УДК 93

Этимология и история понятия «патриотизм»

Будякова Глафира Игоревна – студент кафедры Истории западноевропейской и русской культуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья анализирует эволюцию патриотизма в контексте истории Российского государства. Автор демонстрирует, что в периоды кризиса и значимых событий, особенно во время войн или других переломных моментов в истории человечества, национальные патриотические чувства усиливаются у всех слоев населения. В эти сложные времена происходит объединение народов, особенно заметное в многонациональных странах, таких как СССР. Однако в современном мире понимание патриотизма приобретает новые оттенки по сравнению с прошлыми временами.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические чувства, интернационализм, народ, власть, Родина.

Патриотизм в разное время в разных странах воспринимался по-разному. Элементы патриотических чувств начали закладываться в древности, особенно это стало проявляться с возникновением государств. В эпоху феодализма, во время борьбы народов с вторжениями начали формироваться общенациональные патриотические традиции. У славянских народов и венгров это проходило в условиях борьбы с нашествиями Османской Империи и попытками немцев завоевать территории западных славян. Патриотизм русского народа складывался в освободительной борьбе против монголо-татарского нашествия, наступления немецкого ордена, позднее складывание патриотизма протекало в период борьбы с польской и шведской интервенцией и далее с французской армией Наполеона (1812). Патриотические движения в эпоху феодализма могли принимать форму религиозной борьбы (Гуситское движение, Реформация).

Во времена абсолютизма интересы престола и царской династии стояли превыше всего — это был так называемый «казённый патриотизм», связанный с верноподданническим чувством и выражавшийся в форме «За веру, царя и отечество». Этот лозунг преодолевался в ходе антифеодальных буржуазно-демократических движений. Главной идеей стала идея «защиты отечества», которая получила признание в войнах французской буржуазной революции (XVIII в.), в итальянских освободительных войнах (XIX в.), в польском освободительном восстании (XIX в.). Такие движения в период зарождения капитализма увенчались созданием независимых государств.

Продолжателем патриотических традиций народов, выработанных столетиями борьбы с вторжениями, явился пролетариат — класс, преисполненный «благородным национальным чувством» [8, с. 191], чувством национальной гордости [6, с. 107]. Согласно марксистской теории, в условиях капиталистического общества пролетариат не может испытывать положительных чувств к государству, поскольку рабочий класс в такой системе является объектом эксплуатации, лишенным собственности. Только радикальное изменение положения, через пролетарскую революцию и захват власти, может созидать государство, ориентированное на интересы общества, в результате чего положительные чувства, включая патриотизм, могут быть выработаны и направлены к этому новому социально ориентированному государству [9, с. 87–94]. Так как в марксизме существовала идея создания мирового пролетарского государства, то патриотизм не мог означать любовь к своему Отечеству. Истинным патриотизмом являлся классовый или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от национальной или государственной принадлежности. Интернационализм был одним из важных принципов международного рабочего и коммунистического движения, являясь неотъемлемой частью марксизма-ленинизма. А национальный или национал-патриотизм объявлялся вредным или даже враждебным мировой революции.

Исходя из данной концепции, выработалось уникальное видение пролетарского общества, основанное на принципе классового интернационализма. Этот принцип позволяет рабочим и трудящимся из различных стран объединиться в общей борьбе за достижение социализма в мировом масштабе [9, с. 87–94]. Первый программный документ «Манифест Коммунистической партии» (1847), который заканчивался призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», открыто провозгласил международный характер борьбы пролетариата за своё классовое освобождение и построение коммунистического общества [3]. Во время Первой мировой войны В. И. Ленин неоднократно выдвигал идею, аналогичную высказыванию Маркса о том, что «пролетарии не имеют отечества». 12 декабря 1914 года в газете «Социал-Демократ» Ленин публикует эссе «О национальной гордости великороссов», где пишет: «Как много говорят, толкуют, кричат теперь о национальности, об отечестве!.. Попробуем и мы, великорусские социал-демократы, определить своё отношение к этому идейному течению… Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть, 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов… Мы полны чувства национальной гордости и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое… И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной, независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства…» [6, с. 106–108].

Уже после октября 1917 г. в период становления советской власти в России началось переосмысление прошлого и формирование нового советского человека, который будет строителем коммунизма во всем мире, в соответствии с идеей мировой революции, а значит, у него будет сформировано чувство интернационального патриотизма. Но не только образ великого будущего призван был формировать патриотические чувства. В первые годы советской власти произошел разрыв в области исторической памяти, которая ранее охватывала различные периоды отечественной истории, начиная от Древней Руси. В этот период сформировались две основные тенденции в восприятии прошлого. Одна из них была выражена Лениным в его речи на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодежи 2 октября 1920 года. Он заявил, что построить коммунизм возможно только путем усвоения всего лучшего, что было достигнуто предыдущими поколениями [5, с. 1–29]. Таким образом, хотя политические аспекты дореволюционного прошлого были отвергнуты новой властью, культурное наследие не отрицалось. Ярким примером этого является проект монументальной пропаганды, в рамках которого были установлены памятники выдающимся деятелям русской культуры, таким как Пушкин, Достоевский, Толстой и Некрасов [7]. Стали издаваться недорогие книги русской классики, создавалась библиотечная сеть на всей территории Советского Союза.

Однако существовала и другая линия, развивавшаяся параллельно, —демонизация дореволюционного прошлого во всей его полноте. Лидером этого направления был академик Покровский. В рамках этого подхода, например, Александр Невский представал всего лишь феодалом, который воевал с другими феодалами, а война 1812 года была представлена как война феодалов против буржуазии, побуждавших свой народ сражаться против более прогрессивных французов. В этот период история была исключена из преподавания в школах и университетах.

Эта линия продлилась недолго до 1933/34 года, когда была принята новая концепция отечественной истории. Вероятно, такое изменение подхода было неизбежно, но, конечно, приход в Германии к власти нацистов подтолкнул руководство страны к выработке нового исторического видения. Эта новая концепция заключалась в переосмыслении ситуации, поиске опоры, в условиях, когда мировая революция отодвигалась на неопределённое время. Так появилась новая концепция, сохранявшая большую часть системообразующих исторических фигур, которые органично вошли в советскую жизнь. В это же время происходит возврат преподавания истории в школьную и вузовскую программу. В 1938 году издается «Краткий курс истории ВКП(б)» [1], который сыграл важную роль в популяризации официальной сталинской версии идеологии и истории. В литературе и искусстве появляется такой художественный метод, как социалистический реализм, который представлял социалистически осознанную концепцию мира, обусловленную борьбой за установление социалистического общества.

В первой половине 1930-х годов происходит существенное изменение всей идеологической повестки. Принятая 1936 году Конституция предоставила равные гражданские права всем советским трудящимся, что позволило сплотить граждан в рамках одной страны — Советского Союза. Появилось такое понятие, как «советский народ», которое впоследствии начало приобретать конкретный смысл. Советскими могли считать себя все граждане СССР. В Конституции говорится о защите Отечества как о священном долге каждого гражданина СССР [10, ст. 133].

Таким образом, можно говорить о том, что с утверждением концепции построения социализма в отдельно взятой стране начинается и период национального патриотизма в границах Союза Советских Социалистических республик. Этот проект начал реализовываться с 1934 г. и оказался очень успешным. Такое пробуждение исторической памяти во многом помогло мобилизовать народ во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время патриотизм обнаруживает себя в новой функции противопоставления по типу бинарной оппозиции «свой — чужой», т.е. большинство людей воспринимают мир по простому признаку «враг, чужой, другой — свой» [2, с. 7]. Идентификация человеком себя как члена какой-либо общности включает разные аспекты. Разделение на группы может происходить на нескольких уровнях: социальном, этническом, религиозном. Критерий деления «свой — чужой» оказывает влияние и на явление патриотизма, т. е. для человека «свой» — это человек его национальности, соотечественник, он - «наш», а люди другой национальности — «чужие». Это деление может происходить и внутри одной, но многонациональной страны.

Противопоставление активно используется и в политическом дискурсе. Создаётся идеология, по которой определяются общие принципы, общее мироощущение для группы людей, задаются границы правильного/неправильного поведения. В соответствии с этой позицией строится и пропаганда, которая тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, построенной только на «хорошем — плохом», «своём — чужом». И на этих принципах в пропаганде создаётся образ врага — «чужого» и самообраз.

В заключение отметим, что «патриотизм» как любовь к своей Родине или к своей Отчизне есть явление, свойственное миллионам людей. Обычно под патриотизмом призывают понимать не только любовь к отчизне, но и любовь к власти, руководителям общества. И здесь возникает коллизия: если власть работает на интересы общества, на интересы отчизны, то она может претендовать на любовь общества, если власть не работает на интересы общества, то это ведёт к возникновению лжепатриотизма. Сегодня же вычеркивание отдельных исторических системообразующих положений и фигур фактически ведет к разрушению единой, может быть, самой важной картины с точки зрения обороны нашей страны, с точки зрения обороны нашей культуры, с точки зрения самопожертвования. Последствия таких разрушений, создание различных героев для разных слоёв общества могут быть катастрофическими. Маркер же «свой — чужой» для единства нации очень важен. Определяется он общим культурным, психическим складом, который возникает в сходных условиях, при едином хозяйстве, при постоянном общении, смешанных браках.

Список литературы

  1. В помощь изучающим историю ВКП(б) : сб. консультаций к VIII гл. «Краткого курса истории ВКП(б)».Челябинск, 1941.
  2. Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов ; Волгоградский ин-т бизнеса. – Волгоград : ПринТерра, 2008. — 162 с. 
  3. Интернационализм. Советская историческая энциклопедия. М., 1961-1976. URL: https://gufo.me/dict (дата обращения: 27.02.2022).
  4. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик-Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР-5 декабря 1936 года; глава Х, ст. 133.
  5. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодежи 2 октября 1920 г.); О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны; Странички из дневника / В. И. Ленин. – М. : Политиздат, 1986. — 29 с.
  6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Госполитиздат, 1958–1965. – Т. 26: Июль 1914 – август 1915. — 1961. — XXVIII, 590 с.
  7. Ленин о монументальной пропаганде // Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления // Лит. газ. 1933. 29 янв.
  8. Маркс К. Сочинения : в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. — М. : Госполитиздат. – Т. 11: Январь 1855 – апрель 1856. / подгот. к печати А. К. Воробьева, 1958. — XXVI, 787 с.
  9. Павлов Д.А., Павлова Л.Л. Патриотическое воспитание в Советском Союзе в 30-40 гг. XX века. 2018. № 3-2 (54).

Интересная статья? Поделись ей с другими: