УДК 13

Тенденции развития международного туризма в социокультурном пространстве трансграничного региона РФ и Китая (на примере Калининградской области)

Вахнина Елена Анатольевна – кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Статья посвящена изучению актуальной проблемы развития международного туризма в социокультурном пространстве трансграничных регионов РФ (на примере Калининградской области) и Китая.  Отмечено, что в современных реалиях в условиях стремительно меняющегося миропорядка и экономической нестабильности вопрос развития потенциала туризма в целом и международного туризма, в частности, в социокультурном пространстве регионов России актуален. Во многом благодаря туризму происходит дифференциация социальных потребностей, сохранение духовного, культурного наследия и исторических ценностей, стабилизация международных отношений и развитие межкультурной коммуникации. Изложены причины, по которым Калининградская область представляет особый интерес в данном контексте. В заключении говорится, что активное взаимодействие с китайскими туристами, знакомство с духовно-этическими и социально-политическими практиками и институтами посредством культурно-исторического, религиозного и экотуризма, разработка специальных маршрутов с учетом мнения жителей Китая приведет к взаимопроникновению культур, разделению ценностей, что в значительной мере поможет укрепить внешнеэкономические и политические связи, несмотря на географическую удаленность самого западного региона России от Китая.

Ключевые слова: туристский потенциал, международный туризм, социально-культурное пространство, социальное взаимодействие, трансграничный регионализм, Китай, Калининградская область.

Китай является важным стратегическим партнером России в условиях существенных изменений внешнеполитических направлений в настоящее время. Взаимодействие между Россией и Китаем представляет собой важный компонент двусторонних экономических, политических, социокультурных, технологических и научных связей. Многие регионы Российской Федерации развивают торгово-экономические отношения с провинциями Китая, в том числе Калининградская область. Социокультурное взаимодействие между странами-партнерами способствует укреплению внешнеэкономических отношений. В связи с этим стоит задача проработать как можно больше таких возможностей, особенно, ознакомление с социально-политической и духовно-нравственной составляющими восточных стран (в частности, Китая) и отдаленных от них регионов России.

В целях успешного экономического и социокультурного взаимодействия представителей трансграничных регионов, познания особенностей материальной и духовной культур необходимо временное погружение в их среду. Туризм в данном аспекте является лучшей опцией. В социокультурном контексте туризм стабилизирует и укрепляет межэтнические и международные отношения, способствует осознанию уникальности и неповторимости каждого этноса, развитию толерантности, повышает межкультурную коммуникацию, формирует взаимную заинтересованность и уважение к людям различных национальностей и их историческому и культурному наследию. Во многом благодаря туризму происходит дифференциация социальных потребностей и исторических ценностей, стабилизация межэтнических и международных отношений. В современных реалиях в условиях стремительно меняющегося миропорядка и экономической нестабильности вопрос развития потенциала туризма в социокультурном пространстве регионов России, а также с представителями стран-партнеров, весьма актуален.

Социально-культурное пространство региона представляет собой комплекс составляющих, являющихся основой регионального и городского самосознания и идентичности на определенной территории. Е.Ю. Шакирова характеризует социокультурное пространство «размытостью границ, неопределенностью, переходностью позиций и трансформацией сущностных качеств» [3, с. 120]. Это означает способность социокультурного пространства изменяться при взаимодействии с другими культурами.

Ценностное наполнение социокультурного пространства,  в зависимости от изменения его границ, также трансформируется. С.Н. Иконникова отмечает способность социокультурного пространства к саморазвитию, изменению объема, структуры, масштабов и пространственных границ, т.е. указывает на его динамичность [2, с. 44]. Социокультурное пространство региона  это проживающее на данной территории население с общей социокультурной идентичностью, разделяющее единые ценности. Социокультурное пространство, особенно трансграничных регионов с собственной уникальной, самобытной социокультурной составляющей, представляет особый интерес для развития как внутреннего, так и внешнего туристского потенциала и установления крепких международных связей.

Несмотря на географическую удаленность, между Калининградской областью и Китаем осуществляется формирование туристических и внешнеэкономических связей. 25 апреля 2023 года Калининградская область, в режиме видеосвязи между Калининградом и Пекином, заключила соглашение с Российской торговой компанией в Китае относительно решения вопросов о сотрудничестве в продвижении калининградских товаров на китайский рынок. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов отметил, что китайский рынок становится одним из ключевых направлений для калининградских экспортёров [8]. Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак полагает, что популяризация китайского направления в сфере въездного туризма набирает обороты. Общение с туроператорами из КНР показало, что китайских туристов может привлекать не только янтарь, но и национальный парк - Куршская коса, а также то обстоятельство, что это самый западный регион России с его особенным менталитетом [7].  

Существующее на данный момент социально-культурное пространство Калининградской области является исключительным, учитывая его отличное от других регионов России историко-культурное наследие. Шахов В.А. отмечает, что «актуальность исследования социокультурных проблем Калининградского субкультурного локуса обусловлена спецификой формирования национально-культурной общности в Калининградском эксклаве Юго-Восточной Балтии (Калининградская область), находящейся в регионе со сложной историей, а также не похожей на другие Российские регионы полиэтничностью» [4, c. 774]. Культурное становление и религиозные взгляды Калининградской области во многом определены ее геополитическим положением и историей. Под влиянием инокультурного окружения западных соседствующих стран происходят социокультурная и ментальная трансформации населения эксклава.  Что касается конфессионального вопроса, большинство верующих, проживающих на территории региона – православные и протестанты, католики составляют меньшую численность (около 30 тыс., в основном, среди представителей литовской общины). Имеются немецкие общества, общество польской культуры. По данным Росстата в Калининградской области зарегистрировано 189 религиозных организаций более 16 конфессий [5, с. 148]. Население региона многообразно по этническому составу и социальному статусу и сам трансграничный регион самобытен и уникален многоконфессиональным составом населения, социокультурным развитием, материальными элементами (памятниками истории и культуры), природным ландшафтом. Все указанное выше способствует формированию собственной региональной идентичности и регионального самосознания.  

Несмотря на многоконфессиональность жителей региона буддизм, одна из трех мировых религий на сегодняшний день и являющаяся одним из наиболее значимых религиозных течений в Китае, в регионе не получил распространение. Согласно Росстату в калининградской области 2% приверженцев буддисткой религии. Авторы Большого энциклопедического словаря калининградской области утверждают, что калининградские буддисты объединены в религиозную организацию "Буддистский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью города Калининграда", основанную в 1994 г. Последователи буддистской школы "кагью" не являются традиционными для России и представляют собой модернизированное европейское направление, созданное датским проповедником О. Нидалом [6, 456 с.]. Познать духовный мир буддистов в калининградской области достаточно сложно, поскольку отсутствует символ духовного и культурного развития – дацан. Однако для перспективного взаимодействия региона с Китаем это необходимо. Развитие разнообразных направлений культуры и искусства Китая в контексте этического наполнения будет неполноценным без влияния буддизма. Буддизм способствует образованию особого эстетического восприятия и морально-этических традиций. Китайская культура является уникальным образцом культуры, который выделяется своей целостностью и неповторимостью. Морально-нравственный идеал лежит в основе китайской культуры, что гарантирует основу для стабильности, мира и согласия. Целью Китая является превращение государства в глобальную культурную державу с сильной духовной основой. По утверждению «культура Китая используется не только как инструмент сохранения национальной идентичности и безопасности, но и внешней социокультурной информационной наступательности» [1, с. 68].

Таким образом, В Китае, как и в России, духовно-нравственные, религиозные ценности являются фундаментом социокультурного пространства. Переориентация внешнеполитических направлений и перспектива международного сотрудничества со странами Востока, в частности, Китаем, актуализирует проблему усвоения социокультурных особенностей и духовной платформы представителей страны-партнера. Решением вопроса в данной ситуации может быть активное взаимодействие с жителями Поднебесной, знакомство с духовно-этическими и социально-политическими практиками и институтами посредством культурно-исторического, религиозного и экотуризма. Калининградская относится к активно развивающимся туристским кластерам, принимающим участие в программе Российской Федерации "Развитие туризма". Кластеры расположены в приграничных территориях и обеспечивают взаимодействие между регионами внутри страны, а также международное взаимодействие. Это поспособствует разработке программ  и маршрутов с учетом мнения китайских туристов и повысит туристскую привлекательность региона. Привлечение китайских туристов в регион приведет к развитию взаимной толерантности и взаимопроникновению культур, разделению ценностей, что в значительной мере поможет укрепить внешнеэкономические и политические связи, несмотря на географическую удаленность самого западного региона России от Китая.

Список литературы

  1. Абрамова Н.А. Китайская культура и ее трансляция в социокультурное пространство России // Гуманитарные социально-экономические науки. 2010. № 3, с. 68-75.
  2. Скульмовская Л.Г. Противоречия разнонаправленного развития культуры региона в современных условиях: социологический анализ: дис. …д-ра социол. наук. – Екатеринбург. 2005. – 346 с.
  3. Шакирова Е.Ю. Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства// Вестник ВГУ. Серия: Философия. Воронеж.  2013. – № 2. – с. 108-124
  4. Шахов В.А. Калининградский эксклав: социокультурная парадигма «русского острова» Юго-Восточной Балтии // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 4А. – с. 774-783
  5. Калининградская область в цифрах. 2019. Статистический сборник в 2 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). – Калининград, 2019. – Т. 1 – 150с.
  6. Электронный аналог печатного издания: Большой энциклопедический словарь калининградской области. Калининград: «Аксиос», 2011. - 456 с.
  7. Интернет источник: https://travelvesti.ru/kitaj-2-0-perezagruzka/andrej-ermak-kitaj-posle-pandemii-stanet-prioritetnym-rynkom-vz-ezda-dlya-kaliningradskoj-oblasti.html?ysclid=lixo9ljxjk727603543.
  8. Интернет источник: https://news.mail.ru/politics/55972502/?ysclid=lixo11f08583894771.

Интересная статья? Поделись ей с другими: