УДК 37.013

Утомление при физической и умственной нагрузке

Гармай Дария Сергеевна – студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Федосова Людмила Павловна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Федотова Галина Викторовна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина 

Аннотация: В данной статье рассматривается взаимосвязь физической и умственной нагрузки в особенности в студенческой жизни, в период когда как раз умственная нагрузка выходит на передний план. Анализируются различные подходы для повышения эффективности работоспособности, за счет вовлечения в «спортивную жизнь» и совмещения ее с учебной деятельностью.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, умственная деятельность, физические нагрузки, влияние на организм.

Введение

В настоящее время мы живем в индустриальном обществе, где ручной труд заменяется машинным, что очень хорошо способствует замене любых физических нагрузок и занятий спортом на умственную деятельность.

Благодаря этому, большинство людей полностью ограждают себя от физических усилий, отдавая полный приоритет знаниям и усовершенствованиям своих навыков в умственном аспекте.

Ярким примером могут как раз служить студенты в период своего обучения, когда максимально пытаются «избегать» обязательные занятия физической культурой и спортом, предоставляя различные справки и освобождения от занятий. Ссылаясь при этом на то, что максимально пытаются спасти свой организм от перегрузок, так как отдают большую часть своего времени обучению, а дополнительная нагрузка в виде спорта поспособствует перенапряжению, что приведет к плохому самочувствию и к снижению работоспособности.

Однако известным фактом является то, что психологическое и умственное перенапряжение организма (что часто вызывается как раз сильной учебной нагрузкой на организм) без физических нагрузок переносится гораздо серьезнее, что способствует появлению не только психологический расстройств, но и расстройств в организме, вызывающих снижению работоспособности, проявления различных заболеваний, ухудшению работы нервной системы и так далее.

На самом деле, все, чем мы занимаемся, дает нам наиболее активность обменных процессов, те в организме происходит обмен веществ и энергии, именно благодаря этому процессу, нашему организму становится легче работать как и в физическом плане, так и в умственном , именно этот фактор влияет наиболее благоприятно для нашего здоровья. Но нельзя забыть, что надо делать все в меру, иначе мы наоборот может навредить организму, и тогда мы доведем организм до того состояния, как утомление.

Материал и методы исследования

У людей, которые активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при умственной или физической деятельности. При увеличении физической и умственной нагрузки, объема потребляемой информации и чрезмерной интенсификации деятельности, наступает утомление, усталость.

Утомление – состояние организма, которое проявляется при активной и напряженной работе, приводящее как следствие к снижению ее работоспособности и эффективности.

Обнаружить первые признаки усталости очень легко, сразу отмечается снижение выносливости, труднее соблюдать координацию движений, при выполнение задачи, на которую раньше мы тратили меньше времени , сил и энергии, сейчас же, наоборот, затрат на это уходить в два, а то и в три раза больше, чем раньше, медленнее начинаем обрабатывать какую либо информацию, не можем сконцентрироваться на поставленной задаче, все время отвлекаемся, ухудшается память.

Данная характеристика может напомнить о таком свойстве, как усталость, но это далеко не так, потому что утомление служит для нас, как первый сигнал о том, что наш организм истощен, что означает, что нужно дать необходимый отдых для дальнейшего восстановления сил.

Также утомление можно разделить на две фазы:

  1. Компенсированная, которая означает, что наш организм достаточно устал, однако наши внутренние ресурсы и резервы организма способны помочь для продолжения нагрузки.
  2. Некомпенсированная, которая проявляется в том, что наш организм истощил все возможные ресурсы поддержания организма и эффективность работоспособности явно снижается.

После утомления в организме происходит процесс восстановления, в ходе которого происходит «ассимиляция организма», то есть начинаются образовываться сложные белки, жиры и углеводы. Это оказывает большое влияние на тренированность организма, чем регулярнее нагрузки на организм, то быстрее он начинает вырабатывать энергетические ресурсы, что способствует повышению работоспособности и эффективности. Движение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Оно представляет собой мышечную активность всего организма, его обменных процессов и жизненной энергии. При занятиях спортом (бег, ходьба, занятие на тренажерах, танцы и огромное разнообразие иных физических активностей), организм крепнет и совершенствуется.

Плаванье – это комплексный вид тренировки для опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы (давление воды, оказываемое на поверхность тела пловца, облегчает отток крови от периферии к сердцу). Такой вид занятий предоставляет возможность адаптировать получаемую нагрузку к собственным потребностям и возможностям организма.

Начинать заниматься стоит с раннего возраста, постепенно увеличивая частоту, интенсивность и сложность нагрузок. Важными фактора для продуктивных физических активностей является системность, постоянство и грамотное выполнение упражнений.

Для подтверждения данных утверждений было проведено 2 эмпирических исследования.

Первое исследование проводилось с помощью метода наблюдения. Объектом наблюдения являлась юная девочка, которая имела перекос тазобедренного сустава. При систематических занятиях танцами на протяжении 5 лет ее организм окреп, укрепился тонус мышц, что помогло девочке жить здоровой и полноценной жизнью. Такой результат возможен при ответственном подходе к осуществлению физической деятельности, регулярности тренировок и чередования движений с отдыхом. В данной ситуации утомление организма являлось полезным, так как не допускалось переутомление.

Результат второго исследования, основным методом которого являлся эксперимент, также дал положительный результат в пользу умеренного использования физических нагрузок. Объектом эксперимента является один из авторов данной научной статьи. Имея диагноз: инсулинозависимый сахарный диабет (сахарный диабет 1 типа), который влияет на систематическое повышение уровня глюкозы в крови, важно соблюдать диету, следить за режимом дня, режимом сна и заниматься умеренными физическими нагрузками. Скачки уровня сахара в крови возможны за счет большого количества разнообразных факторов, за счет этого не всегда есть возможность предотвратить данное явление. Высокий уровень глюкозы на протяжении длительного периода времени вызывает ухудшение состояния и функционирования важных для жизнедеятельности человека органов, таких как сердце, почки, глаза, нервная система. При ежедневном осуществлении в течение месяца таких активностей, как ходьба, плавание и зарядка, а также занятий спортом 3 раза в неделю на протяжении часа, у объекта исследования значительно снизился гликированный гемоглобин в крови, улучшилось общее самочувствие, снизилась утомляемость, появилось больше энергии для выполнения любого вида активности, улучшилась память и способность воспринимать информацию. При низких показателях глюкозы в крови и показателях, находящихся в пределах нормы, рекомендовано дополнительно употреблять 1-2 хлебных единицы перед началом тренировки, чтобы снизить вероятность гипогликемии.

Заключение

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что утомление настигает нашего организм при любой серьезной нагрузке, такой как физической деятельности и умственной активности. Именно поэтому утомление распределили на острое, что проявляется в краткий отрывок времени и наиболее яркими симптомами, и хроническое, суть которого проявляется в течение долгого времени (иногда достигает и нескольких лет) и оказывает наибольшее влияние на весь организм в целом.

Необходимость сочетания физических нагрузок с отдыхом, вызывается для правильного развития восстановления организма. Для его правильности необходимо быть готовым к повторению проделанной деятельности, а еще лучше быть подготовленным к увеличению проделанной деятельности. То есть повышать нагрузку постепенно, чтобы закалять организм, но не перегружать его одновременно.

Список литературы

  1. Служителев А.В. Физическое воспитание среди студентов обучающихся в высших учебных заведениях // Служителев А.В., Сарксян М.Д. / Уральский научный вестник. 2023. Т. 1. № 3. С. 13-16.
  2. Мельников А.И. Физический культура и спорт как основа здоровой деятельности студентов Кубанского ГАУ // Мельников А.И, Служителев А.В. / Конференция, посвященная 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. 2020. С. 422-428
  3. Каримов А.Х. Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре // А.Х. Каримов / Молодой ученый 2016. № 7 (111). С. 633-634
  4. Печерский С.А. Преподавание дисциплин по физической культуре в условиях дистанционного обучения // Печерский С.А, Славинский Н.В., Служителев А.В. / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 277-280.
  5. Абдрахманова А.Ш., Мавлиев Ф.А., Ахметов И.И., Назаренко А.С. Утомление: понимание проблемы и системные механизмы его развития // Наука и спорт: современные тенденции. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utomlenie-ponimanie-problemyi-sistemnye-mehanizmy-ego-razvitiya.

Интересная статья? Поделись ей с другими: