УДК 658

Современные подходы к развитию производственной системы предприятия на основе принципа встроенного качества

Почерова Анастасия Васильевна – студент Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к развитию производственной системы предприятия на основе принципа встроенного качества. Современные принципы управления производственными системами опираются на понимание целей организации, определение ключевых процессов, а также на анализ существующих рисков, препятствующих достижению успеха. Одной из важнейших идей в этом контексте является принцип встроенного качества.

Ключевые слова: качество, экономика, производственные системы, бережливое производство, встроенное качество.

Производственная система описывает весь набор бизнес-процессов в организации, где все затраченные ресурсы обеспечивают результаты, требуемые клиентом.

Производственная система функционирует с целью удовлетворения рыночной потребности, посредством изготовления продукции, необходимой потребителю. Формирование производственной системы складывается благодаря тенденции возникновения устойчивого спроса на продукцию, которая способна в наибольшей степени удовлетворить потребности целевой аудитории покупателей. Сущность производственной системы раскрывается как совокупность методов, процедур и планов, которые включают в себя функции, основанные для дальнейшей переработки необходимых данных и сырья на входе в готовые товары и услуги на выходе. Таким образом, качество выпускаемой продукции, минимизация издержек производства и уровень конкурентоспособности предприятия зависит от формирования эффективной производственной системы [5, С. 183].

На практике часто встречается развитие таких систем по какому-либо одному из методов, которые содержат в себе действия по встроенному качеству. Но наиболее эффективным будет комплексный подход к развитию производственной системы, учитывающий принцип встроенного качества, основой которого является система менеджмента качества.

Принципы всеобщего управления качеством (TQM) связаны с внедренным качеством тем, что методы и инструменты их реализации основаны на принципах концепции обучающейся организации. Примеры включают обучение между несколькими организациями (путем сравнения и интеграции), культуру обучения внутри компании (готовность учиться и постоянно совершенствоваться), программы саморазвития для каждого (коучинг, наставничество, обучение и тренинги), внутренний обмен и сотрудничество. Обучающая организация существенно отличается от традиционной тем, что традиционная организация основывается, прежде всего, на власти, а обучающаяся - на лидерстве. А лидерство является принципом системы TQM, которая также работает на улучшение как неотъемлемая часть ежедневной деятельности организации по встроенному качеству [6, С. 49].

Японский подход к управлению производственных систем в рамках встроенного качества состоит в применении методов и инструментов, о которых было сказано ранее, а также в следовании принципам системы «Lean». Один из подходов к реализации принципа встроенного качества, который тоже имеет японские корни, базируется на методологии «20 ключей к совершенствованию бизнеса», разработанной И. Кобаяси. Данный подход концентрируется на практическом опыте крупнейших международных организаций, в том числе и японских.

Опыт зарубежных и отечественных исследователей в области управления предприятием указывает на то, что система управления эффективно функционирует в том случае, если она интегрирует цели всех подразделений и конкретных исполнителей в единую корпоративную цель. Методология «20 ключей» дает возможность решить поставленную задачу постепенно, продвигаясь в направлении совершенствования деятельности предприятия от первого ключа к двадцатому. Данная методология подразумевает деятельность по встроенному качеству, поскольку, очевидно, что некоторые из «ключей» описывают общую направленность принципа встроенного качества:

Ключ № 1 Упорядочение.

Ключ № 5 Технология быстрой переналадки оборудования.

Ключ № 6 Усовершенствование производственных операций.

Ключ № 7 Производство без постоянного присмотра.

Ключ № 9 Техническое обслуживание оборудования и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение методологии «20 ключей к совершенствованию бизнеса» будет хорошей основой для реализации принципа встроенного качества. Но подход к встроенному качеству в системе «Lean» наиболее проработан, о чем свидетельствуют разработанные национальные стандарты по бережливому производству.

Систематизация японского опыта организации и развития производственного процесса на предприятиях дает возможность классифицировать следующие управленческие методики, которые применяются в Японии для разработки эффективных производственных систем (таблица 1).

Таблица 1. Современные методы развития производственной системы на основе японского опыта [4, с. 22].

Компоненты

Современные методы организации

Управление закупками

Just-In-Time (это работа на заказ для следующей операции)

Операции рабочих

5S (система организации рабочих мест из 5 правил наведения порядка)

Визуальный контроль (применение средств визуализации)

Обслуживание оборудования

TPM (система всеобщего производительного обслуживания оборудования)

SMED (система быстрой переналадки оборудования)

Управление материальными потоками

VSM (анализ потоков по созданию добавленной стоимости)

Управление качеством

Кайдзен (система подачи предложений, направленная на улучшения деятельности компании)

Poka-Yoke (защита от очевидно неверных действий человека)

Jidoka (автоматизация производства)

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что современные подходы к разработке производственных систем очень разнообразны, охватывают все компоненты производственной системы и практикуют принципы встроенного качества.

Представленные выше методики используются для модернизации производственных систем во всем мире. К достоинствам данной методики можно отнести не только способность к повышению производительности и качества, но и возможность ее применения в условиях жестких бюджетных ограничений. Помимо всего прочего, использование данных управленческих методик не предполагает привлечение больших капитальных затрат даже в тех областях производственного процесса, которые традиционно были капиталоемкими.

В настоящее время потенциал управленческих инноваций находится на высоком уровне у многих ведущих европейских и американских предприятий, так как основан на японском опыте. Количество предприятий, которые поставили перед собой цель усовершенствования производственных систем на основе японского опыта, в последние годы значительно увеличилось.

1

Рисунок 1. Представление концепции встроенного качества в ПАО «КАМАЗ».

Поэтому за время существования концепции «Lean» сложилось большое количество примеров её применения, начиная с крупных корпораций и заканчивая мелкими предприятиями. Но наиболее интересным и полезным представляется опыт известной российской компании ПАО «КАМАЗ». С 2013 года на предприятии активно следуют принципу бережливого производства встроенное качество, который реализован в виде «Петель качества (ПК)» (рисунок 1.3) с целью перехода от контроля качества.

В рамках нулевой Петли качества реализуется система, которая ставит перед собой следующую цель – выполнение всех необходимых подготовительных работ и осуществление непредвзятого контроля качества.

Петли качества с первой по четвертую - это непосредственно производственная зона, поэтому рассмотрим их подробнее.

Петля качества 1- это средство обеспечения уверенности в том, что качество произведено с первого раза, инструмент реализации - самоконтроль рабочего за счет стандартизированной работы.

Петля качества 2 - это инструмент контроля качества, произведенного с первого раза, и подтверждения того, что ни один дефект не покинул производственный участок, инструмент реализации - ворота качества.

Петля качества 3 - это аудит качества, который проводится на производственной линии независимыми аудиторами, уполномоченными в вопросах качества, реализуется в результате аудита продукта на линии.

Петля качества 4 - это выборочный аудит качества готовых продуктов. практика реализации принципа встроенного качества в ПАО «КАМАЗ» показала, что организация самоконтроля рабочих – самая сложная задача при внедрении петель качества, поскольку необходимо установить параметры контроля, которые во время производственного процесса рабочие должны проводить самостоятельно, без помощи контролеров отдела технического контроля (ОТК). С одной стороны, параметры контроля должны основываться на легкой проверке, без применения сложного измерительного инструмента, а с другой – обеспечивать качество выпускаемой продукции. В результате было решено создать карту периодического контроля, где за рабочим закреплен контроль технологического процесса и проверки по 12 ключевым параметрам.

Таким образом, изучив современные походы к развитию производственной системы предприятия, можно заключить, что за время развития «Lean» их сложилось большое количество, все они имеют отличия в части методологической базы и характера их применения. Однако цель остаётся единой - это снижение доли дефектной продукции и, соответственно, затрат, связанных с браком, за счет повышения компетенций персонала и переноса места обнаружения дефекта как можно ближе к началу его возникновения при помощи широкой методологической базы.

Успешный опыт внедрения и применения бережливой практики с акцентом на встроенном качестве в ПАО «КАМАЗ» будет полезен при реализации данного принципа в производственной системе предприятий [4, С. 72].

Для успешной реализации принципа встроенного качества необходимо уделить приоритетное значение следующим принципам системы «Lean» для того, чтобы добиться максимального эффекта от встраивания качества в производственную систему:

  1. Организация потока создания ценности для потребителя;
  2. Сокращение потерь.

Работа в соответствии с вышеперечисленными принципами возможна при использовании таких инструментов и методов, как самоконтроль, стандартизация, VSM, а также концепции SixSigma. И только подход с точки зрения единства внутренних и внешних поставщиков и потребителей в рамках бережливого производства со следованием его принципам, обеспечит качественно новый уровень удовлетворения потребностей внутренних процессов, как своего непосредственного клиента.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать что методы и инструменты бережливого производства помогут при реализации принципа встроенного качества при совершенствовании производственной системы предприятий. Ведущим принципом можно назвать принцип «встроенное качество», поскольку он сфокусирован непосредственно на качественной составляющей процесса производства. Принцип необходим для перемещения места обнаружения дефекта как можно ближе к месту его возникновения, в то время как остальные принципы системы «Lean» создают все необходимые для этого условия. Это наиболее важный принцип, который позволяет закладывать качество в продукт начиная от умений работников, которые руководствуются правилами встроенного качества и применяют инструменты и методы, реализующие данный принцип, что ведет к бездефектному производству. Использование инструментов встроенного качества позволяет увеличивать выпуск качественной продукции за счет того, что работу выполняют высококвалифицированные специалисты.

Список литературы

  1. Бережливое производство. Теоретическая часть : учебное пособие / составители Т. В. Галанина, М. И. Баумгартэн. – Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2022. – 136 с.
  2. Мирный В. И. Бережливое производство : учебное пособие / В. И. Мирный, О. А. Голубева, В. П. Димитров. – Ростов-на-Дону : Донской ГТУ, 2021.
  3. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства / С. Синго. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2020. - 296 c.
  4. Тугускина Г. Н. Управление лин-технологиями: бережливое производство: учебное пособие / Г. Н. Тугускина. – Пенза : ПГУ, 2020.
  5. Управление качеством в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно-технической конференции (21 – 22 мая 2020 г., Севастополь) : сборник научных трудов / под редакцией М.Н. Белой. – Севастополь : СевГУ, 2020. – 1075 с. 
  6. Яхонтова И. М. Информационные системы управления бизнесом: учебное пособие / И. М. Яхонтова, К. А. Ковалева. – Краснодар : КубГАУ, 2019. – 120 с. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: