УДК 37.013

Использование метода исследования на уроках окружающего мира в начальной школе

Золина Екатерина Сергеевна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Книга Алина Эдуардовна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Селюкова Екатерина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных особенностей исследовательской деятельности при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на освоение младшими школьниками окружающего мира во всем его многообразии через содержание изучаемого предмета, проектную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию диалектического мышления, умственных сил, осознанности знаний младших школьников, развивает аналитическое и логическое мышление обучающихся. Ее результатом становится формирование исследовательских умений и навыков.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, виды и этапы исследовательской деятельности, ФГОС НОО, метапредметные результаты.

Важнейшей задачей современного образования является вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность, развитие навыков и компетенций. Если необходимо обеспечить формирование ученика как личности, то необходимо подготовить ребенка к исследованию, чтобы продемонстрировать его или ее способности. Исследование - это метод производства новых знаний, который является особой формой науки как специализированной формы познавательной деятельности[1]. Непосредственное восприятие, понимание, мышление и многое другое. Исследование предполагает четкое определение цели и инструмента познания, и оно руководствуется методологическими формами воспроизводимости, обоснованности и надежности результатов.

Согласно новому государственному стандарту, младшие школьники должны осваивать различные виды учебной и исследовательской деятельности. С помощью учителя дети могут научиться эффективно действовать в новых исследовательских ситуациях, черпать новые знания из собственного опыта, а также применять ранее накопленные знания и навыки на практике. Однако в начальном образовании исследовательская деятельность младших школьников часто превращается в систему предписаний, ее результат предопределен, поэтому свобода выбора и творческого поиска ребенка ограничены. Те знания, которые получает школьник о различных особенностях природы и общества как в пределах своего края, так и в целом мира, представляет особой особую универсальную ценность[2].

Как отмечает Селюкова Е.А., «учителя, желая обеспечить своим ученикам всестороннее развитие, отмечают и ценят необходимость индивидуализации обучения, так как оно, несомненно, влияет на создание оптимальных условий для достижения успеха в меру возможностей и потребностей ученика, а также позволяет на начальном этапе обучения распознать его таланты и способности. Дифференцирование, в которое внесена индивидуализация обучения, не является, однако, простой процедурой и требует от учителя много дополнительных навыков и, прежде всего, отношения, для которого необходимы новые эффективные методические решения в отношении разнообразного управления классом. Однако, безусловно, разнообразное обучение вписывается в обязанности современной школы. Только такая школа, в которой, помимо прочего, воспринимаются индивидуальные образовательные потребности ученика, становится местом, с которым ученик охотно отождествляется»[3].

Для того чтобы обеспечить глубокое теоретическое изучение таких особенностей, а также применение полученных на практике особое внимание следует уделять исследовательской деятельности школьников на уроках предмета «Окружающий мир». Также не стоит забывать и о необходимость поддержания необходимого уровня исследовательской деятельности во внеурочное время.

Сам предмет «окружающий мир» обладает огромными ресурсами, которые предназначены для общего образования детей, при этом в предмете интегрированы как естественно-научные, так и общественные знания. В ходе изучения программы предмета у младших школьников начинают формироваться и закладываться главные основы как экологической, так и общей культуры, а также различные умения, которые так или иначе связаны с тем, что происходит использование различных источников естественно-научной информации. Помимо этого, закладываются и основы патриотизма, а также его главные ценности и идеалы, также как и демократического общества, мировоззрения и другие.

В качестве одной из областей исследования, сам предмет «Окружающий мир» способен помимо того, что объяснять сущность происходящего, но в том числе и гораздо шире представлять всю научную картину мира, а также предлагать различные оригинальные решения и определенные пути, которые будут способствовать устойчивому развитию.

Для того, чтобы происходило развитие у младших школьников тех умений и навыков, которые связаны с исследовательской деятельностью, необходимо создавать определенные условия. Так, к одним из главных условий можно назвать организацию и развитие всех исследовательских компонентов в школьном курсе «Окружающий мир». Также немаловажным условием стоит и необходимость в осуществлении системной работы как в ходе уроков, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо, чтобы у учеников происходило повышение мотивации к учебе.

Одной из важных задач учителя выступает создание необходимой творческой атмосферы, а также нужной психологической обстановки, которая будет способствовать распознаванию и нужному направлению всей деятельности обучающихся в зависимости от их возрастных особенностей. То есть все обучение должно быть посильным для учеников, при этом сохранять их заинтересованность. Учитель является главенствующей фигурой, которая организует, направляет и контролирует все этапы исследовательской деятельности. В.Н. Шацкая выделяла ряд требований к учителю: «настраиваться на восприятие общих дел «глазами детей», подчиняться их решению, делать все вместе с детьми и на виду у них; проявлять терпимость, сострадание, ненавязчивое влияние через авторитет; быть интересным для учащихся и уметь передавать свои знания, увлечения, вкусы» [4].

Само формирование исследовательской деятельности в начальной школе на уроках «Окружающего мира» проходит ряд этапов. Различие состоит в логическом построении уроков. В исследовательской деятельности сама логика процесса обучения строится от полученных первоначальных сведений и данных к выполнению конкретной задачи. Поэтому выполнение исследовательской задачи нацеливает обучающихся на системную работу. Особенно различие в логике построения можно отследить от класса к классу. И, если в первом классе учитель сам учит учеников наблюдению, то к четвертому классу ученики сами могут выполнять и придумывать анкетирования, наблюдения и небольшие эксперименты. Последним этапом служит презентативный, на котором осуществляется защита исследования. Выполняя исследование, каждый обучающийся чувствует активность, гармонию с самим собой, особый интерес к предмету.

Таким образом, вся исследовательская деятельность представляет собой мыслительно-эмоциональное освещение знаний. Исследовательская деятельность в начальной школе проходит этап становления и развития, при этом все же исследовательская деятельность представляет собой приоритетную направленность для более старшего возраста. Но внедрение ее элементов в процесс обучения в начальной школе имеет место быть. К сожалению, он еще достаточно слабо освещен в научной литературе. Одной из причин педагоги называют недостаточную подготовку по этому вопросу в университете.

Исследовательская деятельность в ходе изучения предмета «Окружающий мир» представляет собой некое творческое начало при применении самостоятельного активного поиска различных решений проблем всей познавательной деятельности в ходе наблюдения за объектами природы. Такая деятельность способствует тому, чтобы происходило развитие диалектического мышления и осознанности знаний младших школьников. Также при исследовательской деятельности происходит развитие как аналитического, так и логического мышления младших школьников. Ее результатом становится формирование исследовательских умений и навыков, что способствует реализации системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении предмету «Окружающий мир».

Список литературы

  1. Практикум по методике обучения географии: Учебное пособие для студентов вузов / В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто. - М., 2017. – С.53-58.
  2. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. - СПб., 2018. – С.41-47.
  3. Селюкова Е.А. Индивидуализация и дифференциация образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО / Е.А. Селюкова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. - №3 (88). – С.66-68.
  4. Шацкая В.Н., Скаткин М.Н. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / В.Н. Шацкая, М.Н. Скаткин. - М., 2016. – С.113-114.

Интересная статья? Поделись ей с другими: