УДК 373.3

Особенности развития самоуправления младших школьников

Гридина Мария Алексеевна – студент Ставропольского государственного педагогического института

Пинчук Мария Викторовна – студент Ставропольского государственного педагогического института

Распопова Татьяна Сергеевна – студент Ставропольского государственного педагогического института

Селюкова Екатерина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: В статье раскрыто понятие самоуправления. Описаны проблемы самоуправления младших школьников. Перечислены пути развития самоуправления младших школьников. Охарактеризованы педагогические условия, направленные на развитие самоуправления у младших школьников.

Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, самоуправление, начальная школа, развитие.

Самоуправление младших школьников играет важную роль в их образовательном и личностном развитии, это помогает им стать более независимыми, ответственными и уверенными в себе, обучает навыкам коммуникации, коллективной работы и принятия решений. Участвуя в самоуправлении, дети развивают лидерские навыки, понимают значение гражданского общества и учатся уважать различные точки зрения, данный опыт помогает им подготовиться к активной жизни в обществе и стать полноценными участниками демократических процессов [4, c. 53].

Самоуправление младших школьников – это процесс, включающий участие детей в принятии решений и организации своей жизни в школьной среде. Это позволяет им развивать навыки самостоятельности, ответственности и инициативы. Через участие в самоуправлении дети учатся решать проблемы, общаться с другими, вырабатывать взаимопонимание и сотрудничество [1, c. 91].

Проблема развития самоуправления у младших школьников часто связана с недостаточным формированием навыков самостоятельности и ответственности. Основная причина этого – нехватка времени и ресурсов со стороны учителей для индивидуальной работы с каждым учеником, а также отсутствие сформированной системы обучения этих навыков. Дети в этом возрасте ещё не вполне развили когнитивные способности, что усложняет освоение навыков планирования, организации и контроля своего времени и действий.

Еще одна проблема заключается в том, что процесс обучения самоуправлению требует поддержки вне школьной среды. Недостаток поддержки со стороны родителей и семьи может серьезно затруднить этот процесс, иногда младшие школьники еще не готовы к активному включению в самоуправление из-за недостатка мотивации или страха ошибиться. Это связано с отсутствием понимания значимости самоуправления для личного развития и достижения успеха в будущем [5, c. 127].

Рассмотрим пути развития самоуправления у младших школьников:

  • обучение планированию и организации. Помощь детям в освоении навыков планирования и организации может быть эффективным способом развития их самоуправления. Младшие школьники могут учиться составлять расписания, определять порядок выполнения задач и устанавливать приоритеты, могут учиться планировать свое время, уделяя время учебе, играм и отдыху.
  • поощрение самостоятельности. Предоставление возможностей для самостоятельности и принятия решений помогает младшим школьникам развивать свои навыки самоуправления, необходимо давать детям возможность выбора, например, в пределах определенного набора вариантов. Школьники могут самостоятельно решать, как организовывать свое время или как решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни.
  • развитие самоконтроля и регуляции эмоций. Важной частью самоуправления является способность контролировать свои эмоции и реагировать на них адекватно. Младшие школьники могут учиться узнавать и называть свои эмоции, а также развивать стратегии для их управления (к примеру, глубокое дыхание, счет до десяти или поиск других подходящих способов снятия стресса).
  • содействие развитию самооценки и самоэффективности. Поощрение и поддержка достижений и успехов, а также помощь младшим щшкольникам в постановке реалистичных целей и достижении их, способствуют развитию их веры в себя.
  • обучение принятию ответственности. Учить младших школьников принимать ответственность за свои действия и решения является важным аспектом развития самоуправления, они могут учиться понимать последствия своих поступков, принимать решения на основе значимости их выбора и осознанно относиться к своим обязанностям. Помощь детям в осознании, что они являются активными участниками своей жизни и что их решения и действия имеют влияние на окружающих, способствует развитию их самоуправления [3, c. 41].

Педагогические условия, направленные на развитие самоуправления у младших школьников, имеют огромное значение для формирования активных и гражданских личностей. Развитие навыков самостоятельности, ответственности и принятия решений помогает детям осознать свою роль в обществе и стать полноценными участниками демократических процессов, педагоги играют ключевую роль в создании образовательной среды, которая стимулирует развитие самоуправления. Для достижения этой цели, педагоги могут предоставлять младшим школьникам возможности принимать решения и участвовать в организации своей жизни в школе. Это может включать создание ученических советов, где дети могут выражать свои мнения, предлагать идеи и принимать коллективные решения. Помимо этого, важно поощрять самостоятельность и инициативу учеников, давая им возможность выбирать в пределах определенного рамочного пространства. Такие практики позволят младшим школьникам развивать навыки коммуникации, коллективной работы и учиться уважать различные точки зрения [2, c. 99].

Центральную роль в формировании коллектива младших школьников играет ученическое самоуправление. Подготовительный этап этого процесса начинается с изучения релевантных документов и передового педагогического опыта. Затем следует анализ текущего состояния в конкретном школьном коллективе. В контексте развития самоуправления младших школьников, педагогу необходимо особо продумывать структуру ученического коллектива, понимая цели создания различных органов управления и конкретные задачи, которыми будет заниматься коллектив. Особое внимание следует уделить выбору ключевых направлений работы, учитывая особенности младшего школьного возраста и уровень развития учащихся [6, c. 120].

Таким образом, развитие самоуправления у младших школьников играет ключевую роль в их образовательном и личностном развитии, через участие в самоуправлении они развивают навыки самостоятельности, ответственности, коммуникации и принятия решений, что помогает им стать более независимыми, уверенными в себе и готовыми к активной жизни в обществе. Развитие самоуправления младших школьников требует поддержки и создания подходящей образовательной среды как в школе, так и вне ее. Необходимо учитывать особенности их возраста, формировать навыки планирования, организации, самоконтроля и принятия ответственности, а также поощрять их самостоятельность и развитие самооценки. Педагогические условия в развитии самоуправления младших школьников с целью формирования активных личностей являются важным шагом на пути к созданию сильного и ответственного общества.

Список литературы

  1. Беляева М. Д. Самоуправление в начальной школе как условие формирования социальной активности младших школьников / М. Д. Беляева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 90-92.
  2. Голованов А. Л. Самоуправление как средство социализации младших школьников / А. Л. Голованов, П. И. Вержбицкая // Инновационные научные исследования в современном мире : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. – С. 95-101.
  3. Кичаева Е. В. Организация самоуправления в коллективе младших школьников / Е. В. Кичаева // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2019. – С. 39-42.
  4. Саповатова Т. В. Формирование самоуправления в коллективе младших школьников / Т. В. Саповатова // Prospective research solutions : сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 51-57.
  5. Саповатова Т. В. Формирование самоуправления в коллективе младших школьников / Т. В. Саповатова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2021. – С. 124-128.
  6. Селюкова Е. А. Школьная система самоуправления учащихся как прерогатива в современной образовательной траектории (знаниевый аспект) / Е. А. Селюкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 120.

Интересная статья? Поделись ей с другими: