УДК 7.03

Мстислав и Адриан Праховы. Диалог двух братьев

Зарахович Александра Алексеевна – аспирант кафедры Русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина.

Аннотация: Статья посвящена братьям Мстиславу Викторовичу Прахову и Адриану Викторовичу Прахову – теоретикам искусства, разработавшим свою художественно-эстетическую систему взглядов. Исследователи неоднократно отмечали то влияние, которое оказали на художественную жизнь России второй половины XIX века М.В. Прахов и А.В. Прахов, однако до сих пор вопрос взаимовлияния и схожести взглядов братьев Праховых был за пределами научного интереса. В данной статье, мы наметили общие черты в характере взаимодействия братьев с окружающими их деятелями культуры, а также проследили общность отдельных теоретических положений, изложенных Мстиславом и Адрианом Праховыми в различных статьях и лекциях.

Ключевые слова: Адриан Прахов, Мстислав Прахов, Абрамцево, Владимирский собор в Киеве, круг художников.

Братья Мстислав Викторович и Адриан Викторович Праховы – фигуры в искусствознании знаковые. Практический любой труд, посвященный Абрамцево, упоминает обоих братьев. Также любой исследователь, затрагивающий тему росписей Владимирского собора в Киеве, напишет и о его художественном руководителе – Адриане Прахове.

И Адриан, и Мстислав Праховы – теоретики искусства, активные участники художественной жизни России второй половины XIX века. В своих статьях и личных беседах, они декларировали новое виденье искусства, проявленное в художественно-эстетических принципах, характерных для наступающей эпохи Модерн.

При этом, как это не удивительно, деятельность братьев остается малоизученной. Отдельных монографических работ нет ни ободном из них, хотя Адриан Прахов упоминается часто, и его краткая биография неоднократно публиковалась в рамках разных исследований. Краткая биография Мстислава Прахова была впервые опубликована в статье Э. В. Пастон «Прахов в Абрамцеве (к вопросу о традициях романтизма в духовной жизни и деятельности Абрамцевского кружка)» в 1990-м году. Также Э. В. Пастон расшифровала и опубликовала часть рукописей Мстислава Прахова (отдельные цитаты вошли в нашу статью).

В историографии посвящённой данному вопросу, отсутствуют исследования взаимодействия и взаимовлияния Мстислава и Адриана Праховых. Имена двух братьев редко звучат вместе, особенно в контексте творческого содружества. Чаще присутствует просто упоминание – такой-то, брат такого-то; а иногда, в текстах о Мстиславе Прахове, можно встретить противопоставление его – брату («В этом отношении контрастом М.В. Прахову был его общительный, уживчивый брат Адриан» и т.п. [4, с. 164-165]).

Два брата, выросших вместе, ходивших в одну школу, а затем поступивших на историко-филологический факультет Петербургского университета, вдохновлявшихся одними и теми же смыслами, друзья одних и тех же друзей – художников, поэтов, философов. Безусловно, они были друзьями и единомышленниками в вопросах искусства (о чем говорят их статьи и род занятий).

Нам кажется важным проследить взаимосвязь идей братьев Праховых и схожесть их культурной и социальной роли в художественных объединениях.

О роли Мстислава Викторовича Прахова в Абрамцеве свидетельствовали неоднократно сами участники абрамцевского кружка: «Он сделался, почти без ведома для себя, основателем нашего единения, положив первый камень художественному зданию» [6, с. 636], - писал Василий Поленов в своем письме Савве Мамонтову. В своих статьях, в беседах с художниками, Мстислав Прахов раскрывал новое виденье искусства, его роли и задачи. Эти идеи оказались созвучными художественному поиску живописцев – его современников: М. М. Антокольского, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова и других. «Его беседы были просты и ясны, благодаря ему я понял красоту, ее смысл и значение, а главное понял высокое значение искусства...» [1, c. 931] - так писал о М. В. Прахове М.М. Антокольский.

Известно, что театральные постановки были важным явлением в художественной жизни Абрамцевского кружка. Этот вид коллективного творчества осознавался его участниками как основополагающий, и именно со времени первых театральных вечеров в доме Мамонтовых отмечается начало существования объединения. Театральные постановки возникли не случайно – они стали естественным продолжением литературных чтений, организованных по инициативе Мстислава Прахова.

М. В. Прахов активно участвовал в творческом и духовном становлении своего окружения, увлекал художников своими идеалами, раскрывал перед ними новое виденье искусства, облекал в слова то, что чувствовали и к чему стремились живописцы.

Элеонора Пастон в своем труде об Абрамцево пишет, что «при сопоставлении судеб и личностей двух братьев возникает впечатление, что активный, много печатавшийся и более мягкий Адриан был до некоторой степени «посредником» между своим бескомпромиссным братом и современном художественным миром» [3, c. 313]. Также она указывает, что если Мстислав Прахов был для художников «идеалистом», «не от мира сего», практически наставником, то Адриан Прахов был, скорее, товарищем, которого можно оспаривать, с которым вместе, на равных, можно идти к новому пониманию искусства. И это, пожалуй, верно – особенно для периода, когда Адриан Прахов активно присутствовал в Абрамцево.

И хотя роль Адриана Прахова в Абрамцево была заметной (С. И. Мамонтов вспоминал, что «Появится он, как ураган, сразу взбудоражит мирную жизнь нашего дома какими-нибудь новыми и всегда интересными проектами» [2, c. 149]), в Соборе, Адриан Прахов становится идейным центром целого художественного процесса, целью которого было возродить русское искусство, поднять его на уровень общечеловеческого значения – и все это в пространстве настенной живописи Владимирского собора.

Тут он сам становится наставником, опекая художников и выполняя, в сущности, ту роль, которая была свойственна его брату, Мстиславу Прахову. Долгими вечерами просиживал он с молодыми живописцами, то читая им лекции по истории живописи, то делясь своими мыслями об искусстве и его пути. Адриан Прахов сумел объединить вокруг собора разных художников и воплотить понимание высокой миссии искусства.

В художественной критике 70-х годов XIX века доминирующими были идеи реализма, отвергавшие, в частности, идеалистическую основу искусства. Для образованного человека того времени было практически неприличным рассуждать о красоте формы и искусстве как самостоятельной ценности, существующей ради искусства. И в это же время и Мстислав, и Адриан Прахов в своих статьях, в публичных лекциях, начинают говорить об эстетике, о красоте, как основе искусства. Эти лекции вызывали у одних – недоумение, у других радостный отклик.

Если обратиться к неопубликованным статьям Мстислава Прахова и к тем текстам, которые Адриан Прахов печатал в журнале «Пчела», создастся впечатление диалога, будто два единомышленника ведут беседу. Вот, например, Мстислав Прахов писал, что: «искусство с его созданьями есть то единственное для нас место в бесконечности бытия, где оба отвлеченные наши отношения к миру, как идеальному и реальному существованью <…> претворяется не только в единство нашего сознания, но – что несравненно выше, важнее, счастливее и оживает в месте с тем в дышащей целостности индивидуального сознанья», и далее – «истинное создание искусства есть высшая реальность, какая только возможна для нас в нашей жизни»; «искусство есть повторение природы, как бы вторая природа, как мы сказали бы: идеальная природа» [3, c. 39]. И как бы подхватывая эту мысль, Адриан Прахов говорил: «Наряду с миром действительности, над ним, есть другой мир – мир грёз <...> и там есть небо, и солнце, и море, и горы – совсем такие, как в действительности и совсем не похожие на действительность» искусство для Адриана Прахова - это «мираж счастья» [8, c. 302].

В то время, когда стремление к красоте приравнивалось к утверждению равнодушной эстетики Академии, в то время, когда критик В. В. Стасов «затхлой плесенью» называл живопись, лишённую интеллектуального, литературного содержания [7, 302], Праховы обратились вновь к красоте – красоте простой, живой и в то же время идеалистической.

«Все намеренное, таящее заднюю мысль в себе, все чужое красоте, все поучающее, наставляющее, убеждающее, порицающее, всякий дидактизм, сатира, тенденциозность, все эти арифметики в стихах, все это навек изгнано из самодержавной области искусства» - утверждал Мстислав Прахов [3, c. 40]. И опять, в унисон звучат слова Адриана Прахова: «Только увлекшись красотою, совершенством формы явления, помимо всех других соображений, можно прийти к художественному произведению в истинном смысле слова <…> Быть художником не значит уметь холодно и равнодушно подражать действительности, на это есть фотография в графическом искусстве и форматорское ремесло в пластическом; быть художником, значит иметь способность влюбляться, страстно привязываться к явлениям прекрасного, перерабатывать их внутри себя с помощью фантазии и выражать, объективировать этот внутренний процесс в формах, доступных нашему взору» [5, c. 437].

Сейчас трудно сказать, кто из братьев первым пришёл к такому пониманию искусства, которое стало для них общей и основной Идеей. Но бесспорно то, что развивали они свое виденье сообща, придерживаясь согласия во взглядах.

Мстислав Прахов умер в 1879 году. Адриан Прахов пережил брата на 37 лет и все эти годы был верен тому идеалу искусства, о котором они говорили, писали, думали вместе.

Список литературы

  1. Антокольский Марк Матвеевич, 1843-1909 : его жизнь, творения, письма и ст / под ред. В. В. Стасова. - Санкт-Петербург ; Москва : Т-во М. О. Вольф, 1905.
  2. Музей-заповедник Абрамцево/ Арзуманова О. И., Кузнецова А. Г., Макарова Т. Н., Невский В. А. – М.: Изобразительное искусство, 1988.
  3. Пастон Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 2003.
  4. Пастон Э.В. М.В. Прахов в Абрамцеве (к вопросу о традициях романтизма в духовной жизни и деятельности Абрамцевского кружка), 1990. – с.158-181.
  5. Прахов А.В. Вступительная лекция, читанная профессором истории искусств в Императорской академии художеств А.В, Праховым 16 окт. 1875 г.// Пчела. – СПб., 1875. - №1-12, – с. 437-439, 448-450.
  6. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова : Хроника семьи художников : Письма, дневники, воспоминания / Сост. и вступ. статья, с. 6-46, Е.В. Сахаровой ; Общая ред. А.И. Леонова. - Москва : Искусство, 1964.
  7. Стасов В.В. Друг русского искусства (1878)// Стасов В.В, избранные сочинения, т1. – Л.-М., 1937.
  8. Шмит Ф. И. Памяти Адриана Викторовича Прахова // Теорія та історія архітектури і містобудування: НДІТАМ. – Киев, 1999. – с. 300-312.

Интересная статья? Поделись ей с другими: