УДК 378.14

Использование веб-технологий в образовательных онлайн-платформах

Адонин Руслан Фанисович – магистрант Севастопольского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению преимуществ, перспектив применения и влияния на развитие интеллектуальных образовательных онлайн-платформ веб-технологий. Раскрыты особенности, отличительные черты и применение Web 3.0-технологий в интеллектуальных образовательных онлайн-платформах. Практическая значимость работы заключается в изучении инструментов Web 3.0 технологий, которые могут быть эффективно использованы в образовательной деятельности студентов.

Ключевые слова: веб-технологии, образовательная онлайн-платформа, персонализация, интеллектуальный поиск, Web 3.0.

Бурное развитие сети Интернет подтверждается появлением веб-технологий разных поколений. Эксперты делят, как правило, непрерывную эволюцию Интернета на этапы: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 и Web 4.0. Один из критериев классификации этих этапов состоит в указании того, что является фокусом действий на этих этапах. В этом случае фокусом Web 1.0 обычно определяется односторонняя публикация информации; Web 2.0 – объединение людей; Web 3.0 («семантическая сеть») — такова интеграция данных, знаний и приложений в Интернете, позволяющая адаптацию контента для конкретного пользователя и базирующаяся на внедрении метаязыка, описывающего содержание сайтов для организации автоматического обмена между серверами; Web 4.0 (НЕЙРОНЕТ) – объединение интеллектуальных возможностей людей и машин в Интернете, в котором и люди, и компьютеры помогают друг другу в принятии решения, в когнитивной деятельности [1]. Функциональность каждого последующего этапа развития веб включает в себя функциональность всех предыдущих этапов. Web 4.0 – один из предполагаемых этапов развития Всемирной паутины, который, по прогнозам, должен заменить собой Web 3.0 примерно в 2030-2040 годах.

Основными чертами, характеризующими Web 3.0-технологии, являются стандартизация, персонализация, виртуализация и интеллект. Web 3.0 предполагает создание виртуальных персональных помощников или агентов, помогающих пользователю найти соответствующую информацию за короткий промежуток времени, также предполагается, что поиск в сети Интернет не будет приводить к выдаче большого списка веб-сайтов, а будет создаваться мультимедийный файл, содержимое которого преобразуется и адаптируется для использования конкретным пользователем. Web 3.0 – это сеть Интернет с высокоскоростной пропускной способностью, поддерживающей 3D-графику, которую легко использовать для создания виртуальных трехмерных образовательных сред.

Web 3.0-технологии предлагают множество инструментов и сервисов, которые используются в обучающих онлайн-системах и в других областях: семантические цифровые библиотеки, виртуальные 3D-библиотеки, семантические блоги, микроблогинг, виртуальные миры и аватары, виртуальные образовательные лаборатории, интеллектуальный поиск и интеллект данных. Обучение с помощью виртуальных 3D-энциклопедий позволяет одному или нескольким пользователям создавать базу знаний по набору взаимосвязанных веб-страниц [3]. Обучение с помощью 3D-виртуального мира, являющегося сочетанием 3D-игровых технологий, дополненной реальности, имитационной среды и Интернет-технологий, в котором пользователи взаимодействуют через аватары. Виртуальные миры можно рассматривать как начало новой эры электронного обучения, поскольку они позволяют студентам участвовать в ролевом 3D-моделировании, симуляции и креативности. Это создает широкий простор для проведения исследований. 3D виртуальные миры, такие как Second Life, IMVU, Active Worlds привлекли внимание студентов и преподавателей возможностью совместно учиться в виртуальном 3D-пространстве. Важным отличием Web 3.0 являются интеллектуальные поисковики [5].

При использовании традиционного веб-поиска поисковая система выполняет поиск веб-страниц, содержащих введенные ключевые слова. Поисковая система не может самостоятельно определить, является ли веб-страница релевантна запросу пользователя. Web 3.0 агенты интеллектуальной поисковой системы не только находят необходимую информацию по ключевым словам, но также интерпретируют контекст полученного запроса. Ученые считают, что благодаря Web 3.0 у каждого пользователя будет уникальный профиль в сети Интернет, основанный на его истории просмотров и действий [2].

Таким образом, агент поисковика поможет найти необходимые лекции, соответствующие блоги, книги и т.п., выполнять поиск учебных материалов на основе потребностей студентов [4]. Онлайн 3D виртуальные лаборатории – это 3D мощные графические интерфейсы для участия студентов в совместной работе и выполнении проектов, обмена информацией и результатами деятельности. Различают следующие 3-D виртуальные лаборатории: посещение мест, недоступных или труднодоступных в реальности; содействие сотрудничеству студентов между собой или с преподавателями; содействие проведению экспериментов.

Итак, главная цель сети Интернет нацелена на получение пользователями любой информации в любом месте. Проведенный анализ возможного использования Web-технологий в интеллектуальных образовательных онлайн-платформах показал, что Интернет развивался от текстовых статических страниц (первая версия Web 1.0), когда студенты только читали образовательный контент, к обучающему контенту совместного использования через Интернет (Web 2.0), который позволяет студентам взаимодействовать и манипулировать материалом, и, наконец, Web 3.0-технологии, позволяющие объединять и адаптировать веб-контент для улучшения работы студентов [6]. Именно Web 3.0 – это технология 3D, медиа-ориентированная, социальная, адаптивная, интеллектуальная и семантическая.

Внедрение Web 3.0-технологий и их преимуществ в организацию образовательного процесса способствует социализации, обмену информацией, сотрудничеству и компьютеризированной коммуникации. Web 3.0 подразумевает использование персональных помощников, интеллектуальных агентов, 3D игр, виртуальных миров, открытых образовательных ресурсов и лучшую систему управления знаниями [7]. С помощью интеллектуальных агентов и персональных помощников студенты смогут организовать собственное обучение, ставить свои цели и принимать решения, касающиеся содержания обучения. В конечном итоге модели и стандарты станут совместимыми. Интеллектуальные агенты и персональные помощники будут помогать во всех областях, в том числе и в сфере образования, и только тогда семантическая сеть станет действительностью.

Список литературы

  1. Абрамович, С. В. Использование Web-технологии в формировании информационной компетентности студентов вуза / С. В. Абрамович // Наука и образование: актуальные исследования и разработки: Материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции, Чита, 10–11 апреля 2018 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. – С. 88-92.
  2. Вьюшков, Н. А. Организация информационой образовательной среды с использованием web-технологий / Н. А. Вьюшков, З. И. Исламова // Современные проблемы профессионального образования: Сборник научных статей I Международных педагогических чтений аспирантов и магистрантов. – Уфа, 27 апреля 2018 года. – Уфа: БГПУ, 2018. – С. 20-23.
  3. Гизатулина, О. И. Интеграция педагогических и веб-технологий в образовательный процесс / О. И. Гизатулина // Вестник науки и образования. – 2020. – № 25-1(103). – С. 30-38.
  4. Грицаева, Т. В. Использование веб-технологий и электронных образовательных ресурсов в образовании / Т. В. Грицаева, З. П. Медведева, Е. Н. Медведева // Императивы и направления развития науки и образования в условиях глобальных трансформаций современного мира : Сборник статей международной научно-практической конференции НИЦ ПНК, Самара, 30 августа 2022 года / Научно-издательский центр «Поволжская научная корпорация». – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская научная корпорация", 2022. – С. 24-27.
  5. Мангушева, Л. С. Создание специализированной поисковой системы с использованием современных web-технологий / Л. С. Мангушева, К. К. Кашникова // Цифровизация общества: состояние, проблемы, перспективы, Москва, 07 июня 2022 года. Том 2. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2022. – С. 79-85.
  6. Сидорова, С. С. Web-технологии в образовании / С. С. Сидорова // Advances in Science and Technology : сборник статей XXXVI международной научно-практической конференции, Москва, 30 апреля 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2021. – С. 154-155.
  7. Хайтуллева, Н. С. Использование Web технологий в подготовке будущих учителей информатики / Н. С. Хайтуллева // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 18 ноября 2018 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2018. – С. 45-51.

Интересная статья? Поделись ей с другими: