УДК 656.09

Цифровизация в транспортной отрасли

Саушкин Никита Дмитриевич – студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: В современном мире стремительно растет тренд на цифровизацию экономики. В том числе данный процесс затрагивает и сферу логистики, так как обороты в производстве и торговле постоянно растут, соответственно требования к уровню сервиса в логистике тоже значительно увеличиваются. По мере развития электронной торговли компаниям приходится автоматизировать процессы, анализировать большие массивы данных и внедрять новые технологии. Уже сейчас трудно представить работу, связанную с транспортировкой груза без обмена документами в электронной форме или управление доставкой в режиме онлайн. В то же время проблемой остается низкий уровень оснащения российской логистики передовыми технологиями в данном направлении.

Ключевые слова: транспортная отрасль, логистика, цифровизация, информационные технологии, цифровой транспорт.

В настоящее время развивающимся сектором экономики является транспортная отрасль в РФ, и в целом всего мира. Предъявляются высокие требования со стороны клиентов транспортных компаний по вопросу надежности и функциональности предоставляемых услуг. Предъявление данных требований связано с тем, что в настоящее время происходит изменение информационных технологий путем изменения обычных привычных форм доступа к покупателю и каналов продвижения соответственно.

Транспортная сфера самая первая среди других сфер почувствовала внедрение цифровых технологий, поскольку созрела необходимость в автоматизации управления, а также транспортные компании подтолкнула создание надежности транспортной системы, что обусловлено было компьютеризацией процессов управления, а в дальнейшем и цифровизацию всей сферы.

Отрасль транспорта является своего рода направлением экономической деятельности, которое свойственно влиянию процессов цифровизации, которые связаны с переменами в сфере транспорта [9, с. 113].

Цифровизация транспортной сферы имеет особенность, отличающая от других сфер, а именно цифровизация происходит неравномерно. Так например, активное использование технологий свидетельствует о повышении экономической эффективности этой сферы

Процесс цифровизации сферы транспорта представлен четырьмя основными направлениями:

  1. цифровизация транспортной инфраструктуры и логистических цепочек;
  2. использование роботов в производственных процессах;
  3. внедрение масштабной цифровизации;
  4. внедрение систем автопилота [11, с. 48].

Уже сейчас в России существует множество государственных цифровых сервисов, связанных с отраслью транспорта и логистики, где постоянно поступают значительные объемы информации от различных компаний. Как пример, можно выделить следующие сервисы и системы СВП «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС», АИС «Меркурий», ЕГАИС, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и многие другие. Базы данных уже существующих систем несут огромный массив информации, которая поступает от перевозчиков, транспортно-логистических компаний, производственных и торговых предприятий. Накопленные данные несут сведенья не только о процессах транспортировки грузов внутри страны, но и об внешнеэкономической деятельности участников.

Широкий спектр использований технологий в отрасли транспорта требует ясной и четкой правовой регламентации.

При разработке экономической стратегии государства определен курс на формирование цифровой экономики. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р. была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]. В 2018 году Президент РФ выдвинул идеи по разработки плана цифровизации преимущество в сфере транспорта. По его мнению, необходимо затронуть все технологические возможности для роста эффективности отрасли, а также снизить затраты перевозчиков и владельцев грузов, с целью повышения удобства и комфорта пассажиров. В частности, он говорил об использовании конкурентоспособного программного обеспечения отечественного производства».

При Правительстве РФ созданы Минтранс, Министерство цифрового развития и Центр аналитики, которые в рамках государственной программы по развитию транспорта разработали проект «Цифровой транспорт и логистика». В проекте были выделены направления цифровой трансформации транспорта, суть которых состоит в оптимизации мультимодальных грузовых перевозок, создании платформенных решений, необходимых для того, чтобы выполнить перевозки бесшовно, оформить грузы быстро и на качественном уровне [8, с. 116].

Самыми крупнейшими поставщиками информационных технологий для транспортных компаний выступали: Урбантех, Азимут, Корус Консалтинг, BIA-Technologies, АО «ГЛОНАСС», выручка которых составила: Урбантех в размере 7 628 440 тыс. руб., Азимут в размере 3 877 567 тыс. руб., Корус Консалтинг в размере 3 365 249 тыс. руб. [12].

Внедрение решений и характерных процессов Индустрии 4.0 в транспортную отрасль активно проводится в развитых странах [4, с. 52].

Проблема модернизации транспортной отрасли в соответствии с требованиями цифровой экономики стратегически важны для России, что отражено в Программе цифровой экономики, которая была разработана в рамках реализации «Стратегии развития информационного общества 2017-2030» [1].

Но не все участники рынка, готовы активно внедрять современные технологии. По результатам исследования консалтинговой компании «Simon-Kucher» российский логистический рынок (более 50% респондентов) негативно воспринял тренд на скорейшее внедрение цифровых технологий. Многие компании, отрицательно относятся к технологическим инновациям, из-за возможности вторжения во внешние процессы фирмы, а также людей в свой бизнес. [5, с. 159]. Однако, в Российской Федерации грузовые перевозки являются востребованным видом логистических услуг и автоматизация транспортной логистики активно развивается, что способствует появлению широкого спектра ИТ-решений.

В настоящее время многие логистические компании применяют такие способы общения с клиентами как посредством телефонной связи, электронной почты, факса, то есть используются привычные способы, без помощи современных технологий [6, с. 475]. С целью улучшения качества и быстроты работы предприятия, лицо, принимающее решение должно использовать в своей деятельности информационные системы, которые должны работать качество (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Схема ротации данных в разрезе концепции «Индустрия 4.0» для ЛПР в транспортной отрасли.

Следует отметить о низком уровне цифровизации транспортной отрасли в России, что связано с тем, что в работе применяются устаревшие схемы движения материальных потоков: поставщик (импортер) - дилеры - розничная сеть/конечный покупатель. Важно найти новые пути к своим клиентам, а точнее через современные технологии. Так, посредством доставки 3PL-провайдер появляется возможность решать вопросы в частности о выборе канала распределения и о работе склада. Качественная координация работы возможна на этапе управления ЛПР в 4PL-провайдере, для того чтобы снизить общие издержки [10, с. 153].

Инструментом статистической оценки цифровых технологий, который с практической точки зрения представляется возможном применить благодаря наличию готовых статистических данных, - это сравнительный бенчмаркинг доли (удельного веса) организаций, использующих в своей деятельности различные цифровые технологии, в общем количестве действующих организаций.

На рисунке 2 приведем сравнительный бенчмаркинг использования базовых цифровых технологий.

2

Рисунок 2. Доля (удельный вес) организаций, использовавших отдельные виды цифровых технологий в %.

Можем выделить относительные достижения и слабые стороны в части распространения цифровых технологий по виду экономической деятельности «железнодорожный транспорт». Высокий уровень на железнодорожном транспорте характеризует применение: электронного документооборота (81,4 %); средств решения управленческих и экономических задач (67,4 %), средств обеспечения информационной безопасности (70,4 %).

На рисунке 3 приведем бенчмаркинг показателей проникновения в организации ключевых технологий цифровой трансформации: больших данных, распределенного реестра; новых производственных технологий, Интернета вещей и др.

3

Рисунок 3. Доля (удельный вес) организаций, использовавших отдельные виды ключевых прикладных технологий цифровой экономики в %.

Согласно данных рисунка 3 можно отметить, что относительно высокие позиции по распространению прикладных цифровых технологий заметны на железнодорожном транспорте и отмечаются по направлениям: управление автоматизированным производством (42,3%); применение систем сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных (6,4%). Наиболее слабые позиции у железнодорожных компаний по проникновению: технологий автоматической идентификации объектов (RFID) (8%); средств обеспечения облачных и распределенных вычислений, виртуализации и системы хранения (3,4%); систем управления проектами, НИОКР, проектированием и внедрением (3,2%).

В заключении следует отметить, что рынок цифровой логистики ежегодно имеет тенденцию увеличения. Так к 2030 году рынок возрастет на 17,5%, что обусловлено, прежде всего, цифровизацией транспорта, а именно: беспилотными летательными аппаратами и автомобилями, смарт-контрактами, технологиями биометрической аутентификациями и другими технологиями цифрового характера в сфере транспорта.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития Развитие информационного общества в Российской Федерации на 201-2030 гг.».
  2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
  3. Бахатов, Р. М. Цифровизация отрасли транспорта и логистики в России на современном этапе / Р. М. Бахатов // Russian Economic Bulletin. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 271-275.
  4. Дмитров И. Влияние цифровой экономики на развитие транспортная отрасль в России. Транспорт РФ. Журнал науки, практики, экономики, нет. 6 (73), 2017, с. 50-53.
  5. Дыбская В.В., Виноградов А.Б. (2018). Перспективные направления развития поставщиков ло-гистических услуг на российском рынке в условиях кризиса. Транспорт и связь, 19 (2), 151-163.
  6. Дубровская Ю.В., Ахметова М.И. Особенности формирования кластерной модели взаимодействия в отечественной экономике // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Пермь, 20 мая 2016 г. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - С. 472-479.
  7. Загидуллина К.Р. Цифровые технологии в транспортной логистик // PEDAGOGS international research journal. 2022. Том 6. № 1. С. 29 – 33.
  8. Лахметкина, Н. Ю. Развитие транспортных систем в цифровой повестке / Н. Ю. Лахметкина, И. В. Щелкунова, Д. А. Рогова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 4. - С. 114-120.
  9. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. – №.4 – С. 112-115.
  10. Суслопарова, О. В. Цифровизация транспортной отрасли в России / О. В. Суслопарова, Д. С. Модина // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. - 2019. - Т. 1. - С. 148-158.
  11. Тугашев A.A. Экономика и логистика в условиях цифровизации транспортной отрасли // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: Форсайт, прогнозы и стратеги. - 2018. - №2. - С. 44-53.
  12. Цифровизация транспортной отрасли 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cnews.ru/reviews/tsifrovizatsiya_transporta_2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: