УДК 316.7

Зарождение джаза и его распространение на культуру США

Акментина Милена Михайловна – студент Иркутского государственного университета.

Аннотация: На протяжении многих лет объектом изучения огромного количества работ являются культурные особенности США, которые сыграли немаловажную роль в формировании страны и так или иначе затронули другие аспекты деятельности ее жителей. Джаз, рассматриваемый не только в качестве значимой части американской культуры, но и как общекультурное явление, вышедшее за рамки нации, интегрировался во многие сферы жизнедеятельности общества. Данный музыкальный жанр стал в некотором роде складом ума, формой мировоззрения и мироощущения, а также новым языком, используемым в контексте рассмотрения американской культурной идентичности. В данной статье исследуются предпосылки зарождения и становления джазовой музыки. Происходит анализ того, как усваивается и развивается значимость рассматриваемого музыкального жанра, который является существенной частью национальной музыкальной культуры США.

Ключевые слова: джаз, джазовая музыка, музыкальная культура, американская культура, национальная идентичность, культурная идентичность.

Начало джаза было положено в результате двух наиболее важных переселений народов за всю историю. Как подчеркивали А. В. Степанов и Т. В. Федорова, «Америка как страна иммиграции процветает от готовности иммигрантов отказаться от старых связей и принять новые» [7, с. 365]. Иммиграция европейцев действительно была вызвана желанием найти лучшую жизнь на другом континенте, африканцы же были гонимы в эту страну для того, чтобы стать ее заложниками, рабами судьбы. В Западном Гемпшире европейский и африканский народы создали множество культурных традиций, среди которых также присутствовали музыкальные. Такого рода аккультурация продолжалась в течение многих веков и впоследствии стала причиной создания репликации, слияния культурных ценностей и возникновения джаза [2, с. 340].

Джаз, рассматриваемый не только в качестве значимой части американской культуры, но и как общекультурное явление, вышедшее за рамки нации, интегрировался во многие сферы жизнедеятельности общества. Данный музыкальный жанр стал в некотором роде складом ума, формой мировоззрения и мироощущения, а также новым языком, используемым в контексте рассмотрения американской идентичности. Распространено мнение, утверждающее, что особенно приближенным к званию самой подлинной и крепко обосновавшейся формы американского искусства является именно джаз.

Конгрессом были закреплены некоторые постановления, подчеркивающие важность джазовой музыки в сфере правовых отношений США. В 1987-1988 гг. прошла пятьдесят седьмая резолюция, выражающая мнение лиц, которые представляли сотый Конгресс, о том, что джаз является редким и ценным национальным достоянием Америки [8].

Позже частью национального наследия страны также становится блюз. В августе 2005 г. Конгресс США наградил знаменитого джазмена Рэя Чарльза за его деятельность и заслуги перед нацией, а также было изменено название отделения почты West Adams Station в Лос-Анджелесе в Ray Charles Station. По прошествии четырех лет, в 2009 г. Конгресс США принял резолюцию, приуроченную к 50-летию альбома Майлза Дэвиса «Kind of Blue», и признал джаз национальным достоянием. Вследствие этого можно сделать вывод, что признание авторитета джаза как части американской культуры осуществлялось также и в формально-правовом контексте [3, с. 170].

Джазовая музыка с момента ее зарождения имела синкретичный характер. Она олицетворяет сосуд, что заключил в себе начала многих культур. Джаз обычно рассматривается как смесь европейских музыкальных идей с афроамериканскими стилями, которые развились из музыки, привезенной в Америку африканскими рабами. Ранний джаз в целом был синкопированной музыкой, основанной на импровизации и имеющей «горячее» звучание. Он обычно использовался для сопровождения танцев.

Влияние европейской танцевальной музыки и военных оркестров также многие считают важным. Некоторые историки джаза утверждают, что инструментарий ранних джазовых групп был основан на попытке подражать марширующим оркестрам европейского стиля, но многие из использованных инструментов имели аналогичные африканские корни. Влияние белых музыкантов и европейских музыкальных идей стало значительнее в более позднем периоде развития джаза, но в раннем джазе мало что можно найти такого, что чернокожие музыканты не могли бы придумать самостоятельно или просто выучить на слух из музыки европейского стиля.

То, как усваивается и развивается значимость джаза, имеет возможность быть существенной частью не только для конкретной национальной музыкальной культуры, но и отражать общий характер всех культур в совокупности и, следовательно, может сильнее выражаться через более широкий интерес, проявленный к данному вопросу. Работы значительного количества джазменов сочетают в себе джазовое письмо со стилистическими чертами музыкально-поэтического творчества народов и более того всей национальной музыкальной культуры. Соответственно, процессы адаптации в каждом конкретном случае имели своеобразный национальный характер, со своими особенностями стилистических подходов и творческими результатами. Специфическое функционирование данной деятельности актуализирует исследования, направленные на ход ее работы, на базе той или иной национальной традиции, имеющей склонность к джазовой музыке [5, с. 44].

В культурном пространстве XX в. развитие джазовой музыки происходило двумя способами. В первом джаз рассматривался с точки зрения индустрии развлечений и впечатлений, во втором – как отдельная ветвь искусства. Симбоз данных способов позволил джазовой музыке вылиться в течение элитарного искусства.

В первой половине ХХ в. джаз популяризировался среди населения США и основательно утвердился в качестве одного из самых важных составляющих элементов городской культуры на данном историческом этапе, оказав огромное влияние на многих влиятельных людей того времени [4, с. 442].

Джаз, вопреки всем расовым и социальным препятствиям, переходит на уровень массового потребления и выступает в качестве неразрывной части городской культуры. Позже, вследствие того, что происходило развитие новых стилей и течений, джазовая музыка модифицируется и перенимает особенности элитарного искусства, что продолжается в действительности в течение всего ХХ в.

Возникновение джаза – это не только появление нового музыкального жанра и новой ветви музыкальной культуры, но и формирование уникального мира субкультур. Под влияние джазовой музыки возникли свои неповторимые ценности, стиль одежды и обуви, образ жизни и поведения.

Американское общество, чьи субкультуры и культура, в целом, связаны не только между собой, но и имеют непосредственное отношение к демократическому строю США, провозгласило демократизацию одним из главных направлений во внутренней и внешней политике страны. Так, существование субкультурной и этнической гетерогенности в масштабах конкретной страны выделяется как проблема, несущая угрозу демократизации и объединению народа. А. В. Степанов и Т. В Федорова акцентируют внимание на этом этапе, отмечая: «Сложность состоит в дифференциации всех групп, что, как следствие, порождает разные политические, культурные притязания и приводит к уменьшению национального единства в обществе» [6, с. 372]. Однако, в США искусство, которое в большей степени повлияло на национальное самосознание, играло связующую роль между разными нациями и в последствии стало именно тем, что привнесло в американскую культурную идентичность огромный вклад в контексте рассмотрения ее с точки зрения культурных аспектов.

Полноценное формирование американской национальной идентичности связано не только с осознанной лояльностью государству, подразумевающей правовое и политическое единство во взглядах, но и с солидарностью в культурных аспектах. Культура выступает в качестве связующего звена между, как правило отличающимися друг от друга, этническими группами внутри США и показывает приближенность их жизненных ценностей и взглядов с разных позиций.

Современную американскую культуру сегодня нельзя представить без джаза, который формально можно разделить на несколько ступеней, сформированных с течением времени существования рассматриваемого музыкального жанра. На самой первой ступеньке расположено понятие джаза как части музыкального искусства во всех его проявлениях. Здесь также рассматривается джазовая музыка с ее коммерческой составляющей и то, как она влияет на другие виды искусства. На ступень ниже расположились творцы, то есть все те люди, что являются создателями данного музыкального жанра, а также его любители и почитатели. Они крепко связаны особой нитью, которая пронизана взаимопониманием, чувством ритма и такта, а также любовью к джазу. Низшую ступень в мироустройстве джазовой музыки занимает часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих музыкантам и публике, то есть ее уникальная субкультура. К ее представителям можно отнести hipsters, zooties, teddy boys или teds и прочие. Однако довольно узким привилегированным наследием джазовых музыкантов является международное братство, сообщество людей, объединенных уникальной эстетикой джаза и общения. Таким образом, это показывает, что джаз развивался на протяжении всего XX в., оставив след во всем культурном пространстве [1, с. 159].

Джаз для американцев стал тем видом искусства, которое позволило им понять самих себя. Его новаторство заключалось в большой группе людей, которые смогли создать новое искусство коллективной импровизации. Это внятный полный смысла разговор людей друг с другом на языке музыки. Так высказывался о джазе американский трубач и композитор, художественный руководитель джазового подразделения Линкольн-центра Уинтон Марсалис.

С наступлением XXI в., а именно в первые его десятилетия джаз олицетворяет настоящую независимость, не только в физическом и духовном аспектах, но и в плане трансформации и перерождения. Сегодня каждый музыкант и каждый слушатель имеет право впитывать то, что ему нравится, и излучать то, чего у него и так слишком много – импровизацию.

Список литературы

  1. Корнев П. К. Джаз в культурном пространстве XX века: Автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01; СПбГУКИ. – СПб., 2009. – 191 с.
  2. Корнев. П. К. К Юбилею джаза // Культурология. –2009. – С. 339-344.
  3. Полищук Н. А. Самоидентификация джаза в литературе: от первых сборников до антологий и учебных программ // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2015. – Т. 25, № 5. – С. 170-175.
  4. Попов А. В. Искусство джаза в мировой музыкальной культуре // Искусствоведение. –2008. – С. 434-442.
  5. Семенченко Е.В. Истоки джаза в этнокультурном аспекте исследования // Культурная жизнь Юга России. – – № 2 (65). С. 40-44.
  6. Степанов, А. В., Федорова Т. В. Демократия сегодня: методологические аспекты формирования демократии и роль США в данном процессе // V Готлибовские чтения: востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба, Иркутск, 19-21 октября 2021 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 367-376.
  7. Степанов, А. В., Федорова Т. В. Значение протестантской церкви США в политической жизни государства // V Готлибовские чтения: востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба, Иркутск, 19-21 октября 2021 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 361-366.
  8. Резолюция № 57 Конгресса США, принятая 4 декабря 1987 г. (H. Con. Res. 57 Designates jazz as a national American treasure // Официальный сайт Конгресса США URL: https://www.congress.gov/bill/100th-congress/house-concurrent-resolution/57 (дата обращения: 15.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: