УДК 930

Культурные и научные основы исторической науки

Абдыразакова Зарипа Матисаковна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Общественных наук Ошского технологического университета (Кыргызская Республика).

Аннотация: Анализ нашего исторического наследия, являющегося основой нашей культуры, имеет не только большое научно-теоретическое значение, но и является важным фактором в наслаждении духовным сокровищем, созданным нашими великими учеными, в решении социально-политических проблем и во всестороннем совершенствовании человека. После обретения независимости, интерес нашего народа к познанию своей страны, языка, культуры, ценностей, истории, самосознанию очень возрос.

Ключевые слова: философия, история, оценка, язык, культура, ценности, независимость.

Изучение опыта истории – это глубокое понимание и осмысление сложных общественно-политических явлений нашего времени, высокая оценка прогресса нашей независимости и свободы, постановка грандиозных планов нового прогресса на пути к блестящей независимости и их осуществление. Восприятие нашей невероятно богатой и красочной истории не только расширяет круг человеческих знаний, но и дает человеку возможность поднять свое социально - духовное сознание на более высокий уровень. Особое место в решении такой благородной задачи занимают замечательные открытия, сделанные археологами, историками и учеными-востоковедами в последующие годы. Поэтому следует отметить, что величайшим научным подвигом является раскрытие тайны мрачных руин, лежащих под грудами песка и лысой землей бескрайней пустыни, серьезное изучение архивных документов пыльной природы и введение их в язык.

Это естественно, потому что человечество хочет знать, кто является предком поколения, его родословную, деревню, город, в котором он родился и вырос, и так далее, историю своей родины. Выдающийся мудрец нашего времени, английский философ Джон Бернал не зря сказал, что культурный уровень современной нации определяется ее отношением к собственной истории.

Слово "история" происходит от слова "historia", что означает рассказ о прошлых событиях, событиях, которые произошли. Мыслители с самых ранних времен смотрели на историю как на универсальное знание.

Как узнать прошлое? Как прошлое соотносится с настоящим, с будущим? Есть ли целый универсальный смысл истории того или иного народа?

Конечно, на подобные вопросы отвечает философия истории. Следовательно, для создания философии истории необходимо проанализировать эволюцию человека в целом, ее значение и содержание. Философия истории – это понимание истории, понимание ее необратимого процесса.

Большое значение приобретает глубокое усвоение требований философской методологии для правдивого и справедливого познания исторических событий и процессов. Вооружившись научной философской теорией, ученый может глубже познать сущность, перспективу своей науки по отношению к другим.

Глубоко и всесторонне изучая исторические события, мы должны хорошо понимать историю нашей родины, создавать новые учебники и учебники, отвечающие требованиям времени, прежде всего, научно-теоретические вопросы, методологические проблемы, касающиеся философии истории. В связи с этим, прежде всего, необходимо четко ответить на вопрос, что такое история, что дает нам объективное ее изучение. Человек, как историческое существо, стремится жить, ощущая непрерывность времени и понимая, что в нем возложено на него. Когда человек осознает смысл жизни, он не только живет с тревогой сегодняшнего дня, но и размышляет о прошлом и будущем.

Греки смотрели на историю как на эстетическое осмысление мира, как на гормон космоса и конец цикличности в нем. Они отмечали, что и в космосе, и в жизни человека происходит непрерывный обмен, вращение. Они могли видеть, что в природе происходит чередование тепла – холода, лета – осени, зимы-весны, а в общественной жизни чередование добра-зла, зла-добра идет по кругу.

Человек сам создает свою историю, и человек сам создает и решает проблемы в ней. История это наука, изучающая поведение, события, процессы, происходившие в прошлом благодаря человеку. Знание прошлого, в свою очередь, является ключом к самосознанию, поскольку самосознание начинается с истории.

Что такое самосознание? Самосознание означает, во-первых, сущность человека; во-вторых, его место в обществе и роль в социальном развитии; в-третьих, осознание того, на что способны его внутренние возможности, способности. Чтобы достичь этого, нам необходимо знать, чего человек достиг в своей деятельности в далеком прошлом. Итак, история это область науки, неразрывно связанная с деятельностью человека, всесторонне, превосходно изучающая ее, анализирующая опыт поколений и делающая научные выводы.

Именно поэтому историческая наука во все времена занимала и остается таковой в развитии общества.

История – это наука, которая серьезно изучает события, процессы, возникшие в результате прошлой деятельности человека, возникает вопрос, Можно ли по-новому проанализировать, оценить ее, исходя из потребностей, идеологии, политики, требований сегодняшнего дня. Если подходить к этому вопросу с философской точки зрения, то можно сказать, что прошлое, настоящее и будущее-это взаимосвязанные, определенные проявления действительности в пространстве, которые постоянно меняются.

Колесо истории постоянно вращается от прошлого к настоящему, от него к будущему. Сегодняшний день является отрицанием прошлого, а также его продолжением. Между тем, сегодня есть и будущие бутоны, потому что будущее исходит от сегодняшнего дня. Таким образом, настоящее и будущее нельзя анализировать, разделяя и противопоставляя друг другу. Благодаря этому разнообразные источники, предметы, отражающие ранее произошедшие исторические события, передаются из поколения в поколение в наследство и обеспечивают преемственность нашей истории, культуры.

Как отмечал английский ученый Коллингвуд, «если задача исторической науки ограничивается сбором информации о событиях, событиях, происходивших в прошлом, то веление истории изящно прикасаться к практике вполне оправдано. И наоборот, если события, происходящие в истории, скрыты под дошедшими до нас источниками, то не может быть никаких сомнений в полезности истории для практики».

Поскольку события прошлого существуют в дошедших до нас источниках и тесно переплетаются с нашей жизнью, их более глубокое и объективное изучение, анализ с помощью достижений современной науки, опирающейся на идеологию всесторонней самостоятельности, способствует творческому развитию исторической науки, более наглядному видению, оценке сущности происходящих в нашем обществе изменений. Отдельно стоит отметить, что история нашего прошлого имеет значение не только в решении проблем сегодняшнего дня, но и в познании будущего. Некоторые ученые считают, что история изучает единичные события, которые однажды произошли в прошлом и больше не повторяются. Из-за этого история бессильна предвидеть будущее. Кант, Риккерт, Мойер и другие писали, что естественные науки изучают фундаментальные законы вещей и явлений, поэтому они способны предсказывать последствия происходящих в будущем процессов. С другой стороны, история-это наука, которая представляет собой единичное событие, которое происходит один раз в прошлом и не повторяется, в ее задачу не входит предсказание, предсказание будущего. Правда, события истории имеют индивидуальную детализацию. Но даже в этом случае исторические события всегда повторялись и (не совсем, по аналогии) продолжают происходить и сегодня.

События истории – это процесс, происходящий на основе социальных закономерностей. Таким образом, на основе закономерностей истории можно прогнозировать направления развития общества.

Список литературы

  1. Биск И. Я. Методология истории: курс лекций. Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2007. - 236 с.
  2. Жуков Е. М. Очерки методологии истории. 2-е изд. М., 1987. – 256 с.
  3. Журов Ю. В. Проблемы методологии истории. – Брянск, 1996. – 144 с.
  4. Иванов Г. М., Коршунов А. М., Перов Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1998
  5. Лаптева М. П. Теория и методология истории: курс лекций / М. П. Лаптева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2006. – 254 с.
  6. Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. – М., 2008 7. Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Методология истории. М., 1997. – 72 с. 8. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. – М., 1989. - 175 с.
  7. Методологические проблемы истории / Под ред. В. Н. Сидорцова. – Мн.: Тетра Системс, 2006. – 352 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: