УДК 172.1

Теологические аспекты развития философской науки

Фадеев Александр Вячеславович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и методологии науки Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению теологических проблем развития современной философской науки. Проблема бездуховности современ­ного общества рассматривается в качестве основной причины кризиса развития науки. Ликвидацию негатив­ных по­следствий научно-технического прогресса и выход из духовного кризиса современного общества рекомендовано производить на основе взаимодействия христиан­ской религии и философской науки.

Ключевые слова: цивилизация, глобальные проблемы, наука, мораль, философия, сциентизм, антисциентизм, религия, христианство.

Современная цивилизация в основном является продуктом развития ев­ропейской культуры. Ведущие позиции европейской культуре обеспечило наследование достижений философии античности: свободное развитие личности (в отличие от вос­тока, не рассматривающего личность человека как само­стоя­тельный объект изу­чения), свобода мысли человека, развитие философских знаний на естественнонаучных, а не теологических основах, этический реализм. Необходимо отметить влияние на развитие европейской культуры и современной цивилизации, и фундаментального принципа христианской рели­гии как свобода воли человека (в рамках божественного предопределения). Таким образом, именно сочетание богатого философского наследия античного периода и антропоцентризма христианской религии позволило европейской культуре добиться доминирующего положения и создать мировую цивилизацию.

В настоящее время положение дел подверглось серьезным изменениям. В этническом составе населения европейских стран все больший процент занимают выходцы из других регионов планеты со своим религиозным укладом. Некоторые европейские ученые уже говорят о своих странах как о постхристианских.

Противостояние сциентизма (направления абсолютизирующего науку) и антисциентизма (противоположного направления) в современной философской науке с началом формирования в конце прошлого века постиндустриального, информационного общества в значительной степени обострилось. Абсолютизация сциентизмом науки как средства решения всех проблем привело к развитию бездуховности современной цивилизации. Наука полностью вышла из-под контроля морали, любое ее достижение используется во вред человеку: разработка новых вооружений (в том числе биологического оружия), генно-модифицированные продукты, реклама и многое другое. Абсолютизация сциентизма приводит к увеличению пропасти между бедными и бога­тыми, как в от­дельно взятых государствах, так и между развитыми и разви­вающимися стра­нами.

Вполне возможно, что именно благодаря снижению роли морали и абсолютизации значения науки цивилизация узнала такие «прелести» технического прогресса, как мировые войны. Развитие военных технологий в начале прошлого века породило иллюзию о том, что возможно добиться целей войны в короткие сроки без существенных потерь. Недооценка роли морали привела к долговременному позиционному противостоянию, унесшему миллионы жизней и радикально изменившему политическую карту Европы.

В свое время развитие философской науки, соединенное с христианской традицией, обеспечило европейской науке и культуре, в общем, доминирующие позиции в мире. Следует отметить, что это произошло не вопреки усилиям христианства как, утверждают некоторые, а во многом, благодаря ему.  Гелиоцентрическую картину солнечной системы разработал священник Николай Коперник. С ним спорил, защищая геоцентрическую концепцию Мартин Лютер. Данный диспут следует рассматривать не как борьбу церкви и науки, а как спор новых и старых направлений в науке.

Разрешение противоречия между такими философскими направлениями как сциентизм и антисциентизм будет иметь большое значение для развития современной цивилизации. Конечно, нельзя повернуть назад историю развития философской науки, научно-технический прогресс также необратим. Но в отличие от животных, люди не только имеют способность к адаптации нивелируя негативные последствия научно-технического прогресса. Сущность человека заключается в деятельности, преобразовании условий окружающей среды под свои потребности, усилиях собственного духовного роста. Следует помнить о повышении социальной ответственности ученых. Собственно, они обязаны не только и не столько ус­корять сам научно-технический прогресс. Их задачей должно быть на­правление этого процесса на благо общества и личности, то есть достижения науки в сфере духовности должны урав­новешивать негативные последствия технологического прогресса.

Христианство, теология всегда были неразрывно соединены с наукой. Христианская церковь следила (быть может, не всегда удачно) за тем, чтобы развитие технологий не опережало развитие духовности человека. При этом необходимо отметить, что сегодня христианство не выступает с позиций антисциентизма, а такие хри­стианские богословы как О. Шпюльбек, Д. Мореленд, Я. Бабур признают поло­жительное значение науки для развития человеческого общества. Они счи­тают, что сегодня без передовых технологий бедные страны могут не преодолеть нищеты и голода.

В настоящее время христианские богословы выступают за установление плотного взаимодействия христианства и современной науки, ратуя за развитие конструктивного диалога между христианской теологией и современной наукой.

Взаимодействие современного христианства с наукой может осуществ­ляться двумя основными способами. Первое – это путь разграничения между ними сфер компетенции. Второй возможный способ – путь плотной интеграции теологии и философской науки.  

В пользу выбора первого способа служит мнение таких богословов как Э. Фер, О. Шпюльберг, Н. Янг. Они думают, что причина конфликтов между религией и наукой заключается именно в переходе ими обоими границ своей компетенции, то есть, по их мнению, наука должна заниматься только природой, а религия только Богом и человеком сосредотачиваясь при этом на основной своей задаче – определении сущности и предназначении человека и отношения бога к нему. Но этот способ взаимодействия не отвечает на вопрос кому должен принадлежать приоритет в изучении взаимосвязей человека с окружающим миром, а также в рассмотрении взаимодействия бога и человека, бога и природы.

Вместе с тем необходимо отметить, что построение общей картины мира без уча­стия бога и моральных заповедей христианства подвергает сомнению саму идею человеческой морали и этики. Гибель в конечном итоге цивилизации лишенной морали несомненна.

Второй способ сотрудничества богословия и философской науки заключается в совместном формировании ими общего мировоззрения. Начальной точкой соприкосновения богословия и философской науки является принцип дополнительности, разработанный физиком Н. Бором. Его применяют многие современные богословы в своих новых доктринах.  Вместе с научным реализмом в современной методологии есть рацио­нальный не-реализм, например, феноменализм, прагматизм, операционализм, инструмен­тализм. Существует и нерациональный не-реализм. При рассмотрении двух данных подходов современная философская наука не считает своей главной функцией поиск истины, а значит, и не является собственно рацио­нальной. Или если ее целью считается синтез чувственных знаний и предсказание феноменов, то это позволяет использовать эклектическую модель философской науки для ее взаимодействия с современной теологией. Собственно, это позволяет рассматривать спорные положения с реалистиче­ской и антиреалистической точек зрения.

Современная философская наука имеет коренные отличия от религии. Речь ни в коем случае не должна идти о подмене философии теологией. Но философия имеет наибольшее количество точек взаимодействия с современной религией и именно она может стать своеобразным посредником, для того чтобы найти выход из тупика бездуховности современного общества на основах взаи­модействия с религией.   

Опираясь на вышеприведенные факты целесообразно сделать вывод о возможности решения проблемы бездуховности современного общества и кризиса философской науки посредством развития взаимодействия современной философской науки и христианской религии.

Список литературы

  1. Васильев, Л. С. История религий [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Васильев. – М. : КДУ, – 791 с.
  2. Голубинцев, В. О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: учебник / В.О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 502 с.
  3. Девятова, С. В. Современное христианство и наука [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / С. В. Девятова – М.: Наука, 2014 – 287 с.
  4. Зеленков, М. Ю. Мировые религии: история и современность [Текст] : учеб. пособие /  М. Ю. Зеленков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 364 с.
  5. Мудрость тысячелетий [Текст] : энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. – М. : ОЛМАПРЕСС; ОАО ПФ Красный пролетарий, 2006 –  848 с.
  6. Новая философская энциклопедия [Текст]: – Институт философии РАН – М.: Мысль, 2015 – 952 с.
  7. Фадеев А.В. Философия. Религия как явление общественной жизни [Текст]: учебное пособие / А. В. Фадеев.– Рязань: РВВДКУ, 2011. – 66 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: