УДК 172.1
Теологические аспекты развития философской науки
Фадеев Александр Вячеславович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и методологии науки Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению теологических проблем развития современной философской науки. Проблема бездуховности современного общества рассматривается в качестве основной причины кризиса развития науки. Ликвидацию негативных последствий научно-технического прогресса и выход из духовного кризиса современного общества рекомендовано производить на основе взаимодействия христианской религии и философской науки.
Ключевые слова: цивилизация, глобальные проблемы, наука, мораль, философия, сциентизм, антисциентизм, религия, христианство.
Современная цивилизация в основном является продуктом развития европейской культуры. Ведущие позиции европейской культуре обеспечило наследование достижений философии античности: свободное развитие личности (в отличие от востока, не рассматривающего личность человека как самостоятельный объект изучения), свобода мысли человека, развитие философских знаний на естественнонаучных, а не теологических основах, этический реализм. Необходимо отметить влияние на развитие европейской культуры и современной цивилизации, и фундаментального принципа христианской религии как свобода воли человека (в рамках божественного предопределения). Таким образом, именно сочетание богатого философского наследия античного периода и антропоцентризма христианской религии позволило европейской культуре добиться доминирующего положения и создать мировую цивилизацию.
В настоящее время положение дел подверглось серьезным изменениям. В этническом составе населения европейских стран все больший процент занимают выходцы из других регионов планеты со своим религиозным укладом. Некоторые европейские ученые уже говорят о своих странах как о постхристианских.
Противостояние сциентизма (направления абсолютизирующего науку) и антисциентизма (противоположного направления) в современной философской науке с началом формирования в конце прошлого века постиндустриального, информационного общества в значительной степени обострилось. Абсолютизация сциентизмом науки как средства решения всех проблем привело к развитию бездуховности современной цивилизации. Наука полностью вышла из-под контроля морали, любое ее достижение используется во вред человеку: разработка новых вооружений (в том числе биологического оружия), генно-модифицированные продукты, реклама и многое другое. Абсолютизация сциентизма приводит к увеличению пропасти между бедными и богатыми, как в отдельно взятых государствах, так и между развитыми и развивающимися странами.
Вполне возможно, что именно благодаря снижению роли морали и абсолютизации значения науки цивилизация узнала такие «прелести» технического прогресса, как мировые войны. Развитие военных технологий в начале прошлого века породило иллюзию о том, что возможно добиться целей войны в короткие сроки без существенных потерь. Недооценка роли морали привела к долговременному позиционному противостоянию, унесшему миллионы жизней и радикально изменившему политическую карту Европы.
В свое время развитие философской науки, соединенное с христианской традицией, обеспечило европейской науке и культуре, в общем, доминирующие позиции в мире. Следует отметить, что это произошло не вопреки усилиям христианства как, утверждают некоторые, а во многом, благодаря ему. Гелиоцентрическую картину солнечной системы разработал священник Николай Коперник. С ним спорил, защищая геоцентрическую концепцию Мартин Лютер. Данный диспут следует рассматривать не как борьбу церкви и науки, а как спор новых и старых направлений в науке.
Разрешение противоречия между такими философскими направлениями как сциентизм и антисциентизм будет иметь большое значение для развития современной цивилизации. Конечно, нельзя повернуть назад историю развития философской науки, научно-технический прогресс также необратим. Но в отличие от животных, люди не только имеют способность к адаптации нивелируя негативные последствия научно-технического прогресса. Сущность человека заключается в деятельности, преобразовании условий окружающей среды под свои потребности, усилиях собственного духовного роста. Следует помнить о повышении социальной ответственности ученых. Собственно, они обязаны не только и не столько ускорять сам научно-технический прогресс. Их задачей должно быть направление этого процесса на благо общества и личности, то есть достижения науки в сфере духовности должны уравновешивать негативные последствия технологического прогресса.
Христианство, теология всегда были неразрывно соединены с наукой. Христианская церковь следила (быть может, не всегда удачно) за тем, чтобы развитие технологий не опережало развитие духовности человека. При этом необходимо отметить, что сегодня христианство не выступает с позиций антисциентизма, а такие христианские богословы как О. Шпюльбек, Д. Мореленд, Я. Бабур признают положительное значение науки для развития человеческого общества. Они считают, что сегодня без передовых технологий бедные страны могут не преодолеть нищеты и голода.
В настоящее время христианские богословы выступают за установление плотного взаимодействия христианства и современной науки, ратуя за развитие конструктивного диалога между христианской теологией и современной наукой.
Взаимодействие современного христианства с наукой может осуществляться двумя основными способами. Первое – это путь разграничения между ними сфер компетенции. Второй возможный способ – путь плотной интеграции теологии и философской науки.
В пользу выбора первого способа служит мнение таких богословов как Э. Фер, О. Шпюльберг, Н. Янг. Они думают, что причина конфликтов между религией и наукой заключается именно в переходе ими обоими границ своей компетенции, то есть, по их мнению, наука должна заниматься только природой, а религия только Богом и человеком сосредотачиваясь при этом на основной своей задаче – определении сущности и предназначении человека и отношения бога к нему. Но этот способ взаимодействия не отвечает на вопрос кому должен принадлежать приоритет в изучении взаимосвязей человека с окружающим миром, а также в рассмотрении взаимодействия бога и человека, бога и природы.
Вместе с тем необходимо отметить, что построение общей картины мира без участия бога и моральных заповедей христианства подвергает сомнению саму идею человеческой морали и этики. Гибель в конечном итоге цивилизации лишенной морали несомненна.
Второй способ сотрудничества богословия и философской науки заключается в совместном формировании ими общего мировоззрения. Начальной точкой соприкосновения богословия и философской науки является принцип дополнительности, разработанный физиком Н. Бором. Его применяют многие современные богословы в своих новых доктринах. Вместе с научным реализмом в современной методологии есть рациональный не-реализм, например, феноменализм, прагматизм, операционализм, инструментализм. Существует и нерациональный не-реализм. При рассмотрении двух данных подходов современная философская наука не считает своей главной функцией поиск истины, а значит, и не является собственно рациональной. Или если ее целью считается синтез чувственных знаний и предсказание феноменов, то это позволяет использовать эклектическую модель философской науки для ее взаимодействия с современной теологией. Собственно, это позволяет рассматривать спорные положения с реалистической и антиреалистической точек зрения.
Современная философская наука имеет коренные отличия от религии. Речь ни в коем случае не должна идти о подмене философии теологией. Но философия имеет наибольшее количество точек взаимодействия с современной религией и именно она может стать своеобразным посредником, для того чтобы найти выход из тупика бездуховности современного общества на основах взаимодействия с религией.
Опираясь на вышеприведенные факты целесообразно сделать вывод о возможности решения проблемы бездуховности современного общества и кризиса философской науки посредством развития взаимодействия современной философской науки и христианской религии.
Список литературы
- Васильев, Л. С. История религий [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Васильев. – М. : КДУ, – 791 с.
- Голубинцев, В. О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: учебник / В.О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 502 с.
- Девятова, С. В. Современное христианство и наука [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / С. В. Девятова – М.: Наука, 2014 – 287 с.
- Зеленков, М. Ю. Мировые религии: история и современность [Текст] : учеб. пособие / М. Ю. Зеленков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 364 с.
- Мудрость тысячелетий [Текст] : энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. – М. : ОЛМАПРЕСС; ОАО ПФ Красный пролетарий, 2006 – 848 с.
- Новая философская энциклопедия [Текст]: – Институт философии РАН – М.: Мысль, 2015 – 952 с.
- Фадеев А.В. Философия. Религия как явление общественной жизни [Текст]: учебное пособие / А. В. Фадеев.– Рязань: РВВДКУ, 2011. – 66 с.