УДК 339

Организация и управление международными транспортными операциями в компаниях нефтегазового сектора на примере ПАО «ЛУКОЙЛ»

Ломацкая Анастасия Дмитриевна – студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Несмотря на развитие альтернативных источников энергии, современная экономика по-прежнему зависит от нефти и нефтепродуктов, что приводит к необходимости организации эффективных и безопасных международных перевозок сырья. В данной статье рассматривается как предприятия нефтегазового сектора экономики осуществляют международные перевозки нефти и нефтепродуктов на примере ПАО «ЛУКОЙЛ», и как современная политическая ситуация повлияла на их организацию.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, перевозка, виды транспорта транспортировка, поставка.

Нефтегазовый сектор играет важную роль в мировой экономике и в экономики России, в частности. Нефть и нефтепродукты играют важную роль в обеспечении энергией прочих отраслей экономики, несмотря на развитие альтернативных источников энергии.

Работы на объектах добычи и переработки нефти всегда тесно связаны с организацией её транспортировки, что обозначает важность эффективной логистики.

Есть несколько основных видов транспорта, с помощью которых перевозят нефть: автомобильный, железнодорожный, речной, морской, и трубопроводный. Также нефть возможно перевозить авиатранспортом, но данный метод используется очень редко из-за повышенной опасности и затратности. Самым распространённым, эффективным и безопасным является способ транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов, так как данный процесс практически полностью автоматизирован и позволяет транспортировать большие объёмы сырья за относительно короткий срок [1].

Оператором всех магистральных нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». Общая длина нефтепроводов, находящихся под управлением компании, превышает 70 тысяч км [2].

Нефть и нефтепродукты являются опасными и высокотоксичными веществами, поэтому существует множество правил безопасности, которые регламентирую погрузку, транспортировку, и разгрузку сырья. Процесс перевозки имеет множество особенностей в зависимости от типа нефтепродуктов, которые необходимо перевезти, и выбранного типа транспорта, ведь для каждого из них правила будут отличаться.

Несмотря на большое количество особенностей перевозки нефти и нефтепродуктов различными видами транспорта, можно выделить некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать перевозчикам независимо от выбранного типа транспорта.

Основным правилом является то, что нефтепродукты разных марок должны транспортироваться раздельно. Также к доставке допускается только качественно упакованное сырье, а перед его упаковкой тары (цистерны, баки, и т. д.) должны быть тщательно проверены на наличие повреждений и примесей.

Тип перевозки и транспорта нефти и нефтепродуктов выбирается в зависимости от следующих условий: поставленные требования заказчика, количество сырья, сроки поставки, дальность перевозки, расположение нефтепроводов и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), себестоимость перевозки, и прочие факторы.

Очень часто невозможно организовать прямую поставку до конечного потребителя. В таких случаях будет использоваться смешанные перевозки несколькими видами транспорта.

В большинстве случаев совмещают трубопроводный способ транспортировки с железнодорожным транспортом. Доля таких перевозок составляет более 80 процентов [3].

В качестве примера организации международных транспортных операций по перевозке нефти рассмотрим ПАО «ЛУКОЙЛ».

ЛУКОЙЛ является крупнейшей частной нефтяной компанией России и одной из крупнейших вертикально интегрированных нефтегазовых компаний мира, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% запасов углеводородов. Основным видом деятельности ЛУКОЙЛ является оптовая реализация продукции через нефтебазы и обеспечение потребителей качественными нефтепродуктами через сеть АЗС и комплексов [4].

ЛУКОЙЛ является вертикально интегрированной компанией, поэтому всю цепочку операций, начиная от добычи сырья и его переработки до поставки нефтепродуктов конечному потребителю, компания выполняет без сторонних подрядчиков, что является её основным конкурентным преимуществом. Но иногда для организации поставок компания пользуется услугами партнеров – АО Транснефть и ОАО РЖД.

В группу ЛУКОЙЛ входит четыре нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) на территории России. Они расположены в Перми, Нижнем Новгороде, Волгограде и Ухте. Также компания имеет два НПЗ на территории Европы – в Болгарии и Румынии. ЛУКОЙЛ также владеет долей НПЗ в Нидерландах в размере 45%. Суммарная мощность всех перечисленных заводов составляет 66,2 миллиона тонн [5]. Также компания владела НПЗ в Италии, но завод был продан в мае 2023 года в связи с санкциями против России и ограничениями поставок нефти в европейские страны.

В Группу ЛУКОЙЛ также входят две компании, тесно связанные с организацией перевозок нефти, как внутри страны, так и международных – ООО «ЛУКОЙЛ-Транс» и ЛИТАСКО (LITASCO).

Компания ЛУКОЙЛ-Транс является крупнейшим в Росси оператором внутренних и международных железнодорожных перевозок практически всех типов наливных грузов, которые производятся топливно-энергетическим комплексом. Компания в основном занимается организацией железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов, но также организует поставки и другими видами транспорта, например трубопроводным.

Предприятие перевозит нефтепродукты и прочее углеводородное сырье в страны СНГ, Китай, Румынию, Болгарию, Финляндию, Польшу. Только железнодорожными составами ЛУКОЙЛ-Транс ежегодно доставляет порядка 30 миллионов тонн грузов, 60% которых отправляется на экспорт [6].

Компания ЛИТАСКО (LITASCO – LUKOIL International Trading and Supply Company), является трейдинговым оператором Группы ЛУКОЙЛ. Компания организует все экспортные поставки нефти и нефтепродуктов и контролирует международные перевозки.

ЛИТАСКО была организована в 2000 году с целью перевода всех экспортных операций на единую компанию-оператора. Это позволило значительно оптимизировать экспортные потоки, упростить схемы экспортной транспортировки, а также обеспечить прозрачность всех процедур по экспорту нефти и нефтепродуктов.

Группа ЛИТАСКО включает в себя дочерние компании и филиалы в следующих странах: США. Нидерланды, Швеция, Германия, страны Ближнего Востока, Казахстан, Сингапур. Также в группу входят представительства компании в России и Китае [7].

По данным годового отчета ЛУКОЙЛа за 2021 год [8] объемы реализации и поставок нефти значительно выросли по сравнению с прошлыми периодами. Во много это связано с активным развитием трейдингового бизнеса. Объемы поставок и их изменения представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Объемы поставок и реализации нефти ЛУКОЙЛа.

Объемы поставок и реализации, млн т

2019

2020

2021

Изменение 2019/2020, %

Изменение 2020/2021, %

1

2

3

4

5

6

Реализация нефти, всего

89,6

87,4

95,8

(2,4%)

9,5%

В России

0,9

1,4

2,7

55,6%

91,9%

За рубежом

88,7

86,0

93,1

(3,1%)

8,1%

Поставки на собственные НПЗ в России

44,2

40,1

42,6

(9,3%)

6,3%

Поставки на собственные НПЗ в Европе

22,7

16,9

18,3

(25,6%)

8,5%

Экспорт из России

37,1

32,1

31,0

(13,5%)

(3,5%)

Источник: Годовой отчет ПАО ЛУКОЙЛ за 2021 год [8]

По данным, представленным в таблице, видно, что большая часть поставок и реализации нефти и нефтепродуктов ЛУКОЙЛа связана с зарубежными рынками. В 2020 наблюдается снижение всех показателей, за исключением объема реализации в России, который, наоборот, увеличился на 55,6%. Данная динамика связана с ограничениями поставок, вызванных пандемией коронавируса в 2020 году.

В 2021 первом году ЛУКОЙЛ смогу увеличить объемы всех поставок относительно результатов 2020 года. Однако, можно заметить, что уровень экспортных поставок снизился на 3,5% в 2021 году, при значительном увеличении поставок на собственные НПЗ ЛУКОЙЛа в Европе (прирост 8,5%) и реализации на зарубежных рынках (8,1%). Данная динамика свидетельствует о том, что компания успешно развивает собственные каналы поставок с помощью своих дочерних компаний, что показывает важность эффективной логистики для Группы ЛУКОЙЛ.

Приоритетом компании ЛУКОЙЛ являются экспортные поставки и реализация нефтепродуктов на зарубежных рынках, однако текущая геополитическая ситуация осложнила работу всех российских нефтяных компаний.

Современная политическая ситуация в мире начиная с февраля 2022 года очень нестабильна. Против Российской Федерации было введено множество экономических санкций, а многие международные компании ушли с российского рынка. Всё это привело к негативным последствиям для экономики России, а также затронуло нефтегазовый сектор.

Наиболее серьезным экономическим ударом для России является отказ от закупок российской нефти и газа. Пока западные страны не могут полностью отказаться от закупок, но некоторое сокращение закупок уже наблюдается. Основная причина отказа от покупки российского сырья является проблема с валютными расчетами. Нефтетрейдеры, судоходные компании, страховые компании и банки торгового финансирования отказываются иметь дело с российской нефтью, опасаясь вторичных санкций.

Введенные Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Евросоюзом санкции против России, серьезно осложнить деятельность ЛУКОЙЛа. Были введены ограничения на открытие, ведение и проведение операций с некоторыми корреспондентскими и расчетными счетами в иностранных финансовых организациях и в иностранной валюте, которую ЛУКОЙЛ использует в своей деятельности. Кроме того, введены новые ограничения по привлечению заемных средств и инвестиций в капитал крупных государственных и частных компаний [9].

Несмотря на все введенные ограничения, ЛУКОЙЛ продолжает свою международную деятельность. Основные ограничения коснулись поставок сырой нефти, в то время как бизнес ЛУКОЙЛа сконцентрирован на продаже переработанной нефти и нефтепродуктов, что позволило снизить потери компании. А также помимо собственной нефти компания закупает сырье у других добывающих предприятий для переработки и последующей продажи, а нефтепродукты по-прежнему возможно продавать на европейских рынках.

Ещё одним преимуществом ЛУКОЙЛа является наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов на территории Евросоюза. Так, например Болгария может пользоваться исключительным правом на импорт российской нефти, так как единственный НПЗ в стране принадлежит ЛУКОЙЛу, и следовательно, напрямую зависит от поставок российского сырья. Поставки морским транспортом и отгрузки в Болгарию на протяжении 2022 года только увеличились по сравнению с прошлыми периодами [10].

Дочерняя компания ЛУКОЙЛа – ЛИТАСКО, которая является оператором международной торговли и занимается организацией всех экспортных операций и поставок Группы ЛУКОЙЛ, также сыграла большую роль в реорганизации перевозок российской нефти. Так как компания была создана и зарегистрирована в Швейцарии, она не попадает под действия санкций Евросоюза, а также никаких санкций, направленных на ограничение деятельности ЛИТАСКО введено не было. Однако тот факт, что нефтетрейдер является дочерней компанией российского ЛУКОЙЛа может затруднить деятельность компании, так как европейские и американские покупатели опасаются возможных санкции за продолжение деловых связей с ЛИТАСКО, которая перевозит российскую нефть.

Поэтому для продолжения работы своих нефтеперерабатывающих заводов в Европе и поставок сырья на их территорию после введения нефтяного эмбарго на российскую нефть 5 декабря, ЛУКОЙЛ рассматривает возможность разделения трейдингового оператора ЛИТАСКО на две компании. Основное подразделение по-прежнему останется в Женеве, а второе - в Дубае [11]. Это позволит не только сохранить поставки на европейские НПЗ, но также расширить географию поставок в другие регионы. Однако на данный момент не известно, было ли проведено разделение компании.

Подводя итоги, можно сказать, что добыча и переработка нефти всегда тесно связаны с организацией эффективной логистики. Также все операции с нефтью и нефтепродуктами, и их перевозка, в частности, контролируются жесткими требованиями по безопасности и экологическими требованиями. В связи с этим организация перевозок и повышение их эффективности является актуальным для предприятий нефтегазового сектора. В качестве примера в данной статье была рассмотрена компания ЛУКОЙЛ, которая имеет вертикально интегрированную структуру, что является её главным конкурентным преимуществом. Также в группу ЛУКОЙЛ входит две компании - ЛУКОЙЛ-Транс и ЛИТАСКО (LITASCO), которые занимаются организацией перевозок нефти, как внутри страны, так и на международном уровне.

В 2022 году ЛУКОЙЛ, как и многие российские компании, столкнулся с проблемой ограничения поставок и транспортировки нефти, особенно морским транспортом, что привело к необходимости поиска новых каналов сбыта. Однако наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов на территории ЕС и отсутствие санкций против компании ЛИТАСКО, которая зарегистрирована в Швейцарии, позволили ЛУКОЙЛу значительно снизить свои потери и быстро реорганизовать экспортные маршруты. Благодаря этому прогнозы аналитиков на будущие финансовые результаты ЛУКОЙЛа достаточно оптимистичны, а также инвесторы ожидают высоких дивидендов.

Список литературы

  1. Самый популярный транспорт [Электронный ресурс] / ЦДУ ТЭК. – 19.01.2022 - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/963/ (дата обращения: 5.07.2023).
  2. Нефтепроводный транспорт в России [Электронный ресурс] / Транснефть, официальный сайт. – 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://discoverrussia.interfax.ru/wiki/23/ (дата обращения: 5.07.2023).
  3. Способы транспортировки нефти [Электронный ресурс] / Транснефть, официальный сайт. – 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://discoverrussia.interfax.ru/wiki/22/ (дата обращения: 5.07.2023).
  4. О компании [Электронный ресурс] / ЛУКОЙЛ, официальный сайт. – 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/Company/CorporateProfile (дата обращения: 5.07.2023).
  5. Нефтепереработка [Электронный ресурс] / ЛУКОЙЛ, официальный сайт. – 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://lukoil.ru/Business/Downstream/OilRefining (дата обращения: 5.07.2023).
  6. Общая информация [Электронный ресурс] / ЛУКОЙЛ-Транс, официальный сайт. – 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://trans.lukoil.ru/ru/About/GeneralInformation (дата обращения: 5.07.2023).
  7. Нефтетрейдинг [Электронный ресурс] / ЛУКОЙЛ, официальный сайт. – 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://lukoil.ru/Products/business/oiltrading (дата обращения: 5.07.2023).
  8. Годовой отчет ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2021 [Электронный ресурс] / ЛУКОЙЛ, официальный сайт. – 2021 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://lukoil.ru/FileSystem/9/547817.pdf (дата обращения: 5.07.2023).
  9. Примечание 1. Консолидированная Финансовая Отчетность по стандартам МСФО на 31.12.2021 [Электронный ресурс] / ЛУКОЙЛ, официальный сайт. – март 2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://lukoil.ru/FileSystem/9/577502.pdf (дата обращения: 5.07.2023) – с.12.
  10. Галактионов, И. Эмбарго и потолок цен. Что на самом деле запрещено делать с российской нефтью [Электронный ресурс] / БКС Экспресс. – 18.10.2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/embargo-i-potolok-tsen-chto-na-samom-dele-zapreshcheno-delat-s-rossiiskoi-neft-iu?ysclid=l9vu6a5sgf308586254 (дата обращения: 5.07.2023).
  11. Мнения аналитиков. О новостях от ЛУКОЙЛа [Электронный ресурс] / БКС Экспресс – 20.10.2022 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/mneniia-analitikov-o-novostiakh-ot-lukoila?ysclid=l9vxi3vsqo930677835 (дата обращения: 5.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: