УДК 72.036

Лучшие в мире образцы модернистской архитектуры США

Харькова Анастасия Вячеславовна – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В статье рассматривается сущность и состояние современной архитектуры. Даётся анализ лучших в мире образцов модернисткой архитектуры. Исследуются проявления универсальности стиля модерн и его связи с национальным искусством.

Ключевые слова: модерн, современная архитектура, здание, национальное искусство, проект.

Современная архитектура относится к периоду архитектурных инноваций двадцатого века, которые противостояли высоко украшенным конструкциям предыдущих эпох. Подъем и упадок современной архитектуры совпадает с двадцатым веком в виде колоколообразной кривой: рост в начале, пик в середине и угасание в конце. Луиса Салливана, известного чикагского архитектора того времени, часто называют отцом современной архитектуры и приписывают ему знаменитую цитату: «Форма следует за функцией». [2] Упрощение структуры и функции здания, а не местоположение, определяет форму. Эта концепция, согласно которой архитекторы должны сосредоточиться на целостности и назначении структуры, а эстетика в результате будет естественно привлекательной, олицетворяет движение современной архитектуры. Хотя принято считать, что это движение закончилось в двадцатом веке, многие изменения, вызванные современным архитектурным движением, все еще присутствуют в современной архитектуре. [3]

Модернистская архитектура определила 20 век, как никакое другое направление. Его чудеса середины века быстро распространились по всему миру, представленные во множестве типологий, масштабов и географических мест – и породившие столько же региональных проявлений.

Предлагается привести некоторые из лучших в мире примеров модернистской архитектуры.

Центр архитектуры и дизайна – Художественный музей Палм-Спрингс, построенный Э. Стюартом Уильямсом в 1960 году и отреставрированный Мармолом Радзинером в 2014 году. Трудно представить себе снег в Палм-Спрингс, но на горной станции воздушного трамвая на высоте 2 600 м над городом в горах Сан-Хасинто он возможен и довольно регулярно. Станция, ставшая убежищем для любителей пеших прогулок и дикой природы, построенная по проекту архитектора Э. Стюарта Уильямса (1909-2005), представляет собой модернистское трехэтажное шале с бетонными смотровыми площадками, уютным залом для коктейлей с каминами и широкими изогнутыми застекленными фасадами с видом на Палм-Спрингс и долину за его пределами. Из всех архитекторов, сформировавших Палм-Спрингс, Уильямс больше всех формировал общественную жизнь. Его наследие можно увидеть по всему городу. Он является архитектором Художественного музея Палм-Спрингс (1976) и здания Федерального сберегательного банка Санта-Фе (1960), которое было куплено музеем и вновь открыто как Центр архитектуры и дизайна Художественного музея Палм-Спрингс в 2014 году после реконструкции, проведенной лос-анджелесской компанией Marmol Radziner. [1]

Городской театр Ювяскюля. Когда в начале пандемии финский фотограф Янне Туунанен отправился из Нью-Йорка в свой родной город Юваскюла, он планировал взять немного времени, чтобы притормозить и провести кризис поближе к своей семье. Вскоре он взял в руки велосипед и, катаясь по городу, заново открыл для себя после долгих лет отсутствия модернистскую архитектуру Алвара Аалто; этот менее известный, сонный городок в западной части финского Озерного края является сокровищницей работ мастера архитектуры.

Дом Голдберга по проекту Уильяма Коди в Палм-Спрингс в 1962 году. Палм-Спрингс – один из мировых эпицентров модернизма со вкусом, город в пустыне, где мечты нового поколения архитекторов воплотились в жизнь, обычно не ограниченные бюджетом и утомительным бременем непогоды. Именно здесь, в пустыне, архитекторы могли исследовать пределы стекла и стали по своему усмотрению, а получившиеся в результате этого веретенообразные паясничающие дома с открытой планировкой привнесли засушливый пустынный ландшафт в сердце послевоенного дома. [4] Палм-Спрингс продолжает греться в своем модернистском наследии, устраивая ежегодный праздник дизайна, выставки и дни открытых дверей, а также сохраняя сильную традицию инновационной архитектуры. Среди пионеров, сформировавших город, были Альберт Фрей, Ллойд Райт и Ричард Нойтра, чей дом Кауфмана продолжает оставаться определяющим образом модернизма пустыни. Джон Портер Кларк, Дональд Векслер, Ричард Харрисон и компания Palmer & Krisel также были первопроходцами, работая рука об руку с застройщиками и отельерами над созданием новых зданий.

Ракетный клуб «Коттеджи Вест» Уильяма Коди. Безмятежная группа домов в Racquet Club Cottages West Уильяма Коди – это менее известная жемчужина Палм-Спрингс. Лос-анджелесский застройщик Пол Труздейл работал с Коди над созданием тихого современного анклава из 37 домов, как противоядие от наполненной знаменитостями жизни Палм-Спрингс. [4] Построенные в 1960 году, коттеджи погружены в оазис пальм, извилистых дорожек и меандрирующих ручьев и редко попадаются на глаза посторонним. В домах есть открытые балки, тонкие линии крыш, частные патио, раздвижные стеклянные двери от пола до потолка и обслуживание в номерах, доставляемое из близлежащего Palm Springs Racquet Club.

Можно заключить, что отличительными чертами современной архитектуры стали технические инновации, эксперименты и переосмысление того, как люди живут и используют спроектированную среду, будь то здания или ландшафты.

Хотя наиболее яркие примеры современной архитектуры обычно относятся к началу и середине 20 века, модернизм продолжал оказывать влияние на повседневный и обычный дизайн вплоть до конца 20 века.

Поскольку федеральные, государственные и местные программы по сохранению наследия обычно исключают объекты возрастом менее 50 лет из программ и процессов рассмотрения исторических проектов, многие исторически и культурно значимые объекты остаются уязвимыми для сноса, запустения и других угроз.

Список литературы

  1. Артур Архитектура США / ред. Дрекслер, Артур. – М.: Не указано, 2014. – 155 с.
  2. Мельничук, О. Архитектура московского модерна / О. Мельничук. – М.: Белый город, 2017. – 260 с.
  3. Митюга, А.В. Архитектура Южнобережья / А.В. Митюга, Е.В. Крикун, В.Д. Фесенко. – М.: Симферополь: Таврия, 2016. – 200 c.
  4. Мысько, А. С. Архитектура Выборга в эпоху модерна: моногр. / А.С. Мысько. – М.: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2014. – 128 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: