УДК 008 (73)

Особенности формирования культуры США: ключевые концепции

Маркова Наталия Михайловна – студент Иркутского государственного университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования культуры США, а также анализируются ключевые концепции этнического развития. Обобщаются факторы, влияющие на национальную идентичность американцев. Автор приходит к выводу, что в современное время в США преобладает мультикультурализм, доминирует метафора «мозаики». Американцы сосуществуют в одном обществе, но при этом сохраняют свои отличительные особенности.

Ключевые слова: культура США, концепции этнического развития, мультикультурализм, «плавильный котел», «салатница», «мозаика».

В современном мире в связи с увеличением влияния глобализации происходит распространение межкультурных связей, которые затрагивают все общество, а именно различные страны, народы и культуры. В США с каждым годом все большее внимание уделяется культурному многообразию населения, его составу и изменениям, происходящим в обществе.

Многие народы подвергаются воздействию со стороны друг друга в различных формах, поэтому остро стоит проблема национального самосознания и формирования культурных ценностей. В условиях современного мира происходит постоянный и непрерывный контакт различных государств во многих сферах жизни, особенно в политике и экономике. На примере США мы можем увидеть, как трансформируется общество, что на него влияет, и каким образом оно будет развиваться в дальнейшем.

Американская национальная идентичность представляет собой смешение различных культур и наций, которые проживают на территории США и оказывают существенное воздействие на элементы культуры. Несмотря на отсутствие такого фундамента многовековых ценностей как в Европе, Америка имеет богатую и разнообразную культуру и представляет собой важный культурный пласт.

Актуальность данной статьи связана с тем, что в современном мире усиливаются процессы глобализации и интеграции, которые влияют на многие культуры, в том числе, на американскую. На примере американской идентичности можно сделать определенные выводы о том, как нам следует определять культурные границы народов и взаимодействовать друг с другом.

Целью статьи является изучение ключевых концепций этнического развития в США.

В первую очередь, следует рассмотреть основные понятия, составляющие данную тему. Идентичность – это «осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире» [4, с. 83]. Изучение национальной идентичности направлено на то, чтобы понять, как люди определяют, что значит быть членом национальной группы.

В американском контексте это исследование того, насколько люди придают большое значение таким факторам, как язык, раса, религия, ценности и соблюдение законов. Национальная идентичность рассматривается в психологических терминах как «осознание различий», разграничение в сознании человека слов «мы» и «они» [2, с. 92]. 

Идентичность Соединенных Штатов является продуктом взаимодействия между множеством различных групп. Относительно новая, по сравнению с остальными государствами, американская нация стремится к эфемерному единству. К ней относятся представители других культур, то есть представители европейской, азиатской и других общностей на огромной территории Соединенных Штатов, которые интегрированы в английский язык, являющийся единственным официальным языком в стране.

Известно, что «у основ американской культуры стояли представители различных народов и этносов – это белые иммигранты, индейцы, африканцы. Разнообразный национальный состав поселенцев являлся значимым и оказывал влияние на формирование американской среды, он выявлял ее исключительность и отличие от Нового Света» [3, с. 334]. Иммигранты, которые прибывали в США, относились к различным социальным классам и подвергались социальной стратификации, общество разделялось между собой, и появлялись неравноценные условия среди нового населения для успешной коммуникации и взаимодействия с окружающими людьми.

 Можно сказать, что большинство традиционных обычаев коренных американцев претерпели изменения, смешались с другими этносами, и образовался новый культурный пласт, вобравший в себя особенности всех представителей. Основой для стойких культурных ценностей представляет собой демократия, так как «в менталитете и сознании американцев демократия напрямую связана со свободой и равенством людей, а также ассоциируется с безопасностью и благосостоянием ее граждан» [5, с. 150].

Национальная идентичность формируется под воздействием многих факторов, являющих собой систематизацию предназначенных целей и признаков определенных национальных обществ.

На то, как формируются основные ценности общества и прав личности, в первую очередь, влияют климатические условия, природные ресурсы и религиозный фактор, а также политическая и идеологическая обстановка в стране. В США также оказывают огромное влияние миграционные потоки. Образование тоже играет значительную роль в культуре американцев, поскольку «как «социальная причина» даст большую вероятность, что граждане будут стремиться к проявлению политической свободы» [6, с. 371]. От уровня образованности населения также зависит реакция на различные культурные особенности иммигрантов, поскольку они осознают причины подобного поведения и стараются реагировать нейтрально.

 Иммиграция является одним из ключевых факторов в формировании сознания американцев. На протяжении большей части американской истории иммигранты были важным источником рабочей силы и инициативы в качестве рабочих, фермеров и торговцев для экономики.

Положение о свободе слова в сочетании с защитой частной собственности и, в более широком смысле, свободой передвижения и действий аналогичным образом способствует мультикультурализму и особенно сохранению культур иммигрантов. Люди, приезжающие в Америку, могут жить рядом с другими выходцами из разных стран Старого Света, говорить друг с другом на английском языке, но при этом продолжать отмечать свои старые праздники и соблюдать традиции семьи.

 В связи с развитием американского общества и изменением культурного пласта его населения, существует несколько ключевых концепций, связанных с восприятием американской нации, которые постепенно сменяют друг друга.

Первая такая модель – это «плавильный котел». Эта концепция передавала исторически исключительное представление об американской идентичности как о личности, сформированной убеждениями и политическими идеалами, закрепленными в Декларации независимости и Конституции: понятие индивидуальных, неотъемлемых прав человека, которые выходят за рамки групповой идентичности [1, с. 158].

Эта концепция предполагала полное слияние иммигрантов с американским населением, необходимо было забыть о прежнем существовании и культурных традициях своей страны и ассимилироваться в новое общество, становясь «истинными американцами». Если иммигрант стремился к активному участию в общественной и политической жизни, он должен был следовать идеалам и традициям США. Считалось, что «Америка как страна иммиграции процветает от готовности иммигрантов отказаться от старых связей и принять новые» [7, 365].

Эта концепция представляет собой определенное насилие над личностью иммигранта, поскольку в процессе ассимиляции человек терял возможность говорить на родном языке, соблюдать культурные и религиозные традиции, ему приходилось перестраивать своей чувство самосознания.

Конечно, на протяжении веков этот идеал общности нарушался в американской истории расизмом, этноцентризмом, ксенофобией и другими невежественными предрассудками.

Со временем, большее внимание стало уделяться концепции «салатница». Она была сформулирована в результате критики «плавильного котла», концепция которого притесняла права иммигрантов на собственные убеждения и верования.

Концепция «салатница» представлялась более уместной, так как в ней иммигранты сохраняют культурно-религиозные традиции своей страны, но при этом образуют единое целое с американской культурой. Данная концепция несколько утопична, поскольку население зачастую испытывает подсознательную неприязнь к жителям, которые не хотят в полной мере ассимилироваться в новом обществе. Тем не менее, для иммигрантов подобный подход представляется более выгодным, поскольку они имеют возможность и поддерживать свои культурные традиции и обычаи, и участвовать в общественно-политической деятельности американцев.

В самом деле, можно согласиться с тем, что страны, в которых усилен уровень миграционного потока в течение длительного исторического периода (например, Соединенные Штаты и Канада), требуют особого внимания к обстановке, в которой находится все население. Государству необходимы осознанная терпимость общества и культурная толерантность к этническим меньшинствам, поскольку существуют значимые этническо-культурные несоответствия, проявляющиеся в особенностях менталитета, жизненного уклада, а также исторического наследия.

В настоящее время наиболее популярной моделью этнического и культурного многообразия является модель «культурной мозаики». Эта концепция представляет собой объединение групп этносов, языковых различий и культур, неким образом уживающихся в едином социуме, с поддерживанием собственных специфических черт. Таким образом, существуют отличающиеся друг от друга представители разнообразных культур, которые живут на одной территории, признавая и уважая особенности друг друга. Это означает, что в одном обществе живут люди, которые общаются на разных языках, отличаются друг от друга вероисповеданием и культурой, а также имеют различные традиции и обычаи.

 Теория «культурной мозаики» предлагает иную форму мультикультурализма, в отличие от таких концепций, как «плавильный котел» и «салатница», которые часто используются для описания предполагаемого идеала ассимиляции в Соединенных Штатах.

Таким образом, история Америки началась с волны иммигрантов, принесших свою культуру и традиции в новую огромную страну. Ни в одном другом месте в мире нет такого разнообразного населения. Именно это разнообразие делает Америку такой, какая она есть, и в то же время создает проблемы, с которыми она сталкивается и которые остро представлены в современном обществе США.

Американские политики, ученые и журналисты очень часто обращаются к теме культурного плюрализма с различных точек зрения. Мы видим, что многообразие нации является важным вопросом в повестке дня, и американцы ищут путь, объясняющий и помогающий им с данной особенностью общественной и социальной жизни.

Сегодня все большее предпочтение отдается концепции мультикультурализма. Теории, связанные с ассимиляцией, все чаще считаются неактуальными и противоречащими толерантности общества. Иммигранты теперь дополняют американское общество собственной культурой, соблюдая свои традиции и обычаи, разговаривая на родном языке. Таким образом, в настоящее время в США преобладает поддержание культурных отличий.

Список литературы

  1. Бурмистрова Е.С. Переполненный «плавильный котел»: штрихи к портрету американской идентичности на рубеже XX-XXI веков // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – №3 (87). – С. 156-161.
  2. Герасимова О.Е. Модели этнической конструкции общества: проблемы и перспективы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – № 4. – С. 89-97.
  3. Левшина О.Н. Формирование базовых принципов американской культуры //     Вестник русской христианской гуманитарной академии. – 2016. – № 4. – С. 332-338.
  4. Павлова О.Д. Идентичность в системе межкультурного взаимодействия // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 30. – С. 81-84.
  5. Стафиевская М.С. Военная модель продвижения демократии Соединенными Штатами Америки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 37. – С. 149-151.
  6. Степанов А.В., Федорова Т.В. Демократия сегодня: методологические аспекты формирования демократии и роль США в данном процессе // V Готлибовские чтения: востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба, Иркутск, 19-21 октября 2021 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 367-376. – EDN XJDOQE.
  7. Степанов, А.В., Федорова Т.В. Значение протестантской церкви США в практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения политической жизни государства // V Готлибовские чтения: востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии: Материалы Международной научно Олега Марковича Готлиба, Иркутск, 19–21 октября 2021 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 361-366. – EDN YKZKSM.

Интересная статья? Поделись ей с другими: