УДК 342.36

Функционирование королевской власти и парламента в правление Георга III к началу войны за Независимость США

Новоселова Ольга Анатольевна – аспирант кафедры Отечественной и всеобщей истории Педагогического института Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции правления Георга III (1760-1820) в контексте взаимодействия короля и парламента. Характеризуются положение королевской власти, роль парламента в политической жизни Великобритании во второй половине XVIII века, парламентские группировки, сложившиеся в этот период. Автор приходит к выводу о становлении на этом этапе различных торийских и вигских группировок, которые и будут определять в дальнейшем ход действий Великобритании в войне.

Ключевые слова: Георг III, парламент, королевская прерогатива, тори, виги, война за Независимость США.

К 1760 году корона представляла исполнительную власть, а монарх её возглавлял. Достижение английской революции – закрепление принципа правления монарха «совместно и согласно с парламентом» - воплощалось в законодательной власти парламента, таким образом, править без парламента король не мог. Монарх открывал и закрывал сессии парламента, но не мог его распустить. Самолично король не мог издать закон, однако, ни один документ без его подписи не был действителен. У короля имелось право «вето» - приостановить или отменить действие закона, принятого парламентом, но сумма на содержание семьи монарха (Цивильный лист) определялось парламентом. В ведении короля находилось назначение министров, в том числе премьер-министра, назначение пэров (монарх выступает как «источник чести»), управление колониями, назначение на должности при дворе, а также вопросы церковной иерархии (выступая как глава англиканской церкви). В рамках внешней политики монарх определял её общий курс, однако без согласия парламента, ни одно решение не могло быть претворено в жизнь, потому что именно в прерогативу парламента входило финансовое обеспечение внешнеполитических операций.

Если давать общую оценку взаимодействию между короной и парламентом к началу правления Георга III, то можно согласиться с положением Д. А. Моделя, который утверждал, что споры велись не «вокруг фундаментальной проблемы баланса исполнительной и законодательной власти, а скорее вокруг реализации властными структурами своих имеющихся в наличии или гипотетических полномочий». Ограниченная монархия в Великобритании не сводила роль суверена к выполнению рутинных функций.

Парламент включал две палаты – верхняя палата Лордов (The House of Lords) и нижняя палата Общин (House of Commons). К середине XVIII века в ведении парламента находились финансовые вопросы – утверждение бюджета, сбор налогов, сборов и пошлин. Несмотря на то, что в прерогативу парламента входила и судебная функция, она распространялась только на наиболее важные дела. Палата Лордов рассматривала судебные разбирательства по вопросам государственной измены и оскорбления Короны, палата Общин – гражданские дела. Обе палаты должны были утвердить документ трижды, прежде чем он поступал к монарху.

Палата Лордов состояла из шотландских пэров, представителей церкви и британских аристократов – английских пэров или пэров, пожалованных в это достоинство королем. В изучаемый период она была значительно менее влиятельна, чем палата Общин в рамках законодательного процесса. Верхняя палата британского парламента редко могла возражать монарху, как по мнению некоторых парламентариев могла себе позволить поступать палата Общин [2, с. 126]. Её зачастую рассматривали как рычаг, с помощью которого можно было остановить неугодный монарху законопроект. Если предлагаемый на рассмотрение в парламенте документ был благосклонно принят общественностью, и выступление против него в палате Общин могло стоить политической карьеры или места в парламенте, то сторонники короля могли отвергнуть его в палате Лордов, в которой парламентарии находились пожизненно.

Таким образом, мы можем отметить две ключевые особенности палаты Лордов. Во-первых, являясь представителями старой аристократии или пэрами государства (чью креацию мог произвести только монарх), представители верхней палаты Парламента были нацелены на поддержку курса короля в случае обострения противоречий между монархом и нижней палатой Парламента или монархом и его правительством. Во-вторых, из-за права создавать и награждать новыми пэрствами, которым пользовался монарх, и пожизненного статуса члена палаты Лордов нигде не было зафиксировано количественного показателя членов верхней палаты Парламента. Их численность постоянно изменялась, но обычная посещаемость сессии редко достигала 70 процентов.

Палата Общин, с одной стороны, представляла собой выборный представительный орган, однако, в виду используемой избирательной системы, мало изменившейся с 1430 года, слабо отвечала принципу представительства. Право быть избранным в нижнюю палату британского парламента имели мужчины графств старше 21 года и имевшие более 40 шиллингов годового дохода с земельной собственности. Помимо графств территориальной избирательной единицей были боро (borough) – город, или местность, которые представлены в представительном органе. Здесь единая система не прослеживалась – в ряде боро избираться имели право отцы семейств, в некоторых – почётные граждане, в-третьих – мужчины, прошедшие высокий имущественный ценз. Сами выборы на подконтрольной ему территории зачастую проводились патроном округа – графом или бароном, который получал таким образом влияние не только на процесс избрания, но и мог в дальнейшем влиять на решения уже избранного парламентария.

Представительство не было равномерным еще и потому, что если внутри Великобритании доминировала Англия, на которую приходилось 87,6 процентов членов палаты Общин, то внутри самой Англии лидировали южные и юго-западные округа. Связано это было с тем, что система округов, по которым избирались в парламент состояла из двух уровней. Округ мог быть равен графству, а мог городу, университету (Оксфорд, Кэмбридж, Эдинбург и Сент-Эндрюс) и сельскому округу. В XVIII веке нижняя палата Парламента состояла из 558 избранных парламентариев – 489 англичанина, 24 валлийца и 45 шотландца. При этом избирательные округа Уэльса и Шотландии были представлены одним коммонером. В сравнении, английский избирательный округ могли представлять от одного до четырёх коммонеров.

Такая неупорядоченная система приводила к большему усилению аристократии и её влияния в государстве. Высокий уровень коррупции, распространённость «гнилых местечек», подкупы не смогли подорвать авторитет парламента.

В рассматриваемый период 1775-1783 годов на политической сцене в парламенте еще не существует политических образований, которые мы могли бы назвать политическими партиями. Присутствовали объединения, группировки, в большинстве своём объединенные по родственному признаку или традициями.

Современная историческая наука выделяет пять политических группировок. Первую, прозванную «Старой гвардией вигов», возглавлял виг Томас Пеллэм-Холлс, герцог Ньюкасл, позже лидерство перенял Чарльз Уотсон-Уэнтуорт, маркиз Рокингем. В палате Лордов интересы «Старой гвардии» представлял Уильям Бентинк герцог Портленд, пэрами являлись Чарльз Леннокс, герцог Ричмонд и Уильям Кавендиш, герцог Девонширский. В палате Общин группировку «рокингемитов» представляли Уильям Даудсвелл, Джордж Сэвиль и Уильям Кодрингтон.

Еще одна группировка вигов консолидировалась вокруг Джона Рассела, герцога Бедфорда и, несмотря на существенную поддержку со стороны палаты Лордов, особых политических стремлений в масштабах государства не имела. В эту группировку входили коммонер Ричард Ригби и Джон Монтегю, граф Сэндвич. Основным направлением деятельности для сторонников герцога Бэдфорда было возвышение по карьерной лестнице и сохранение собственного статуса.

Интересы промышленной и торговой буржуазии Лондона и Пяти портов представляли сторонники графа Уильяма Питта-старшего, графа Чатема, которые были громким голосом в палате Общин. Их наиболее известными представителями являлись лондонский коммерсант Уильям Бекфорд, Джон Калкрафт, Огастес Генри Фицрой герцог Графтон.

Бывший премьер-министр (1763-1765 годы.) виг Джордж Гренвилл собрал более 20 сторонников в палате Общин своими выступлениями против системы «патроната».

Много сторонников приобрела группировка «друзей короля» в первые годы правления Георга III. Политики, в неё входившие, были преданными сторонниками политики, проводимой монархом, такие как Чарльз Дженкинсон, прославившийся своими управленческими способностями. В это же политическое объединение входили премьер-министры, лично преданные монарху и разделявшие его торийские взгляды Джон Стюарт, граф Бьют и Фредерик Норт, граф Гилфорд.

Политические разногласия между представителями вигов и тори не были вызваны принципиальными расхождениями по вопросам политического, государственного и конституционного устройства, а группировки, на которые распадались виги носили больше клановый характер и их образование было продиктовано личной выгодой и шкурными интересами.

Именно в период, предшествовавший войне за независимость США (1775-1783 годы) в ходе первых парламентских дебатов, посвященных ситуации в предреволюционной Америке группировки вигов разделились на два крыла. Первое – консервативное – представляли сторонники Бедфорта и Гренвилля. Второе – «радикальное» (затем его назовут либеральным) – сторонники Рокингема и Питта-старшего. Консерваторы по вопросу североамериканских колоний поддерживали политику короля и его кабинета. «Радикалы» советовали монарху не эскалировать конфликт и не переводить его в активную стадию военных действий.

Рассматриваемый период наполнил новым «содержанием» позиции различных вигских группировок. На протяжении XVIII века группировки вигов и тори определялись в первую очередь родственными связями. Война за независимость североамериканских колоний стала «лакмусовой бумагой», определяющей положение на политической арене, союзников и противников. Став одним из решающих сперва внутренней, а затем и внешней политики, война послужила консолидации ранее разобщенных вигских группировок. С одной стороны, это укрепляло их политическую платформу, способствовало созданию конкретных политических лозунгов, с другой – стало главной причиной по которым создать коалицию против торийских кабинетами становилось невозможным.

Списоклитературы

  1. The Parliamentary History of England from the Earliest Period to the Year 1803. From which Last-Mentioned Epoch It is Continued Downwards in the Work Entitled “The Parliamentary Debates”. In Thirty-Six Volumes. Vols. XV-XXIII. — L.: Hansard, 1813-1815. Vol. XV 740 p.
  2. Burke Е. Observations on the Conduct of the Minority / E. Burke. – L.: M'Lean, 1812. – 136 p.
  3. Dickinson H. T. The British Constitution /H. T. Dickinson // A Companion to Eighteenth-Century Britain / Ed. by H.T. Dickinson. — Blackwell: Blackwell Publishing, 2002.— P. 3-17.
  4. Harries B. Politics and the Nation: Britain in the Mid-Eighteenth Century. /B. Harries. — Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 22.
  5. Namier L. The Structure of Polities at the Accession of George III. — 2nd Edition. /L. Namier. — L.: Macmillan, 1960. — 514 p.
  6. Porritt E. The Unreformed House of Commons; Parliamentary Representation before 1832. In Two Volumes. / E. Porritt, A Porritt. — Cambridge: Cambridge University Press, 1909. – Vol. I – 586 p., Vol II. – 610 p.
  7. Smith G. А Constitutional and Legal History of England. /G.A. Smith. - N. Y.: Scribner, 1955. – 585 p.
  8. Модель Д. Становление ответственного министерства в Англии (XVIII− нач. XIX вв.) / Д. Модель // Из истории европейского парламентаризма: Великобритания. М.: ИВИ РАН, 1995. – с.80-87.
  9. Романова, М. И. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765-1775 годы / М. И. Романова // Новая и новейшая история. – 2008. – № 1. – С. 110-129.

Интересная статья? Поделись ей с другими: