УДК 7

Роль музейной деятельности в межкультурной коммуникации полиэтничного региона

Афонин Вадим Владимирович – магистрант кафедры культурологии факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева

Аннотация: Данная обзорная статья посвящена анализу роли музея в межкультурной коммуникации и, исключительно позитивному влиянию музейно-выставочной деятельности на формирование единства культурной и исторической памяти поликультурного региона. Даётся краткая характеристика межкультурной и музейной коммуникаций, сравнительный анализ их общих свойств и функций. Прослеживаются механизмы взаимодействия межкультурной и музейной коммуникаций в едином экспозиционно-выставочном пространстве, на примере ведущего регионального музея Нижнего Поволжья – Астраханской картинной галереей имени Павла Михайловича Догадина и выставки «Магия танца».

Ключевые слова: поликультурный регион, межкультурная коммуникация, межкультурный диалог, экспозиционное пространство, музейная коммуникация, конструктивный диалог.

Сегодня, для каждого полиэтнического и поликультурного региона России межкультурная коммуникация имеет ключевое значение в процессе построения единого экономического и культурного пространства, основанного на принципах добрососедства, взаимоуважения, мирного сотрудничества и равных возможностей для представителей всех национальностей. В этой связи не малую роль играют институты и учреждения культуры, призванные транслировать в мир «доброе и вечное», и тем самым способствовать формированию культуры взаимоуважения, гражданского согласия и единения всех народов нашего многонационального Государства. Музеи в данном случае, являясь проводниками прекрасного, запечатлённого в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства, транслируемого в наш современный, сложный и далеко не безопасный и, даже жестокий мир, способны объединить в конструктивном диалоге носителей различных культур и этносов поликультурного региона на всевозможных культурных площадках, и в экспозициях. «Музей как источник информации должен приблизиться к потребителю, и его развитие как уникального пространства многоуровневой коммуникации должно оформиться в особое направление деятельности» [2].

Вот уже сто лет, как в Прикаспийском регионе данная миссия весьма успешно осуществляется Астраханской картинной галереей имени Павла Михайловича Догадина, аккумулирующей, сохраняющей и экспонирующей уникальные музейные предметы и произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных народов и культур Нижнего Поволжья, России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. В этой связи примечательно суждение В. Дукельского о том, что «любая деятельность музея проходит по законам общества, в общественной среде, в контактах с другими общественными элементами» [1, с.46]. В подтверждение вышесказанного, в качестве наглядного примера в статье будет кратко рассказано о выставке «Магия танца», проходившей с 2 марта по 14 мая 2023г. в отделе зарубежного искусства Астраханской картинной галереи, как об успешном варианте реализации межкультурной коммуникации в музейном пространстве.

Танец – это универсальный язык, объединяющий людей разных культур и национальностей, и выставка «МАГИЯ ТАНЦА» ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ИЗ СОБРАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ ИМЕНИ ПАВЛА МИХАЙЛОВИЧА ДОГАДИНА, дала повод уделить внимание этому виду искусства, запечатлённому в уникальных живописных и графических работах выдающихся и самобытных художников прошлого и современности, представителей различных эпох и культур, гармонично связанных тематикой танца и грамотно экспонируемых в едином выставочном пространстве ведущего музея Нижнего Поволжья. «Нижняя Волга представляют собой уникальный регион, где на протяжении многих веков сосуществуют самые различные народы» [6, c.10].

Согласно определению Ларри Самовара и Ричарда Портера: межкультурная коммуникация – это такой вид коммуникации, в котором отправитель и получатель принадлежат к разным культурам, - «что имеет место всякий раз, когда кто-то реагирует на поведение или последствия поведения другого человека» [9]. Межкультурная коммуникация – это обмен знаниями, идеями, мыслями, концептами и эмоциями между людьми из разных культур. Предметом межкультурной коммуникации являются контакты, протекающие на различных уровнях, в разных аудиториях, (в нашем случае – это музей), в двустороннем, многостороннем, глобальном аспектах.

Если музей мыслится как «институт живой памяти, охватывающий все значимые объекты памяти народов, <...> способствующий устойчивому и гармоничному развитию цивилизации» [3], то Астраханская картинная галерея (взятая нами в качестве примера), - как музей, в данном случае, играет связующую роль в межкультурной коммуникации народов прикаспийского региона, осуществляя коммуникативную функцию посредством экспонирования произведений искусства. Это подтверждается мыслью А. П. Садохина о том, что: «музейная коммуникация – это процесс общения музейной аудитории с культурным наследием, аккумулирующим опыт материальной деятельности, духовных исканий и традиционную культуру, как отдельного этноса, так и человечества в целом» [7]. Таким образом, как в межкультурной, так и в музейной коммуникации мы обнаруживаем ряд ключевых составляющих, имеющих общие функции: развитие конструктивного диалога, равноценного по отношению к представителям других культур; особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур; диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов, разнящихся по своей культурной позиции.

Переходя от общего к частному, на примере Астраханской картинной галереи, мы можем видеть, как вышеперечисленные принципы осуществляются в музейной деятельности на практике и, какое значение для межкультурной коммуникации полиэтнического региона может играть художественный музей. Как замечает Т.С. Курьянова: «выставки <...> позволяют показывать музейные предметы в различных сочетаниях и контекстах, под разным углом зрения. Таким образом, <...> расширяются возможности музейной коммуникации» [4, с. 5,6]. В экспонированных на выставке «Магия танца» произведениях живописи, графики, скульптуры и других произведений искусства, запечатлены танцы и танцевальные традиции русских, татар, ногайцев, русинов, евреев, казахов, мордвы, азербайджанцев, и многих других представителей культур Прикаспия, ближнего и дальнего зарубежья. Как замечает заведующий отделом современного искусства Астраханской картинной галереи, Харламов В.В.: «Астраханская область один из регионов Российской Федерации с огромным разнообразием этносов и конфессий» [8, c. 190] Экспонировались работы из собрания Астраханской картинной галереи таких художников как: И.С. Горюшкин-Сорокопудов, В.А. Эйферт, А.Э. Климов, Е.С. Кругликова, А.Л. Головчанская, В. А. Новичков, Е.Е. Моисеенко, М.Е. Пермяк, Г.Г. Шакирова, Ф.А. Махмудова, Ф.Ф. Манайло, М.Е. Горшман, Т. Ф. Нариманбеков, и др. Данный экспозиционный опыт наглядно показал, что: «экспозиция - важнейшее звено музейной коммуникации; только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов» [5]. В итоге, рассматриваемая нами выставка стала прекрасным примером того, как межкультурная коммуникация может быть успешно реализуема в поликультурном регионе посредством музейной деятельности, одним из механизмов которой является музейная коммуникация. В данном случае подтверждается мысль А. П. Садохина о том, что «межкультурная коммуникация в музее – особая форма общения двух или более представителей различных культур, в процессе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур» [7]. Согласно трактовке музея, как социокультурного института, «зафиксированной в уставе Международного совета музеев (ИКОМ) и в современном российском законодательстве, целью музейной коммуникации является изучение «материальных свидетельств о человеке и его среде обитания», образование музейной аудитории и удовлетворение духовных потребностей людей» [Там же]. Следовательно, музейная деятельность играет важнейшую роль в социокультурной жизни не только для отдельно взятого региона, (в нашем случае это Прикаспий), но и для государства в целом. На рассмотренном нами примере, мы можем говорить о неоспоримой ценности данного межкультурного и экспозиционно-коммуникативного опыта, важнейшую роль в котором играет музей. Сегодня данный опыт является актуальным, он может быть интересен и полезен многим музеям и культурным площадкам нашей многонациональной и поликультурной России.

Список литературы

  1. Дукельский В. Образцы и образы современной музейной деятельности // Bestmuseums.ru URL: http://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/dukelskiy_obrazcu_i_obrazu_sovr_muz_deyat.pdf.
  2. Комлев. Ю.Э. Музей в системе социально культурных коммуникаций. Вестник МГУКИ. 2 – 2008.
  3. Концепция развития музейной деятельности в российской федерации на период до 2020 года. На коллегию. Заместитель Министра культуры Российской Федерации А.Е. Бусыгин. 20 стр. https://sch183.mskobr.ru/files/koncepciya_razvitiya_muzejnoj_deyatel_nosti.pdf.
  4. Курьянова Т.С. Музей и нематериальное культурное наследие. https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-i-nematerialnoe-kulturnoe-nasledie.
  5. Музейная выставка: методические рекомендации по организации вы-ста-вочной работы. Сост. Э.А.Муценек. Иркутск: ГАУК ИОКМ, 2013. 52 с.
  6. Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщева Е.В., Васильев Д.В., Якушенкова Ок.С., Якушенкова Ол.С., Кусмидинова М.Х., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие. Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2014, 236 с. ISBN 978-5-91910-334-9
  7. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] /А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2004. – 192 с.
  8. Харламов В.В. Этнокультурные связи между этническими группами астраханских ногайцев в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья. ISSN 1812-9498. ВЕСТНИК АГТУ 2008. № 4 (45).
  9. Samovar L., Porter R. Intercultural Communication: a Reader. 7th cd. P. 25.

Интересная статья? Поделись ей с другими: