УДК 378.14

Особенности использования облачных технологий в учебном процессе вуза

Адонин Руслан Фанисович – магистрант Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются основные подходы использования облачных сервисов в электронном учебном курсе, а также представлен анализ преимуществ и недостатков различных облачных технологий для использования в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: облачные технологии, электронный учебный курс, система поддержки дистанционного обучения, облачные сервисы.

На формирование и развитие личности больше всего влияет среда, в которой она живет, учится, работает. Поэтому сегодня для вузов важна и актуальна проблема создания такой высокотехнологической информационной образовательной среды, в которой студент находится ежедневно в процессе всего периода обучения в высшей школе.

Одним из способов современного подхода к повышению качества обучения в вузах, организации более эффективного взаимодействия между студентами и преподавателями может быть использование систем поддержки дистанционного обучения и электронных курсов, развернутых на их основе, сервисных услуг сети Internet и облачных технологий.

Применение информационных технологий в образовательной сфере является необходимым условием поступательного развития общества. Информатизация образования занимает одно из главных мест среди многочисленных направлений его развития. Одним из ключевых и активно развивающихся трендов IT-индустрии в последнее время являются облачные технологии [1].

Что касается облачных технологий – это перспективное быстро развивающееся направление, которое открывает новые возможности и средства для развития дистанционного обучения и создания новых условий для проведения научно-исследовательской деятельности, предоставляя возможность организации удаленного доступа к научным публикациям и распространение собственных результатов исследований среди широкого круга ученых.

Современные облачные системы хранения данных не только предлагают упрощенный общий доступ к файлам, но и расширяют личное рабочее пространство, включающие в сервис функции редактирования документов, резервное копирование в режиме реального времени и документооборот.

Цель статьи – обосновать необходимость и возможность применения облачных технологий в подготовке будущих специалистов.

С целью выявления облачных технологий, наиболее удовлетворяющих требования ВУЗов был проведен сравнительный анализ облачных сервисов.

Среди облачных сервисов наиболее удобных для организации учебного процесса являются облачные сервисы OneDrive от компании Microsoft и Dropbox от компании Dropbox Inc [3; 4].

Созданный в августе 2007 года, облачный сервис OneDrive представляет собой файл-хостинг, предназначенный для хранения файлов с функциями файлообмена. Необходимо отметить, что сервис OneDrive поддерживает возможность использования пакета офисных приложений от Microsoft Office [4].

Таких услуг нет пока ни в одном из аналогичных online файл-хостингов. И это большое преимущество данной системы на фоне конкурентов OneDrive. Данный сервис позволяет получать доступ к файлам с любых устройств. Например, компьютеры с операционными системами Windows или Mac, планшеты и мобильные телефоны, что очень удобно.

Еще одним сервисом является популярное online приложение для хранения файлов – Dropbox [3]. Это файлообменник и синхронизатор файлов от компании Inc. Dropbox имеет кроссплатформенный клиент (Windows, Mac и Linux), с помощью которого пользователи могут загрузить файлы на сервер Dropbox. Собственные файлы на Dropbox можно сделать доступными для других пользователей или для всех желающих. Представить его можно в виде Internet-накопителя USB, к которому пользователь может получить доступ в любой точке мира, если имеется компьютер и подключение к Internet.

В своем исследовании опишем использование OneDrive и Dropbox в системе поддержки дистанционного обучения на базе Moodle, на примере электронного учебного курса (ЭУК) [5].

Как известно, Moodle имеет ограничение объема для скачиваемого файла. Это несущественно при использовании текстовых форматов, а что делать, когда нужно загрузить в систему файл больший по размеру, чем допустимо? В этом случае преподаватель может воспользоваться сервисами OneDrive и Dropbox.

Для работы с сервисом OneDrive преподавателю необходимо сначала, зарегистрироваться на сайте компании Microsoft. По умолчанию каждый пользователь получает бесплатно 15 Гб памяти, пригласив 10 друзей присоединиться к OneDrive, сам пользователь и зарегистрированные по приглашению пользователи получат по 500 Мбайт в дополнение к стандартным. После подтверждения регистрации и входа на сайт открывается рабочая среда, в которой отражены все функциональные возможности системы: создать, добавить, поддержка социальных сетей, настройка учетной записи и, находясь в OneDrive, можно создавать и редактировать документы (используя офисные приложения), обмениваться ими, даже если пакет MS Office не установлен на компьютере; создавать заметки и вести календарь (например, расписание занятий); вести адресную книгу, необходимую для обмена информацией. Для обмена файлами в системе используется почта Outlook.com.

Создание, редактирование папок и файлов в представленной структуре разрешен только преподавателям. Студентам предоставляется только доступ к ресурсам для чтения. Для предоставления доступа для студента, преподавателю нужно нажать на соответствующий файл и получить ссылку на этот файл, предварительно указав «только для чтения».

Получившуюся ссылку нужно вставить в электронный учебный курс соответствующей дисциплины.

С помощью OneDrive можно получать доступ к любым файлам с устройств, которыми преподаватель и студенты пользуются постоянно (например, компьютера с Windows или Mac, планшета и мобильного телефона).

Для доступа к материалам можно также воспользоваться сервисом Dropbox. В Moodle 2.x есть возможность интеграции с Dropbox в качестве хранилища файлов Moodle, предоставляющего возможность клиенту Dropbox синхронизировать указанные пользователем файлы на локальном компьютере с online хранилищем. При этом используется так называемый DeltaSync метод, то есть на сервер передается не весь файл, а только та часть, которая изменялась. Это позволяет значительно уменьшить Internet-трафик.

Для работы с Dropbox преподавателю также, как и для работы с OneDrive, нужно пройти процедуру регистрации. После прохождения регистрации можно получить доступ к рабочей среде Dropbox.

Таким образом, использование облачных сервисов предоставляет возможность обойти ограничение Moodle на загрузку и использование файлов большого объема.

Качество и эффективность современного образования в значительной степени зависят от применения современных технологий. Сегодня надо говорить о технологиях обучения, с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках учебных предметов и педагогических ресурсов в сети Internet, используемых для образовательных целей. Ведь современные технологии, такие как облачные сервисы, помогают не только по-новому организовать обучение как в высшей школе, так и профессиональном образовании, но и наладить совместную работу с документами или папками. Так или иначе, к облачным сервисам имеет смысл присматриваться. Не обязательно принимать мгновенное решение о переходе на них, но суть остается неизменной: за облачными технологиями большое будущее.

Список литературы

  1. Давыдова, Е. В. Обучение облачным технологиям и применение облачных технологий в обучении студентов / Е. В. Давыдова, А. Г. Ерохин, Е. А. Фролова // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2017. – Т. 6, № 3. – С. 7-9. – EDN ZRTHNX.
  2. Коваленко, М. И. Роль облачных технологий в процессе подготовки будущих специалистов в области информационных систем и технологий / М. И. Коваленко, Б. В. Соболь, М. В. Ступина // Грани познания. – 2019. – № 2(61). – С. 48-52. – EDN DSNKEP.
  3. Dropbox [Electronic resource]. – Access mode: https://www.dropbox.com.
  4. Microsoft OneDrive [Electronic resource]. – Access mode: https://onedrive.live.com.
  5. Moodle – Open-source learning platform | Moodle.org [Electronic resource]. – Access mode: https://www.moodle.org.

Интересная статья? Поделись ей с другими: