УДК 311

Анализ работы приемных комиссий вузов России за 2020-2022 год

Тихомирова Александра Юрьевна – студент кафедры инноватики и интегрированных систем качества Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Аннотация: В работе рассматривается результаты приемных компаний 2020-2022 года. Вычисляется процент поступивших каждый год от всего числа поданных заявок. А также, насколько отличается количество поданных заявок от количества выпускников среднего и средне-специального образования каждого года. По итогам работы делается вывод об актуальности высшего образования и для общества, и для государства.

Ключевые слова: приемная компания, поступление, высшее образование, анализ приемной комиссии, ВУЗы России.

Введение

Для адекватной оценке вероятности поступления в вуз на бюджетную основу, следует проанализировать поступления предыдущих лет. Сколко было выделенно бюджетных мест? Сколько людей в те годы получало аттестат/диплом о среднем/средне-специальном образовании? Сколько было подано документов в предыдущие годы? Все это отвечает на вопросы актуальности и заинтересованности общества и государства в получении людьми высшего образования.

Аналитика

Согласно приказу Минобрнауки на поступление 2020 года было выделенно 312 012 бюджетных мест [1]. Поданных документов в ВУЗы России на обучение на бюджетной основе было 4 734 978, а получили среднее образование 1 510 412 человека [2] [3].

При этом, надо учитывать, что заявок на бюджетные места приблежаются к 3 милионам, когда 146 тысяч из них это квоты на целевое обучение и лица, имеющие особые права, что составляет 4,3% от всех поданых заявок (рисунок 1).

По результатам приемной комиссии видно, что из всех поданых заявок только 12% пришли к желаемому результату (т.е. абитуриент, подавший заявку, поступил в ВУЗ). При этом 7% из них поступили на бюждетной основе, что составляет 10,9% поданных на бюждет заявок, когда на контракт поступиат каждый 5 (рисунок 2) [4].

image001

Рисунок 1. Количество поданных заявлений на бакалавриат и специалитет на очную форму обучение в 2020 г.

image002

Рисунок 2. Результаты приемной комисси для очной формы обучения бакалавриата и специалитете 2020 года.

Следуя приказу Минобрнауки в 2021 было выделенно 336 705 бюджетных мест [5]. Число выпускников общеобразовательных школ составит 673 272 человека [6], а вместе с выпускниками, получающими и аттестат и документ о профессиональном образовании – на 831 552 больше – 1 504 824 человека [7]. Количество поданных документов на бюждетную основу в ВУЗы России было 5 659 791 [8].

image003

Рисунок 3. Количество поданных заявлений на бакалавриат и специалитет на очную форму обучение в 2021 г.

image004

Рисунок 4. Результаты приемной комисси для очной формы обучения бакалавриата и специалитете 2021 года.

Заявок на бюджетные места около 4 милионов, когда 161 тысяч из них это квоты на целевое обучение и лица, имеющие особые права, что составляет 3,8% от всех поданых заявок (рисунок 3) [8].

По результатам приемной комиссии видно, что из всех поданых заявок только 10% пришли к желаемому результату). При этом 6% из них поступили на бюждетной основе, что означает поступление на бюджет практически  каждого 11 подавшего заявку, когда на контракт поступиат, таже, каждый 5 (рисунок 4).

В 2022 году было выделенно 339 739 бюджетных мест [9]. В том году в России окончило школу около 632 344 выпускников [10], а средне-специальное образование получили 878 068 человек [11]. Несмотря на это в 2022 году было подано 6 091 756 заяврок на обучение в ВУЗе на очной основе [12].

image005

Рисунок 5. Количество поданных заявлений на бакалавриат и специалитет на очную форму обучение в 2022 г.

image006

Рисунок 6. Результаты приемной комисси для очной формы обучения бакалавриата и специалитете 2022 года.

При этом, надо учитывать, что заявок на бюджетные места приблежаются к 4,5 милионам, когда 170,4 тысяч из них это квоты на целевое обучение и лица, имеющие особые права, что составляет 3,86% от всех поданых заявок (рисунок 5) [12].

По результатам приемной комиссии видно, что из всех поданых заявок только 10% пришли к желаемому результату (т.е. абитуриент, подавший заявку, поступил в ВУЗ). При этом 6% из них поступили на бюждетной основе, что составляет 11% поданных на бюждет заявок, когда на контракт поступиат каждый 6 (рисунок 6).

Вывод

Несмотря на то, что каждый год количество выделяемых бюджетным мест растет, также ростет количсетво людей подающих документы в ВУЗы после получения среднего/средне-специального образования (рисунок 7). Причем, следует отметить, что рост количество заявок значительно привышает рост количества мест. Но с другой стороны, прочентное соотношение поступивших в раные годы не намного сокращается. Из чего можно сделать вывод о том, что количество поданых заявлений не сильно влияет на качество принятия решений о поступлении.

image007

Рисунок 7. Поступление в ВУЗы России 2020-2022.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 14 марта 2019 г. № 137 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направления подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год».
  2. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года, 25.01.2021 – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/ (дата обращения 28.01.2023).
  3. Сводный отчёт по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2020/21 учебного года, 15.01.2021 – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/66efe5a01f0b8c2578af12f5710b02b4/ (дата обращения 28.01.2023).
  4. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», 2020 – URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 28.01.2023).
  5. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2020 г. № 395 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год».
  6. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года, 25.01.2022 – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4ffd0f26c72d69ad2716e7b024af7eeb/ (дата обращения 28.01.2023).
  7. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2021/22 учебного года, 14.01.2022 – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/018f742a9e7aadf586319ff435a4c8ec/ (дата обращения 28.01.2023).
  8. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», 2021 – URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 28.01.2023)
  9. Приказ Минобрнауки России от 11 января 2021 г. № 1 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направления подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год».
  10. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2022/23 учебного года, 25.01.2023 – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (дата обращения 28.01.2023).
  11. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года, 13.01.2023 – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9414b58a1c802a210ee741197d96d943/ (дата обращения 28.01.2023).
  12. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», 2022 – URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 28.01.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: