УДК 13

Этническая пища якутов как идеал здорового питания

Петрова Ирина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Агрономии и химии Арктического государственного агротехнологического университета.

Сивцев Василий Васильевич – студент факультета Лесного комплекса и землеустройства Арктического государственного агротехнологического университета.

Аннотация: Необходимо изучать традиционную пищу якутов для сохранения традиционных секретов ее приготовления, чтобы здоровье народа Саха не страдало от некачественной современной пищи. Ставилась цель - изучить особенности использования элементов национальной кухни якутов как фактора сбережения здоровья. Основой традиционной национальной пищи якутов является мясная и молочная пища, которая позволяет якутам адаптироваться к экстремальным условиям Севера.

Ключевые слова: этническая пища, якуты, здоровое питание, мясной рацион, адаптация.

Пища как элемент материальной культуры сохраняет традиционные черты, этическую специфику и в то же время глубоко раскрывает духовные аспекты культуры жизнеобеспечения народа.

Культура питания в широком понимании – это повседневная и праздничная пища, посуда и инвентарь, трапеза, знакомое пространство, угощения и традиции гостеприимства, пищевой этикет.

Якуты являются уникальным народом, который сохранил древнюю культуру и адаптировал свою культуру к неблагоприятным условиям Крайнего Севера, обогащая при этом ее пищевыми традициями других народов. Поэтому необходимо изучать традиционную пищу якутов и постараться сохранить традиционные секреты ее приготовления, чтобы здоровье народа Саха не страдало от некачественной современной пищи.

Цель работы: изучить особенности использования элементов национальной кухни якутов как фактора сбережения здоровья.

Традиционная якутская кухня проста, доступна, но в то же время учитывает потребности организма человека, занятого тяжелой работой в непростых условиях. Основу питания якутов составляют говядина, оленина, рыба, молоко и кисломолочная продукция. Такая пища традиционно очень сытная, по вкусу, питательности, содержанию энергии способна восполнить энергетические затраты организма, обеспечивает питательными веществами, обеспечивая крепкое здоровье человеку. И поэтому северный народ твердо придерживался традиционного питания, передавая из поколения в поколение. Будучи частью общей культуры, национальная кухня якутов передается из поколения в поколение, в нем отражен жизненный опыт народа.

В традиционной пище якутов выделяют особенности, связанные с сезонами хозяйственного года. Летний от отела скота и до окончания дойки, когда молочная пища становится основной рациона. В это время готовили иэдьэгэй – творог, урумэ – молочные пенки, быырпах, ымдаан. Зимой основу рациона составляло мясо. Говядину употребляли в вареном виде. Жеребятина – излюбленная пища саха, особенно отварная жеребятина в остуженном виде, нарезанная кусками и тонко разрезанная и разложенная на деревянных тарелках. Конское мясо употребляли в полувареном виде, когда оно имело сладковатый вкус и было особенно питательным. На спортивных состязаниях по национальным видам победителям вручали приз в виде огромного куска мяса с костью – мюьэ.

Деликатесом считались свежемороженая жеребятина и мерзлая конская печень. Конину не только варили, но и жарили на деревянном вертеле. Лакомыми блюдами считались куски жирной жеребятины – ойогос, вареные внутренности конского и рогатого скота буспут сылгы, ынах иьэ, костный мозг из трубчатых костей костей рогатого скота – силии. Осенью после убоя скота из свежей конской крови делали колбасу субай. Колбаса, сделанная из свежей, не отстоявшейся крови, разбавленная молоком и заправленным луком, называется хаан. Кровяную колбасу варили до серовато – белого цвета. Наваристый суп из потрохов с мучной заправкой – повседневная еда якутов в зимнее время.

Основу растительной пищи якутов можно условно разделить на следующие группы: растения, идущие на приготовление молочнокислых растительных супов и использованием для этой цели листьев и стеблей – уорэ отторо. К ним относятся чернобыльник, хрен, иван – чай, эспарцет, борщевик, дягиль и др., их использовали как в квашеном, так и в сушеном виде. Растения, используемые для приготовления молочнокислые растительных супов – стебли и листья, которые растворяются под воздействием молочно – щавелевой кислоты путем пахтания: шавель, лук гусиный, лук – чеснок, мышиный горошек. Кроме того, в пищу шли корни сараны, сусака, лапчатки гусиной. Ягоды играли важную роль в рационе питания, особенно зимой.

Заготавливали такие виды ягод как земляника, красная и черная смородина, голубика, брусника, шиповник, толокнянку, ягоды боярышника, на севере – морошку. Толокнянку, боярышник и шиповник сушили на зиму, затем варили из них напиток. Ягоды на зиму хранили в свежемороженом виде. Их ели со сметаной и сливками, добавляли к свежезамороженном взбитым сливкам. Якуты раньше не ели грибов, их стали употреблять под влиянием русских старожилов.

Отмечая качество и особенности кухни невозможно обойти особое качество якутских традиций, таких как гостеприимство. Якуты жили по аласам, могли видеться только изредка. Они лишь изредка могли видеться. Вместе могли собираться только на больших праздниках. Традиционный праздник ысыах – летом и осенняя массовая рыбалка мунха.

Для народа Саха характерен белково – липидный рацион. Конина способствовала сохранению тепла в холодное время. Она быстро усваивается организмом. Сало же конины препятствует замерзанию человека при экстремально низких температурах.

В последнее время в связи с тем, что здоровая пища становится все более актуальной, появилась необходимость пересмотра отношения к рациону своего питания. Альтернативой суррогатам, заполонившим прилавки магазинов, вполне может стать выработанная и накопленная веками мудрость наших предков, которая заключается в здоровом питании, позволяющем выживать человеку в суровых условиях Крайнего севера.

Список литературы

  1. Культура питания: пища и ее знаковые функции // Серия "Народы и культуры": "Якуты-Саха". Т.20. - М., 2012. - С. 202-212.
  2. Николаев С.И. Пища якутов (в свете соседних культур) / Сомоготто. - Якутск: Якутский край, 2009. - 168 с.
  3. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2005. - 376 с.
  4. С. А. Иванов, Е. Р. Николаев. Пища как фрагмент языковой картины мира (на примере диалектных номинаций пищи в якутском и тувинском языках) Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. - ВЕСТНИК СВФУ, № 2 (76) 2020.
  5. Седов К.Р., Манчук В.Р. Экологическая обусловленность состояния здоровья малочисленных народностей Севера // Вести РАМН. – 1994;7:112-115.

Интересная статья? Поделись ей с другими: