УДК 78
Целостный анализ романса С. В. Рахманинова ор.34 №14 “Вокализ”
Ли Хун – доцент Научно-исследовательского института оперы Пекинского университета (Китай).
Аннотация: Имя Сергея Васильевича Рахманинова занимает важное место в истории русской культуры. Его имя стало символом высокой любви и служению искусству. Камерно-вокальное творчество Сергея Васильевича Рахманинова столь же исполняемо и любимо как и его фортeпианные сочинения. Композитором было написано более восьмидесяти романсов. Камерно-вокальное творчество Сергея Васильевича Рахманинова рассмотрено достаточно широко. Это труды, посвященные Рахманинову: А.Алексеева, В.Брянцевой, Ю.Келдыша,С.Василенко, О. Соколовой, Б.Асафьева, Е.Дурандиной и др. Одним из наиболее значительных и глубоких вокальных сочинений композитора является «Вокализ» ор. 34 №14. «Вокализ» относится к произведениям композитора, корни которых связаны с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично здесь соединяются с характерными особенностями стиля Сергея Васильевича Рахманинова. Волшебное звучание данного сочинения помимо воли заставляет слушателей мысленно взлетать и безмятежно парить в небесах.
Ключевые слова: Рахманинов, камерно-вокальное творчество, романсы, Вокализ.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью в мировой музыкальной культуре камерно-вокальных сочинений Сергея Васильевича Рахманинова в целом, и «Вокализом» ор. 34 №14 в частности.
Объектом данного исследования является камерно-вокальное творчество Рахманинова. Предметом данной статьи является сочинение ор. 34 №14 «Вокализ», его поэтика и исполнительская интерпретация.
Целью исследования является анализ мелодических и гармонических свойств сочинения ор. 34 №14 «Вокализ».
Методология исследования совмещает исторический подход с теоретическим и на комплексном изучении содержательно-смысловых и «технологических» составляющих рассматривается художественный материал.
Литература.Камерно-вокальное творчество Сергея Васильевича Рахманинова рассмотрено достаточно широко. В первую очередь, это монографии, посвященные Рахманинову: А.Алексеева, В.Брянцевой, Ю.Келдыша «Рахманинов и его время». Также фундаментальные труды советских музыковедов-исследователей: С.Василенко, О. Соколовой. Кроме этого работы, различного жанра и назначения, обращённые непосредственно к камерно-вокальной музыке композитора: «Русский романс XIX века» Б.Асафьева, «Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX – XX веков: историко-стилевые аспекты» Е.Дурандиной.
Введение. Имя Сергея Васильевича Рахманинова занимает важное место в истории русской культуры. Его имя стало символом высокой любви к искусству. Он был блестящим пианистом, талатливым композитором, а также выдающимся оперным и симфоническим дирижером. Многогранная и многосторонняя деятельность Рахманаинова является воплощением наиболее значительных достижений русской музыкальной культуры начала XX столетия. Гармонический язык Рахманинова ярок и индивидуален и имеет корни в национальной музыкальной культуре России.
Камерно-вокальное творчество Сергея Васильевича Рахманинова столь же исполняемо и любимо как и его фортeпианные сочинения. Композитором было написано более восьмидесяти романсов. Многие из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX века и рубежа XX века. Часто обращаясь к малоизвестным стихотворениям, он в музыкальной форме придавал им новый смысл, более глубокий. Рахманинов считал, что романс – это выражение преимущественно лирических настроений и эмоций.
Одним из наиболее значительных и глубоких вокальных сочинений композитора является «Вокализ» ор. 34 №14. «Вокализ» относится к произведениям композитора, корни которых связаны с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично здесь соединяются с характерными особенностями стиля Сергея Васильевича Рахманинова.
Основная часть. Интересна сама история создания данного произведения. Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. 1 сентября того же года опус был продан издательству А. Гутхейля и уже в следующем году были представлены публике. Но для завершения работы над «Вокализом» композитору понадобилось три года. В процессе создания «Вокализа» композитор столкнулся с трудностями и сомнениями, поэтому работал над ним так долго. Он неоднократно исправлял партии голоса и фортепиано, чтобы добиться идеального звучания и выразительности. Также он неоднократно менял стиль и настроение музыки, перерабатывая мелодические и гармонические решения. Окончательный вариант нотного текста датируется даже позже того времени, которое указал сам композитор – сентябрем 1915 года. Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В. Неждановой. «Вокализ» опубликован под старым издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. вместе с оркестром С.А.Кусевицкого исполнила произведение автора. Благодарный композитор подарил ей первую версию рукописи в знак признательности.
Музыка данного вокального сочинения очень выразительна и содержательна, и сам композитор отказался от поэтического текста. Мелодия «Вокализа» поражает своей плавностью, задушевностью и широтой интонаций. Стоит заметить, что сам композитор в различных редакциях представил «Вокализ» в трёх тональностях: e-moll, cis-moll,es-moll. Рахманинов также указал, что композиция может исполняться и сопрано, и тенором (только на октаву ниже).
Вокализ написан в двухчастной форме, четырёхдольном тактовом размере, с авторским темповым указанием Lentamente, molto cantabile, начинается с тонического трезвучия и уже на следующей доле вступает выразительная распевная вокальная тема.
Основой мелодии является небольшая попевка. Она вариантно развивается в свободном стиле, что характерно для церковного знаменного распева. В первой части романса структура фактуры передает хоровой облик этого стиля. Здесь сольная партия выступает в роли верхнего голоса хора. Остальные голоса почти всегда используют интервал секунды, иногда включая хроматические ходы.. Гармоническая структура также придерживается строгих принципов. Напряженные диссонансы возникают только перед каденцией. Во втором предложении к вокальной мелодии присоединяются два дополнительных голоса фортепиано, изложенные в виде дуэта-диалога. В третьем предложении мелодическое движение в аккомпанементе удваивается в октаву. В последнем предложении вокальная мелодия образует свободный подголосок, дополняющий тему, звучащую на фортепиано.
В начале сочинения, размеренный и ровный ритм фортепианного аккомпанемента придает музыке черты строгой классичности. Он служит основой для развития мелодии, которая постепенно обрастает мелодическими подголосками, создавая живописные узоры в сочетании с вокальной партией. Далее инструментальное сопровождение становится все более насыщенным и многослойным.
Во второй части, отличающейся выразительностью и эмоциональностью, особое внимание уделяется напряженным тональным отношениям и функциональным связям. Эти элементы создают ощущение оттягивания и преодоления тоники, усиливая выразительность музыки. Интонационный строй вокальной партии среднего раздела сохраняет особенности мелодического рисунка первой части, однако Рахманинов решает изменить жанровую основу, переводя вокальную партию из хорового пения в сольное исполнение. Таким образом, вокальная партия приобретает новое звучание и появляется контрапункт с фортепианным аккомпанементом.
В репризе проявляется наибольшая смысловая концентрация. Вокальная партия уже не является просто голосом хора, а отчетливо выделяется на фоне хорового сопровождения, образуя смысловую кульминацию сочинения.
Фортепианная партия в каденции, звучащая на фоне тоники, вызывает у слушателя еще большее погружение вниз – вниз к гармониям низкой шестой и, стоит отметить, даже низкой пятой ступеней. Это увеличивает разрыв между «земным» и «небесным». Поразительный по своей красоте и убедительности образ, описанный здесь, является одним из главных высот философической лирики Рахманинова.
Гармония также подчеркивает исконно русский характер «Вокализа». Композитором используется диатоника, которая создает особую атмосферу и подчеркивает русский характер композиции. Это натуральный минор в основе мелодии, плагальные обороты, которые можно услышать, например, в тактах 2-3 в начале третьего предложения. Это последовательность аккордов, в которой сменяются септаккорд натуральной VII ступени и тоника, создавая гармоническую глубину и напряжение. В голосоведении «Вокализа» также часто используются параллелизмы. Например, в такте 3 от конца романса можно услышать последовательность параллельных трезвучий. Это придает композиции особую музыкальность и выразительность.
Гармонический язык крайних частей музыкальных произведений основан на приемах модальной техники. Это подтверждается рядом характерных признаков: ясно определенная тоническая гармония, которая служит точкой отсчета для определения модальных позиций; свобода метра и ритма, отличающаяся от стандартной схемы с преобладанием четных долей и тактов; преобладание мелодических функций, обеспечивающих связь между аккордами; стремление композитора сгладить тоновые различия, двигаясь вверх по низким ступеням.
В целом, модальная техника является важным инструментом для композиторов, позволяющим создавать уникальные и эмоционально насыщенные музыкальные произведения. Она открывает новые возможности для выражения и творчества, делая музыку более разнообразной и интересной для публики.
Заключение. Подводя итог, хочется сказать, что музыкальный стиль данного сочинения отличается протяжённостью, широтой и свободой мелодического дыхания, плавной и пластичной кантиленой. Здесь вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия лирико-психологического содержания и создания обобщённых музыкальных образов. Фортепианная партия в данном вокальном сочинении выполняет более значимую роль, чем просто аккомпанемент.
«Вокализ» часто исполняется в различных инструментальных обработках, это дает различным исполнителям широкую возможность продемонстрировать красоту звучания и певучесть своего инструмента. Также вокализ можно рассматировать как упражнение или этюд для развития вокальной техники солиста – разных приемов вокального звукоизвлечения – legato, staccato, nonlegato, выработки красивой певучести и подвижности голоса.
«Вокализ» ор. 34 №14 С. В. Рахманинова в мировой музыкальной литературе является одной из лучших кантилен. Волшебное звучание помимо воли заставляет слушателей мысленно взлетать и безмятежно парить в небесах.
Список литературы
- Алексеев А. С.В.Рахманинов. М.: Музгиз., 1954. - 238 с.
- Асафьев Б. Русский романс XIX века//Русская музыка.-Л.: Музыка, 1979. С.55-99.
- Брянцева В. С.В.Рахманинов. М.: Сов.композитор, 1976. – 646 с.
- Василенко С. С.В.Рахманинов. -JI.: Музгиз, 1961. 106 с.
- Дурандина Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX -XX веков: историко-стилевые аспекты. М.: РАМ, 2005. – 240 с.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. – 467 с.
- Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов. -М.: Музыка, 1984. 157 с.