УДК 371

Система персонифицированного образования: методы организации учебно-познавательной деятельности

Исаева Екатерина Алексеевна – магистрант Северо-Кавказского федерального университета

Макарова Олеся Сергеевна – доцент базовой кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского федерального университета

Аннотация: Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта является  обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей, внедрение эффективных форм диагностики и стимулирования потенциала обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей. В связи с этим ведущим трендом образования XXI века признается персонификация образования, не являющаяся изоморфной ни одной из существующих концепций индивидуализации учебного процесса.

Ключевые слова: персонификация, образовательный процесс, активные методы, образовательная модель, одаренность, предпрофильная и профильная подготовка.

Приоритетной задачей современного школьного образования является создание условий для максимального усвоения знаний, формирования компетенций и развития личности учащегося, что актуализирует необходимость содержательно-технологических изменений в образовании, внедрении личностно-ориентированных моделей в процесс обучения. Современная система образования должна выстраиваться вокруг учеников, каждый из которых обладает различными потребностями и способностями. И.А. Тагунова отмечает, что данный факт «отражает одну из основных тенденций развития образования в мире, а именно ориентацию на персонификацию» [1, с. 105].  

В современной науке «персонификация» изучается достаточно активно, исследователи рассматривают данный феномен как: личностно-ориентированный процесс (И.Э. Унт, И.С. Казакова, Е.В. Болычева, М.С. Клевцова), особую форму организации образовательного процесса (Е.И. Огарев, Е.В. Болычева, М.С. Клевцова, Ш.М. Каланова), дидактический принцип (В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, Т.В. Щадрина), фактор развития познавательной активности обучаемых (И.М. Осмоловская), средство построения индивидуального образовательного маршрута (В.Г. Ерыкова), образовательную модель (М. Б. Есаулова, Н. В. Щукина, В. М. Головко, Л. Н. Папенина).

Однако И.В. Гладкая и Н.В. Примчук отмечают, что только «предложение рассматривать данный процесс как модель, предполагает возможность конструирования данного процесса с учетом всех принципов целостности и системности» [2, с. 27]. 

Что предполагает данная модель в процессе обучения? С одной стороны, направленность на развитие у обучающихся поисково-творческой активности, личностное саморазвитие. С другой стороны, это прежде всего эффективная модель обучения одаренных обучающихся поскольку происходит: «формирование готовности принимать ответственные персональные решения, способности к самостоятельной деятельности инновационного характера, саморазвитию и непрерывному самообразованию» [3, с. 80]. Самостоятельная деятельность инновационного характера рассматривается как продуктивная, целенаправленная, а главное, творческая деятельность, предполагающая использование новых средств достижения цели. Е.А. Быкова и О.А. Самылова, отмечают, что в рамках такой деятельности учащийся «развивается как субъект инноваций, как инновационная личность» [4, с. 128].  Другими словами, инновационная деятельность напрямую зависит от инновационного потенциала обучающегося, поскольку её осуществление становится возможным лишь при высоком уровне личностного саморазвития.

Исследователи подчеркивают инновация это прежде всего: «преобразования, изменения в образе деятельности, стиле мышления,который с этими новшествами связан» [5, с. 8]. 

Данные утверждения подчеркивают эффективность применения персонификации как модели обучения одаренных обучающихся, поскольку инновационность в сфере деятельности наравне с нестандартностью мышления, предрасположенностью к интенсивному интеллектуальному труду, мотивацией к познанию является одной из форм проявления интеллектуальной одаренности. Более того, признавая высшим типом одаренности – личностный, т.е. такой тип одаренности, при котором происходит формирование человека как личности, способной, прежде всего, к творческой деятельности, необходимо подчеркнуть, что творчество «органично связано с инновациями, можно даже сказать, что инновационная деятельность и есть проявление креативности» [6, с. 17]. Образовательный процесс в связи с этим должен выстраиваться по индивидуальной траектории, реализовывая идеи специализированной подготовки. Поскольку одаренность обнаруживается в конкретных видах деятельности, определяется в отношении отдельных областей, многими исследователями подчёркивается необходимость осуществления предпрофильной и профильной подготовки, создающих условия для успешного и многостороннего изучения отдельных предметов, а в дальнейшем и формирования у учащихся исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Как этого достичь? Образование должно создаваться на основе «синтеза учебного и научно-исследовательского процессов» [6, с. 52]. В особенности это приобретает значение на ступени полного общего образования, то есть при работе со старшеклассниками, поскольку содержание учебных дисциплин на данном этапе формируется прежде всего на научной основе.

Например, по мнению В. А. Кохановой, изучение литературы в девятом классе имеет прочную структурно-содержательную основу и решает «задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладывает основы систематического изучения историко-литературного курса» [7, с. 34-35].  Касаясь вопроса работы с одаренными старшеклассниками на ступени полного общего образования, В.А. Коханова считает, что изучение литературы должно осуществляться на предпрофильном и профильном уровне, рассчитанных: «на учащихся, заинтересованных в углубленном изучении русской классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах» [7, с. 35].  Профильное изучение литературы в школе при работе с одаренными старшеклассниками должно подготовить к последующей профессиональной деятельности в рамках данной гуманитарной области, с одной стороны, способствуя овладению основами литературоведческой деятельности, а, с другой, обеспечивая преемственность ступеней образования. 

Именно поэтому для реализации принципов персонифицированного образования в условиях профильного обучения огромное значение приобретает сопряжённость учебной, внеурочной и внеучебной деятельности, взаимодополняемость их содержательных элементов, создание средствами общего и дополнительного образования условий, обеспечивающих:

  • углубление профильных образовательных предметов;
  • реализацию практико-ориентированной деятельности;
  • возможность самореализации и самоопределения обучающихся.

 Так, А.Г. Юрова отмечает, что интеграция общего и дополнительного образования «позволяет поставить в центр работы индивидуальное развитие ребенка и успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования» [8, с.154]. Что полностью отвечает главной задачи персонификации – обучение ребёнка самостоятельному управлению образовательной траекторией. Акцент смещается на учение как процесс активизации самостоятельной деятельности: поисковой, читательской, исследовательской.

Обучающийся должен быть ориентирован на решение уникальных задач, на ведение нестандартной, творческой работы.  

Это, в свою очередь, становится возможным только при применении активных методов, форм и технологий обучения, обеспечивающих рост творческих возможностей и познавательных мотивов:

  • Преобладание диалоговых форм освоения знаний, построенных на основе активного взаимодействия субъектов образования за счет многосторонней коммуникации.
  • Востребованность проблемного метода, направленного на создание под руководством педагога проблемных ситуаций и их дальнейшего самостоятельного разрешения. Цель активизации состоит в обучении учащегося системе умственных действий для решения нестереотипных задач.
  • Необходимость организации образовательного процесса с использованием учебно-исследовательской и проектной деятельности, выступающих элементами творческой среды.
  • Применение имитационных и неимитационных методов, предполагающих обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.
  • Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения, обеспечивающих возможность выбора оптимальных форматов работы.
  • Возможность самоорганизации личности в образовательном пространстве.
  • Разработка и внедрение в практику экспериментальных форм обучения.
  • Таким образом, можно констатировать, что только посредством внедрение эффективных форм диагностики и стимулирования потенциала обучающегося возможна реализация персонифицированного образования.

Список литературы

  1. Тагунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования / И.А. Тагунова // Педагогика. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Педагогика», 2019. – № 6. – С. 106-114.
  2. Гладкая И.В. Современное понимание персонифицированной подготовки в высшей школе / И. В. Гладкая, Н. В. Примчук // Научное мнение. – СПб: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2020. – № 6. – С. 26-32.
  3. Крылова Н.Б. Как обеспечить индивидуальное образование / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова // Народное образование. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2002. – № 9. – С. 73-82.
  4. Быкова Е.А. Психологические аспекты формирования инновационной деятельности учащихся / Быкова Е.А., Самылова О.А. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – Шадринск: ШГПУ, 2016. – №3. – С. 127-133.
  5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
  6. Головко В.М. Образование интеллектуально одарённых детей: инновационная парадигма / В.М. Головко. – М.: Издательство «Флинта», 2017. –121 с.
  7. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе / В.А. Коханова. – М.: Флинта, 2016. 249 с.
  8. Юрова А.Г. Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии / А. Г. Юрова // Отечественная и зарубежная педагогика. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. – № 5. – С. 153-160.

Интересная статья? Поделись ей с другими: