УДК 7.072

Иллюстрации в учебниках изобразительного искусства в китайской начальной школе: композиция, стилистика, социокультурный контекст

Мяо Цзяньчжун – аспирант Института художественного образования Дальневосточного федерального университета

Научный руководитель Федоровская Наталья Александровна – доктор искусствоведения, доцент Дальневосточного федерального университета

Аннотация: Преподавание изобразительного искусства в начальной общеобразовательной школе соответствует государственной политике культурного национализма в КНР и ориентировано на развитие культурного капитала учащихся в период «реформ и открытости».

Ключевые слова: иллюстрации, Китай, искусство человека, учебник искусства, композиция, стиль, структура.

Изучение иллюстраций в китайском учебнике изобразительного искусства является частью более широкой проблемы – изучения современной книжной иллюстрации для детей в рамках искусствоведения. Учебник в данном случае рассматривается не как педагогическое пособие для обучения рисованию и др. техникам, а как наиболее распространенный в КНР образец детской книжной иллюстрации, через который все китайские дети получают опыт приобщения к этому искусству. Безусловно, опыт семейного дошкольного чтения иллюстрированных книг может быть и более ранним, и более тонким и глубоким. Однако этот опыт затрагивает только наиболее образованные слои китайского общества и зависит от достатка семьи, условий проживания и т.п. Через знакомство с иллюстрациями в учебниках проходит все поколение китайских детей, приобретая общий опыт, который становится фундаментом их дальнейшего восприятия книжной иллюстрации. В связи с этим, представляется актуальным определить как эмпирическое содержание иллюстраций в учебнике ИЗО, так и более широкий социокультурный и художественный контексты, в котором эти иллюстрации существуют[1]. Педагогическое назначение учебника является, безусловно, еще одной рамкой, которая влияет на чисто эстетические задачи иллюстрации, придает им некоторую специфику, но вовсе их не отменяет. Искусство долгое время существовало в рамках религиозных культов, что не мешало художникам создавать великие произведения, и искусствоведение как наука возникло на базе изучения и толкования именно этих «прикладных» религиозных образцов времен Античности и Средневековья[2].

Следует отметить, что иллюстрации в советских учебниках 1930-1950-х гг. хотя и несли новую идеологию и сюжеты содержательно, по форме были вполне традиционными для России: это была добротная традиция академического реализма, привычная для нескольких поколений. Для Китая же иллюстрации в таком стиле означали радикальный разрыв с собственной живописной традицией. Так что радикализм новой коммунистической идеологии выражался в столь же радикально новых для Китая стилистических приемах. В учебниках периода строительства коммунизма (1949-1978 гг.) было очень много сюжетов и символики, связанных с идеологией: портреты деятелей мирового и китайского социалистического движения, известные революционеры, герои войн, революционные писатели и художники, красные флаги, пионерский галстук, фотографии парадов и государственных мероприятий [3].

Рассмотрим содержание и художественные принципы иллюстрирования учебников Изобразительного искусства для начальной общеобразовательной школы. Версия издательства Xiangmei учебников по искусству для начальной школы представляет собой полный набор из 12 учебников по искусству для начальной школы для первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого классов (2 тома на класс). Именно он является самым широко распространенным образцом, по которому все китайские дети знакомятся с общими представлениями об изобразительном искусстве, о его разных жанрах и техниках. Эту линейку учебников оформили известные художники Ху Юнкай, Е Фэй и У Вэньхуань, известные также как авторы иллюстраций к таким книгам для детей как «Йи Чжунтянь – классическая китайская история» и «Китайские идиоматические истории». 

Руководитель группы Ху Юнкай (胡永凯, род. 1945 г.) учился в престижной Центральной Академии изящных искусств в Пекине; в 1964-1985 гг. служил арт-директором на киностудии анимации в Шанхае, где нарисовал ряд мультфильмов, впоследствии заслуживших множество наград и призов. Затем был преподавателем в колледже изобразительных искусств Шанхайского университета. В 1988 г. переехал в Гонконг, а четыре года спустя, эмигрировал в США, но не утратил связь с родиной и является заместителем декана в Пекинском художественном институте. Работы художника широко выставлялись в Шанхае, Тайбэе (Тайвань), Сингапуре, Гонконге, в Европе и США. Художник сформировал собственный стиль путем синтеза китайского традиционного жанра живописи «жэнь-у» (люди и вещи) с западным модернизмом в духе Модильяни. Художника называют «певцом женщин и кошек» за серию женских портретов в самых разных бытовых ситуациях, где обязательно присутствует кошка. На его картинах также изображаются вазы эпохи Сун или мебель династии Мин, изысканные цветы, птицы, насекомые, рыбы, и собаки. Образы художника сочетают традиционную утонченность и современную эмоциональность, теплоту и естественность. Его считают одним из лидеров «нового фигуративного искусства» в Китае, который признан и на Западе [4]. Именно эти особенности его творчества обусловили то, что его выбрали в качестве художника для создания национального учебника ИЗО для младших школьников [5].

Список литературы

  1. Богаделина М.Е. Особенности развития жанра "жэнь-у" в XX-XXI вв // Манускрипт. 2018. № 11-1 (97). С. 134-137.
  2. Ван Шуцзин. Художественное образование в Китае в XX веке: национальные черты, международные тенденции и российское влияние (на примере Центральной академии изящных искусств) // Культура и искусство. 2021. № 4. С. 54-64.
  3. Васильева Е. В., Ли М.Н. Иллюстрация детских книг в современной Японии: базовые принципы и основные имена // Вестник культуры и искусств. 2018. № 2 (54). С. 115-123.
  4. Венкова А.В. Политики идентификации в искусстве метамодернизма // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 203-213.
  5. Золотарева Л.Р. Методы исследования в современном искусствоведении. URL: wwwюrusnauka.com>1_169435.doc.htm (дата обращения 10.06.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: