УДК 801.8

Первые однодневные газеты Владимирской губернии

Сударкина Екатерина Юрьевна – старший преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация: В статье впервые рассматриваются первые однодневные газеты Владимирской губернии, вышедшие в 1919 году. Анализируется специфика изданий, их общие типологические и структурные черты, выявляются особенности подачи информации и её смысловые доминанты, устанавливаются авторы. Интерес к провинциальной прессе такого формата позволяет составить максимально полное представление о системе региональной печати и месте однодневных газет в ней.

Ключевые слова: однодневная газета, повременная печать, пропаганда.

Однодневные газеты были известны уже в 19 веке и носили единичный характер, однако после революции 1917 года они начали выходить регулярно и повсеместно, став массовым явлением. Именно поэтому без однодневных газет система советской печати представляется далеко не полной. С одной стороны, издаваясь однократно, такие газеты с формальной точки зрения не являются газетами как таковыми: не соблюдается требование периодичности выхода. С другой, однодневная газета не может быть приравнена к листовке или прокламации, хотя также выполняла пропагандистскую функцию.

Кроме того, событие, освещаемое на страницах однодневок, находило отражение и в периодических изданиях. Так, к Дню советской пропаганды вышло распоряжение владимирского Губкома об увеличенном размере всей местной печати и необходимости включить в номер статьи, посвященные развитию советской культуры и разложению буржуазной [2]. На наш взгляд, это также свидетельствует об особом статусе изданий такого типа.

По своим функциям однодневные газеты сближаются со специальными выпусками, с той лишь разницей, что имеют собственное название, отражающее информационный повод, которому посвящен выпуск: «День советской пропаганды», «На помощь фронту!», «Третья октябрьская годовщина», «Первомайский труд», «Праздник всеобуча» и т.п. Зачастую выход однодневных газет осуществлялся в рамках общепартийных кампаний, поэтому в разных регионах в один и тот же день выходили одноименные издания. Так, 7 сентября 1919 г. в восьми губерниях вышла однодневка «День советской пропаганды» [4, с. 130].

При этом однодневная газета сохраняла черты повременных органов печати и имела ту же структуру и особенности верстки, что и привычные периодические издания. В правом верхнем углу обычно располагался лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Ниже – название, рядом справа или под ним – место и дата выхода газеты. Под шапкой шел лозунг, созвучный с тематикой выпуска. Например, «Трудящиеся! Под знамя коммунистического просвещения и социалистической культуры» (День советской пропаганды, 07.09.1919) в номере, посвященном культурно-просветительским задачам нового общества и советской власти. Также лозунги в первых однодневках часто предваряли статью или тематический блок. Количество полос варьировалось от 2 до 6, колонок от 4 до 7. Формат подавляющего большинства газет соответствовал современному А2. Издавались однодневки тиражом более 2000 экземпляров, что, с учетом нехватки бумаги для печати, довольно высокий показатель. Ценовой диапазон составлял от 1 до 3 рублей. Для сравнения: розничный номер «Районной газеты» в 1919 году стоил 60 коп. Часто высокая цена была обусловлена сбором средств, например, на нужды фронта.

В предисловии к алфавитному каталогу «Однодневные газеты СССР 1917-1984» сказано: «Однодневные газеты часто выходили в населенных пунктах и на предприятиях, где в тот момент другого печатного органа не было» [4, с. 4]. Однако анализ показал, что на территории Владимирской губернии первые однодневные газеты издавались редакцией «Районной газеты», которая являлась органом Владимирского губернского и уездных Владимирского, Суздальского, Судогодского и Покровского исполнительных комитетов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов, совместно с владимирским отделением «Роста»; редакцией газеты «Трудящаяся беднота» (г. Ковров); уездными отделениями РКП(б) и РКСМ, также имевшими печатный орган. Фабричные, заводские однодневки стали появляться уже в конце двадцатых годов. Исключение составляет юбилейная газета «На заре», выпущенная Александровским районным отделением Всепроизводственного союза работников советских общественных и торговых учреждений и предприятий 15 мая 1920 г.

Выпуск первых однодневных газет во Владимирской губернии [1] был приурочен к дню «массовой пропаганды внешкольного образования» [3, с. 47], или Дню советской пропаганды (своеобразная демонстрация достижений Советской власти). Так, 7 сентября 1919 г. выходят сразу три издания такого типа: «День советской пропаганды» (г. Владимир), «Красная юность» (г. Покров), «Пламя революции» (г. Ковров). Все три газеты характеризуются общностью проблематики: значение и результаты революции для разных слоев населения, отношение советской власти к явлениям «старого» мира, роль просвещения и в то же время имеют отличия. Так, в «Дне советской пропаганды» даётся информация разъясняющего характера о состоянии дел разных сфер жизни страны и Владимирской губернии, говорится о важности и задачах просвещения. На страницах покровской «Красной юности» (см. Рис.1) представлены пространные размышления о завоеваниях революции и, конечно же, роли молодежи в строительстве нового мира. Первая полоса ковровской газеты «Пламя революции» представляет подробное описание мероприятий и порядка празднования Дня советской пропаганды, материалы номера посвящены образованию и искусству.

1

Рисунок 1. Однодневная газета «Красная юность» (07.09.1919).

Однодневные газеты, став очередным форматом распространения советской пропаганды, преследовали несколько целей:

  • показать, что и как изменилось за годы советской власти;
  • сформировать правильное представление о новой жизни на фоне буржуазного прошлого, которое может только «шамкать беззубым ртом, тявкать из подворотни на революцию» (День советской пропаганды, 07.09.1919);
  • воздействовать на читателя, развивая классовое самосознание.

Таким образом, газета «разъясняет ее (задачу – прим. автора) массам, показывает связь этой задачи с делом освобождения от капиталистического ига, будит волю, сознание масс, сплачивает их для проведения поставленной задачи в жизнь» [3, с. 47]. Именно поэтому публикуемые материалы носят разъясняющий либо обобщающий характер, о чем можно судить по заголовкам: «Что дала трудящимся Советская власть», «Что дала Советская власть для искусства», «Буржуазная и Советская Конституция», «Друзья и враги Советской России»; «Советская власть и внешкольное образование», «Религия и Советская власть», «Итоги», «Наше трехлетье», «Строительство Советской власти в области создания вооруженных сил», «Итоги работ по всеобучу за истекший год» и т.п.

На страницах первых однодневок создается обобщенный отрицательный образ буржуазии, поэтому зачастую композиционно материалы строятся по принципу противопоставления: «было – стало», «было – будет», «буржуазный – советский» или «старое – новое», что также обусловлено пропагандистской направленностью изданий данного типа. Жанры: передовая статья, очерк, воспоминания, заметка. Яркой чертой первых однодневок можно считать стилистическую неоднородность языка отдельного издания: от нейтрального звучания до прямой агрессии – и отсутствие на страницах рекламы.

В отличие от повременных изданий однодневные характеризуются большим количеством «адресных» материалов. На страницах газет находим статьи, целевой аудиторией которых являются женщины – «Работница на помощь фронту!», «Женские субботники», «Дорогу женщине», молодежь – «Красная молодежь», «Молодежь на помощь красноармейцам», рабочие и крестьяне – «Крестьянство и рабочий класс», «К свету, товарищи крестьяне и рабочие!»; солдаты – «Красная Армия и просвещение». В такой подаче информации видится прямая связь со статьей Крупской Н.К. «День советской пропаганды», опубликованной в газете «Известия ВЦИК», №163 от 26 июля 1919г. В качестве основного приема структурно-смысловой организации текста Крупская использует «адресное» обращение к разным слоям населения.

В подготовке материалов участвовали те, кто имел не только журналистский, но и пропагандистский опыт. Так, на страницах первых однодневных газет можно найти статьи Вахлина А., сотрудничавшего с «Владимирской жизнью», закрытой в 1917 г.; Фейгина Г. и Безыменского А., авторов первого владимирского молодежного журнала «Вестник интернационала», а затем газеты «Красная молодежь»; Шеенкова А., печатавшегося в «Голосе народа»; Шаханова Н.П., сотрудничавшего с александровским «Голосом труда» и многих других. Также к созданию однодневных газет привлекались ответственные за тот или иной сектор деятельности.

7 ноября 1919 г. выходит четырехполосная однодневная газета – «Третий октябрь». Изданная Покровской октябрьской комиссией, она преследовала цель напомнить о значении свершений Октябрьской революции и фактах биографии В.И. Ленина, воссоздать хронологию событий, рассказать о коренных изменениях в жизни страны и ее населения. Как и в газетах, вышедших 9 сентября 1919 года, авторы «Третьего октября» призывают крестьян, рабочих и молодежь объединять усилия и получать образование. Привлекает внимание вторая полоса издания, посвященная отношению Запада к русской революции. Авторы обращаются к западным рабочим с просьбой о помощи, т.к. «…голос русского пролетариата перебивается политической ложью европейского капитализма» (Третий октябрь, 07.11.1919).

Таким образом, можно говорить о специфическом типе печатных изданий, которые «разоблачая их (врагов революции – прим. автора) на каждом шагу и доказывая превосходство Советской власти» (День советской пропаганды, 07.09.1919), служили цели объединения народа. При этом однодневные газеты позволяли «разгрузить» периодические издания посредством перераспределения материалов, акцентировать внимание на конкретном событии или факте, реализуя социокультурные функции.

Список литературы

  1. Библиографический указатель печатных произведений, материалов и документов, вышедших во Владимирской губернии в 1917-1927 г. – Владимир: издание Владимирского научного общества по изучению местного края, 1927. – 442 с.
  2. ГАВО.Ф.Р-1120. Оп. 1. Д. 36. Л. 2.
  3. Крупская Н.К. День советской пропаганды // Собр. Соч.: в 10 т. Т. 7. – М. Издательство Академии педагогических наук, 1959. С. 47-49.
  4. Однодневные газеты СССР, 1917-1964: алфавитный каталог в 3 ч. Ч.1./ М-во культуры РСФСР, Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; [сост. Т. В. Акопян и др.]. – Ленинград: ГПБ, 1988. – 337 с.
  5. Однодневные газеты СССР, 1917-1964: алфавитный каталог в 3 ч. Ч.2./ М-во культуры РСФСР, Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; [сост. Т. В. Акопян и др.]. – Ленинград : ГПБ, 1989. – 419 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: