УДК 004

Облачные технологии в образовании: новые подходы к дистанционному обучению

Казанцев Иван Игоревич – выпускник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Аннотация: В представленной статье автор поднимает вопрос об облачных технологиях как одном из главных компонентов, крайне необходимом сегодня для организации эффективного дистанционного обучения. В статье рассмотрена интерпретация понятия облачных технологий/облачных вычислений с точки зрения различных авторских позиций. Выявлены положительные и отрицательные стороны при использовании облачных технологий, определены их виды и непосредственное практическое применение в условиях информационно-образовательной среды высшей школы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, облачные технологии, облачные вычисления, виды облачных технологий, высшее образование.

В настоящее время стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии приводят к глобальным изменениям в организации образовательного процесса и, безусловно, являются необходимым условием для совершенствования данного процесса в современной высшей школе. В качестве одной из важных ролей ранее обозначенных технологий применительно к сфере высшего профессионального образования следует рассмотреть предоставление качественно новых возможностей обучения и его непосредственных форм. В этой связи все большее значение приобретает дистанционное обучение, которое, в первую очередь, считается эффективным инструментом для организации учебного процесса в вузах в сложившихся условиях цифровой трансформации.

По мнению, В. Л. Шатуновского дистанционное обучение – это учебный процесс, в котором взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации, такие как Интернет, электронная почта, то есть без непосредственного прямого контакта между ними. Как и любой учебный процесс, дистанционное обучение предназначено для вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность, направленную, в первую очередь, на достижение КАЖДЫМ обучающимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений [6, с. 53].

Так, современная организация дистанционного обучения предполагает, прежде всего, интерактивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. Облачные технологии являются одними из ключевых информационных технологий, применение которых может существенно повлиять на решение поставленных выше задач. Стоит отметить, что развитие облачных ресурсов и сервисов в последнее время вышло на качественно новый уровень. Такие технологии зарекомендовали себя как удобные, доступные и надежные инструменты для организации образовательного процесса.

А. В. Стариков, А. А. Старикова под облачными технологиями понимают комплекс технологий, которые обеспечивают повсеместное и удобное сетевое пользование динамическими масштабируемыми вычислительными ресурсами, такими как процессорное время, оперативная память, устройства хранения различного рода данных, сетевые сети, программные приложения и иное [5, с. 126].

О. В. Куракин в соавторстве со своими коллегами отмечает, что облачные технологии или иначе именуемые как облачные вычисленияозначают совокупность баз данных или серверов, которые предоставляют какую-либо информацию или услугу, через удаленный доступ [3, с. 53].

Стремительное распространение облачных вычислений ставит перед образовательной средой задачи интеграции облачных сервисов в реализуемые образовательные программы, внедрения инновационных технологий в непосредственный образовательный процесс и организации дистанционного обучения. Внедрение облачных технологий и сервисов в данный процесс является перспективным направлением для дальнейшей реализации итогов современных академических исследований.

М. В. Ступина, говоря о применении облачных технологий, акцентирует внимание, прежде всего, на построении так актуальной сейчас информационно-образовательной среды [2, с. 50]. По мнению автора, в качестве явного преимущества информационно-образовательной среды, созданной в первую очередь на основе использования облачных сервисов целесообразно отметить следующее. Во-первых, наличие возможностей для хранения и организации доступа к учебному контенту, в свою очередь, представленному в разных видах в пространствах облачных хранилищ. Во-вторых, наличие возможностей для дальнейшего взаимодействия между обучающимися и преподавателями. К тому же, будучи достаточно мощным инструментом открытого образования, облачные технологии способствуют выявлению ранее неизученного ряда образовательных возможностей именно для тех категорий населения, которые по разнообразным причинам не могут осуществлять обучение в привычной для них традиционной форме. Помимо этого, позволяя реализовать модель личностноориентированного образования на практике, облачные технологии создают оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Ш. Т. Шекербекова и У. Несипкалиев рассматривают организационно - финансовые и дидактические возможности облачных технологий в образовании [7, с. 53]. К основным организационно-финансовым преимуществам авторы относят отсутствие в необходимости формирования и развития, так называемого центра обработки данных и его последующего обслуживания, а также возможность установки собственных приложений на предоставляемой платформе провайдера. По мнению авторов, дидактические возможности облачных технологий открываются, прежде всего, в процессе создания необходимых условий для организации совместной работы, а также при быстром включении тех или иных продуктов в образовательный процесс.

Ш. Т. Шекербекова и У. Несипкалиев в качестве факторов, препятствующих распространению и внедрению облачных технологий в образовательный процесс высшей школы, обозначили: недостаточную разработанность методической и технологической составляющей их непосредственного применения, а также сложившееся сегодня недоверие со стороны образовательных организаций к так называемой аренде виртуальных мощностей и предпочтению работать с собственным оборудованием, программным обеспечением и данными [7, с. 53].

Сегодня следует говорить о наличии достаточно солидного количества облачных сервисов и приложений, которые в наши дни вполне могут быть использованы для реализации каких-либо учебных целей, а также применены как в качестве нового средства обучения, так и альтернативы традиционному программному обеспечению. В основе идеи облачных вычислений находится коллективное пользование, предоставление услуг, связанных с прикладными сервисами. На основании вышеизученных исследований [2,3,5,7] нами было выделено несколько видов облачных технологий, используемых сегодня в сфере высшего образования (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Виды облачных технологий в системе высшего образования.

  1. Облачное хранилище – платформы, позволяющие пользователям осуществлять хранение файлов и их непосредственный обмен, например Google Drive, Dropbox, LearningApps.

Одной из самых популярных платформ, основанной на возможностях технологии облачных вычислений, является система сервисов Google. В сервисы Google входят веб-приложения, предоставляющие абсолютно всем участникам образовательного процесса необходимые инструменты для повышения уровня результативности и дальнейшей эффективности обучения, также, в свою очередь, однозначно способствующие организации коллективной работы.

Сервис Dropbox – также облачное хранилище данных, как и Google Drive, позволяет хранить свои данные на облачных серверах и непременно делиться ими с другими пользователями на просторах Всемирной сети Интернет. Работа в нём основана на синхронной обработке данных и такой особенности обозначенного сервиса, как предоставление возможности сохранять истории ранее измененного файла.

Далее следует также рассмотреть портал LearningApps. В этом портале имеется возможность создания в «облаке» для каждой группы отдельной папки, в которой будут размещаться задания и другой информационный материал, необходимый для осуществления образовательного процесса и который вполне можно будет использовать на любом этапе занятия. Также данный портал предоставляет возможность организовать интерактивные тесты и опросы участникам образовательного процесса.

  1. Облачные приложения – облачные приложения, предназначенные для поддержки процессов преподавания и обучения с помощью непосредственного применения разнообразных интерактивных модулей. Например, Quizlet.

Quizlet – онлайн-платформа для создания и использования так называемых интерактивных карточек, применимых в процессе обучения и запоминания информации. Далее обозначим несколько практических примеров:

  • создание карточек-заданий для контроля и оценки знаний обучающихся;
  • создание карточек с ответами на тестовые задания;
  • создание карточек на основе видеоуроков;
  • создание карточек по конкретным темам, которые, в свою очередь, будут охватывать все основные понятия и концепции ранее выбранной темы;
  • использование карточек для групповых и коллективных заданий.
  1. Инструменты для совместной работы – облачные платформы, которые позволяют студентам и преподавателям совместно работать над заданиями и проектами. Например, Moodle, Microsoft Office 365.

Moodle – данная система обладает множеством инструментов для самостоятельного и совместного труда обучающихся, позволяющая создать собственную образовательную площадку. Организация совместной работы осуществляется с помощью определенного вида инструментов:

  • вики – позволяет обучающимся создать совместные документы, подобные всем известной Википедии;
  • форумы – подразумевают процесс обмена идеями и файлами между всеми участниками образовательного процесса;
  • семинары – позволяют обучающимся оценивать работу друг друга. Кроме того, помимо всего вышеперечисленного имеется возможность проведения видеоконференций, а поддержка SCORM (стандарт дистанционного обучения) позволяет создавать интерактивные занятия [1, с. 1047].

Также в качестве ещё одной системы, предназначенной для организации совместной работы преподавателей и студентов, можно отметить Microsoft Office 365.

Далее нами будет рассмотрено несколько способов использования структурных компонентов Microsoft Office 365 [4]:

  • организация совместных проектов. В Microsoft Teams студенты могут вместе работать над групповыми проектами, обмениваться файлами и общаться друг с другом в режиме реального времени;
  • преподаватели могут использовать Microsoft OneNote Online для контроля посещения занятий, для учебно-методического сопровождения дисциплины, как для всей группы, так и лично для каждого обучающегося;
  • обучающийся может, как загрузить файл, так и открыть его в режиме онлайн с помощью средств One Note. Обратная связь реализована по схожим принципам: обучающийся загружает выполненную работу в отдельную папку, администрируемую лично им, или может воспользоваться электронной почтой;
  • с помощью Outlook преподаватели могут планировать и управлять встречами со студентами или со своими коллегами, использовать для создания и распространения различного рода опросов, также архивировать и создавать резервные копии важных писем и файлов;
  • редактирование документов: Microsoft Word, Excel и PowerPoint позволяют обучающимся и преподавателям создавать и редактировать документы, электронные таблицы и презентации, тем самым упрощая процесс выполнение тех или иных заданий и проектов;
  • анализ данных. С помощью Microsoft Power BI все участники образовательного процесса могут анализировать и визуализировать данные с целью понимания сложных теоретических и практических концепций и последующего принятия ряда обоснованных решений. Также использовать Power BI для создания интерактивных отчетов, подключаться к различным источникам данных и делиться своими выводами с другими.

Таким образом, дистанционное обучение, организованное средствами облачных технологий: предоставит современные электронные образовательные ресурсы и сервисы, позволит создать условия для своевременного обновления форм и методов реализации современных образовательных программ и услуг, расширит функциональный потенциал возможностей методики преподавания дисциплин и распространения знаний, сделает максимально доступными образовательные услуги для широкого круга обучаемых, независимо от региона их проживания и материально-финансовых возможностей.

Список литературы

  1. Исаева, Е. С. Современные LMS платформы дистанционного обучения: анализ и сравнение / Е. С. Исаева // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 6. – С. 1045-1050.
  2. Коваленко, М. И. Роль облачных технологий в процессе подготовки будущих специалистов в области информационных систем и технологий / М. И. Коваленко, Б. В. Соболь, М. В. Ступина // Грани познания. – 2019. – № 2(61). – С. 48-52.
  3. Куракин, О.В. Применение облачных технологий в образовании. / О. В. Куракин, Р. М. Шудабаев, Ж. Сарсенбаева // Наука и реальность. – 2023. – № 1 (13). – С. 97-100.
  4. Ревунов, Р. В. К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании Microsoft / Р. В. Ревунов, Д. В. Янченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 4(25). – С. 189-192.
  5. Стариков, А. В. Использование облачных технологий в организации дистанционного обучения основам автоматизированного проектирования / А. В. Стариков, А. А. Старикова // Совершенствование методики преподавания в техническом вузе : сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции, Воронеж, 19 мая 2021 года / отв. ред. О. Р. Дорняк. – Воронеж : Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2021. – С. 126-131.
  6. Шатуновский, В. Л. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская // Вестник науки и образования. – 2020. – № 9-1(87). – С. 53-56.
  7. Шекербекова, Ш. Т. Возможности внедрение и использование облачных технологий в образовании / Ш. Т. Шекербекова, У. Несипкалиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-1. – С. 51-55.

Интересная статья? Поделись ей с другими: