессиональной деятельности и предоставлении обратной связи персоналу для развития и совершенствования их профессиональных навыков.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав вуза, рейтинговая оценка персонала, эффективность профессиональной деятельности, качество образования.

Изменение общественных и социально-экономических условий, а также требования к совершенствованию системы высшего образования, подчеркивают необходимость обновления подходов к оценке работы преподавательского состава вузов. Следует обратить внимание на разработку новых критериев и методологий для оценки эффективности профессиональной деятельности преподавателей вузов. (Бордовская Н.В., Реан A.A., Садовничий В.А., Рябова Т.М.).

Современная кадровая ситуация в высших учебных заведений требует усилий по созданию системы управления качеством образования. Одной из составляющих этой системы является улучшение процесса оценки профессиональной деятельности преподавателей вуза. В настоящее время проводятся исследования в этом направлении, и вузы активно работают над определением критериев для оценки различных аспектов работы преподавательского состава.

Несомненно, в современных условиях в сфере высшего образования проблема оценки основных компонентов профессиональной деятельности и повышение эффективности работы ППС вуза обостряется, поскольку она напрямую взаимосвязана с вопросом повышения конкурентоспособности вузов, поиск основных факторов, её определяющих, что свидетельствует об актуальности исследования.

Актуальность темы исследования обусловлена также задачами университета по усовершенствованию оценивания преподавателей, обозначенными в Положении о рейтинговой системе оценки ППС с целью мотивирования и стимулирования повышения результативности их профессиональной деятельности.

Профессорско-преподавательский состав вуза (ППС) представляет собой совокупность преподавателей и профессоров, работающих в учебном заведении. В этот состав входят специалисты, обладающие высокой квалификацией и академическими званиями. ППС включает в себя преподавателей разных уровней, включая профессоров, доцентов, старших преподавателей, ассистентов и преподавателей. Они отвечают за проведение учебных занятий, разработку учебных программ, научные исследования, руководство студентами в их учебной деятельности, а также выполняют административные обязанности в университете. Члены профессорско-преподавательского состава должны иметь определенную квалификацию – соответствующее образование и опыт работы в своей предметной области. Предполагается, что они должны быть активными участниками научных проектов и публиковать свои исследования в академических журналах. Так, уровень преподавательской и научной деятельности ППС играет ключевую роль в обеспечении качественного образования студентов, проведении научных исследований и развитии университета в целом.

Оценка профессиональной деятельности ППС является важной составляющей системы управления качеством образовательного процесса в высшем учебном заведении. На основе оценивания персонала можно определить эффективность работы преподавателей и профессоров, их вклад в образовательный процесс, а также обеспечить непрерывное повышение качества обучения [3].

Профессиональная деятельность преподавателей вуза может оцениваться по различным критериям и методикам, которые определяются внутренними положениями и стандартами учебного заведения. Обобщим наиболее распространенные аспекты оценивания:

  1. Профессиональные знания и компетенции: уровень знаний преподавателя в предметной области, его способность применять актуальные теоретические и практические знания при преподавании, а также способность следить за актуальностью и развитием предметной области.
  2. Педагогические навыки: способность преподавателя создавать эффективную образовательную среду, использовать разнообразные методы и подходы к обучению, адаптировать материалы и методики для разных типов студентов, обеспечивать активное взаимодействие со студентами и содействовать их обучению.
  3. Научная и исследовательская деятельность: активность преподавателя в научных исследованиях, публикации научных статей, участие в конференциях и научных мероприятиях, а также внедрение научных результатов в учебный процесс.
  4. Вклад в развитие учебного заведения: участие преподавателя в разработке новых учебных программ, методических материалов, внедрение инноваций в образовательный процесс, а также его активность в организационных и административных задачах [2].

На сегодняшний день имеется значительный накопленный опыт исследования оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов. Вопросами оценки кадрового потенциала вуза занимались Бордовская Н.В., Гоноболин Ф.Н., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Реан A.A., Сластенин В.А., Щербаков А.И., Якунин В.А. Однако по-прежнему остается актуальной задача разработки дифференцированных критериев и методики для оценки эффективности профессиональной деятельности ППС вуза.

В российских вузах популярным механизмом определения стимулирующих выплат являются рейтинги преподавателей и структурных подразделений, таких как кафедры и факультеты. Некоторые из них включают рейтинги и непосредственное определение выплат в зависимости от достигнутых результатов. Эти подходы соответствуют рекомендациям Министерства труда и принципам Отраслевого соглашения, заключенного между Министерством образования и науки и Профсоюзом работников народного образования и науки [1].

В СамГТУ разработаны и действуют инструменты оценки результативности деятельности ППС в соответствии с целью «повышения индивидуальной результативности и мотивации преподавателей Университета к непрерывному повышению квалификации, обеспечения текущей оценки результативности деятельности в соответствии с Программой развития и стратегическими задачами СамГТУ, создания условий для развития Университета за счет максимально полного использования кадрового потенциала» [4].

Основными задачами рейтинговой системы оценки деятельности ППС в СамГТУ являются:

  • формирование единой системы показателей и критериев для оценки эффективности деятельности ППС;
  • формирование системы внутреннего аудита эффективности деятельности ППС;
  • корректировка целевых показателей и направлений развития Университета с учетом результатов анализа эффективности деятельности ППС;
  • обеспечение реализации кадровой политики, с учетом индивидуального вклада каждого работника в повышение рейтинга Университета;
  • формирование системы материального и нематериального стимулирования труда ППС по направлениям деятельности, способствующей повышению рейтинга Университета [4].

Совокупная рейтинговая оценка производится исходя из количества баллов, набранных преподавателями за текущий год по следующим направлениям: научно-исследовательская и инновационная деятельность, деятельность по реализации проектного обучения, подготовка кадров, учебно-методическая работа, общественное признание. Баллы умножаются на весовой коэффициент, присвоенный каждому виду деятельности в соответствии с его приоритетностью согласно программе стратегического развития вуза.

Так, научно-исследовательская и инновационная деятельность обладает самым высоким коэффициентом (