УДК 33

Влияние санкций на автомобильный рынок России

Кононов Егор Андреевич – аспирант кафедры финансового учета и контроля МИРЭА – Российского технологического университета 

Пирогов Данила Александрович – студент кафедры финансового учета и контроля МИРЭА – Российского технологического университета 

Аннотация: В статье дана оценка влияния санкций на автомобильный рынок России после начала специальной военной операции в Украине. Для этого рассмотрены изменения, произошедшие в составе брендов – участников автомобильного рынка России с уточнением, постоянными они являются или временными, по мнению руководителей указанных в статье корпораций. Также проведен анализ натуральных и стоимостных показателей автомобильного рынка России по итогам первого полугодия 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, дана оценка их изменению в октябре – ноябре 2022 г.

Ключевые слова: санкции, автомобильный рынок, розничная торговля, продажи, иностранные бренды, емкость рынка.

Введение

Старт специальной военной операции Россией в конце февраля 2022 г. вызвал ответную реакцию со стороны США, Евросоюза и некоторых других стран в виде очередных пакетов санкций в отношении российской экономики. Санкции включали помимо экспортного контроля со стороны их инициаторов очередные блоки мероприятий, направленных на ухудшение состояния финансовой системы России, ослабление регулирующей роли Центрального банка страны, ограничение экспорта российских минеральных ресурсов (в первую очередь нефти, газа и угля), а также ряд других мер. Помимо объявленных санкций, ряд иностранных компаний самостоятельно приняли добровольное решение о самостоятельном уходе с российского рынка, на что оказало влияние как общественное мнение, так и результат сопоставления собственного расчета рисков и возможных выгод при продолжении деятельности в РФ. Эти «самосанкции» оказали не менее значительное влияние как на экономику России, в целом, так и на отечественный автомобильный рынок, в частности. Поскольку длительность воздействия указанных причин на автомобильный рынок России однозначно не установлена, то на данном этапе интерес представляет исследование произошедших изменений на данном этапе.

Влияние санкций на состав участников автомобильного рынка России

Мировые производители автомобилей отреагировали на СВО достаточно быстро, поскольку многие из них озвучили свое решение об уходе (или временном ограничении) с российского рынка в конце февраля – марте 2022 г. Систематизаций указанных решений о наиболее значимых игроках мировой автомобильного промышленности произведена в таблице 1.

Таблица 1. Автопроизводители, ограничившие свою деятельность на территории России в 2022 г.

США

Евросоюз

Другие страны

Ограничили / прекратили производственную деятельность в России

Шевроле

Феррари

Jaguar Land Rover (Индия)

Концерн Stellantis (Калуга)

Кадиллак

Ламборгини

Honda (Япония)

Renault (Москва)

Джип

Ауди – ряд моделей

Suzuki (Япония)

Завод Volvo Trucks (Калуга)

Тесла

BMW – ряд моделей

Rolls-Royce (Великобритания)

BMW (Калининград)

Харли-Дэвидсон

Мерседес-Бенд – ряд моделей

Холдинг Inchcape (Великобритания)

Завод «Соллерс Форд» (Елабуга)

Ниссан

Порше – ряд моделей

 

Компания Volkswagen Group Rus (Калуга и Нижний Новгород»

Инфинити

Daimler

 

Toyota (Санкт-Петербург)

General Motors

Scania

 

Mitsubishi (завод «ПСМА Рус» в Калуге)

 

Magyar Suzuki

 

 

Источник: [1; 2].

Американские бренды ушли с российского рынка в связи с подготовкой Бюро промышленности и безопасности (BIS) США перечня мер экспортного контроля и списка товаров, преимущественно являющихся предметами роскоши, которые запрещено экспортировать на территорию России и Беларуси. Данный НПА был подписан 24 февраля 2022 г., впоследствии в него вносились правки и дополнения [3].

15 марта 2022 г. Совет Евросоюза принял Решение (CFSP) 2022/430, вносящее поправки в Решение 2014/512/CFSP и вводя дополнительные торговые ограничения в отношении железа и стали, а также предметов роскоши. Так, в соответствии с решением Евросоюза в Россию запрещена поставка автомобилей, стоимость которых превышает 50 000 евро [4]. При этом уточняется, что данные автомобили запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России.

Аналогичные меры были предприняты и Японией, которая с 5 апреля 2022 г. ввела запрет на поставки в Россию автомобилей, стоимость которых превышает 6 млн. йен.

Принятые решения не могли не сказаться на результатах деятельности мировых автопроизводителей и продавцов. Так, например, Toyota Motor Corporation приняла решение прекратить производство автомобилей на заводе Toyota в Санкт-Петербурге в России, и финансовый эффект в размере 96 986 миллионов иен был отражен в консолидированных финансовых результатах за первое полугодие 2023 финансового года в качестве затрат и расходов [5].

С другой стороны, руководство Jaguar Land Rover отметило в годовом отчете, что с коммерческой точки зрения конфликт не оказал существенного влияния на объемы продаж в последнем квартале 2021/22 финансового года, поскольку исторически на долю России и Украины приходилось менее 2,5 % мировых продаж корпорации. Хотя продажи новых автомобилей в России были приостановлены с конца февраля, высокий спрос со стороны клиентов на других рынках компенсировал этот объем в следующем году. Однако в отчетности корпорации отражены исключительные платежи в размере 43 млн фунтов стерлингов, которые связаны с обязательствами клиентов, возникшими в результате санкций, введенных против России многими странами, препятствующих поставке автомобилей и некоторых запчастей на рынок [6].

Необходимо отметить, что на уход американских и европейских участников с российского автомобильного рынка среагировали китайские компании, которые активизировали свою деятельность (например, бренды Changan, Chery, Geely, Great Wall и Guangtong).

Влияние санкций на динамику и структуру автомобильного рынка России и прогноз его дальнейшего развития

Автомобильный рынок России среагировал на сложившуюся в конце февраля 2022 г. ситуацию и последовавший за этим уход части его игроков достаточно быстро, о чем свидетельствует его динамика по итогам первого квартала 2022 г., представленная на рисунке 1.

 image001

Рисунок 1. Объем продаж и темп изменения крупнейших автомобильных рынков в первом квартале 2022 г. Источник: [7].

Рисунок 1 демонстрирует падение объемов продаж на всех крупных рынках, кроме Китая. Однако основными причинами падения объема продаж были обусловлены проблемами, связанными с нехваткой ряда комплектующих, а также с продолжающимися блокировками из-за коронавируса, которые повлияли на глобальные цепочки поставок. Что касается России, то такое значительное падение автомобильного рынка было обусловлено введением санкций, а также самосанкциями со стороны ряда компаний.

Еще более глубоким падение российского автомобильного рынка стало по итогам первого полугодия 2022 г., поскольку если по итогам аналогичного периода 2021 г. емкость отечественного рынка составила 1530 млрд. руб., то в отчетном периоде ее величина сократилась до 775,8 млрд. руб., или на 49,3 %. Сокращение продаж в стоимостной оценке по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлено на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Ёмкость авторынка России в первом полугодии 2022 г. Источник: [8].

Наибольшее падение из представленных брендов продемонстрировал Volkswagen (для сравнения: по итогам 2021 г. в сравнении с 2020 г. прирост составил 1,3 %). Второе место среди антилидеров рассматриваемого рейтинга занял бренд Mercedes, емкость рынка которого сократилась на 58,2 % (для сравнения: по итогам 2021 г. в сравнении с 2020 г. прирост составил 26,1 %). Замыкают тройку два бренда: BMW и LADA, падение емкости которых составило по 52,4 % (для сравнения: по итогам 2021 г. в сравнении с 2020 г. прирост указанных брендов составил соответственно 30,4 % и 18,8 %).

Динамика отечественного авторынка в натуральном выражении по итогам первого полугодия 2022 г. представлена на рисунке 3.

 image003  image004

Массовый сегмент

Премиальный сегмент

Рисунок 3. Динамика объемов продаж в натуральном выражении на российском авторынке в первом полугодии 2022 г. Источник: [8].

Реализация новых машин массовых марок за 6 месяцев составила 321,1 тыс. единиц – на 55% меньше, чем в январе – июне 2021-го. Таким образом, на долю массового сегмента пришлось 91,2% от общего объема рынка легковых автомобилей [8]. Массовый сегмент демонстрирует значительный разрыв в падении объемов продаж: от 11 % у бренда Great Wall до 69 % у бренда Volkswagen.

Что касается премиального сегмента, то общее количество продаж новых автомобилей в первом полугодии 2022 г. составило 30,8 тыс., что меньше аналогичного периода 2021 г. на 61 %. В отличие от массового сегмента, разброс процентов сокращения продаж между брендами здесь не такой существенный: от 31 % у бренда Infiniti до 77 % у бренда Lexus. Поскольку количество проданных за первое полугодие машин премиум класса занимало всего 8,8 % от общего объема продаж, то их сокращение было более значительным, что обусловлено акцентом США и Евросоюза на товарах такого уровня в разработанных блоках санкций.

Необходимо отметить, что в обоих сегментах присутствовали бренды, которые значительно расширили свое присутствие на российском автомобильном рынке. В массовом сегменте это был китайский бренд Exeed, продажи которого за первые шесть месяцев 2022 г. составили 3794 ед., что на 251 % больше аналогичного периода 2021 г. В премиальном сегменте такую нишу занял бренд Genesis, который пополнил российский рынок на 1450 ед., или на 87 % по сравнению с январем – июнем 2021 г.

Негативная динамика продолжилась и в третьем квартале, поскольку по итогам 9 месяцев динамика была следующей:

  • массовый сегмент – сокращение на 57,9 % с объемом продаж, составившим 438924 ед.;
  • премиальный сегмент – объем продаж составил 35779 ед., что на 70,4 % меньше аналогичного периода 2021 г.

И если прирост китайского бренда Exeed в массовом сегменте еще больше ускорился, составив + 377,4 %, то корейский бренд Genesis увеличил объем продаж всего на 1,5 % по сравнению с тремя кварталами 2021 г. Однако необходимо отметить, что благодаря введению параллельного импорта на российский рынок вернулся бренд Tesla, продажи которого по итогам января – сентября составили 734 ед., что на 123,1 % больше аналогичного периода 2021 г.

Произошедшие изменения в динамике объемов продаж не могли не оказать влияние на структурные характеристики автомобильного рынка России, что подтверждают рисунки 4 и 5.

image005

Рисунок 4. Структура масс-сегмента автомобильного рынка России в разрезе брендов в первом полугодии 2021 г. Источник: [8].

Рисунок 4 свидетельствует о том, что наиболее популярными брендами среди россиян в первом полугодии 2021 г. были LADA, Kia и Hyunday, доля которых составила соответственно 26,71 %, 14,46 % и 12,15 %.

Структура автомобильного рынка в первом полугодии 2022 г. представлена на рисунке 5.

image006

Рисунок 5. Структура масс-сегмента автомобильного рынка России в разрезе брендов в первом полугодии 2022 г. Источник: [8].

Перераспределение структуры автомобильного рынка в массовом сегменте привело к уменьшению доли лидеров первого полугодия 2021 г., итогом чего стало увеличение доли прочих брендов (в состав которых включены китайские и корейские бренды) с 11,08 % до 13,16 %.

Аналогичные тенденции наблюдались и в премиум сегменте, что подтверждает рисунок 6.

image007

Рисунок 6. Структура премиум-сегмента автомобильного рынка России в разрезе брендов в первом полугодии 2022 г. Источник: [8].

Как и в случае с масс-сегментом, большинство лидеров премиум сегмента в первом полугодии 2022 г. не только снизили свои продажи в натуральном выражении, но и потеряли долю рынка в связи с выходом на отечественный рынок китайских и корейских брендов.

Прогнозы дальнейшего развития автомобильного рынка России интересуют многих отечественных аналитиков. Так, например, сотрудники Национального агентства промышленной информации [9] разработало три сценария развития автомобильного рынка на 2023 год:

  • базовый, согласно которому отечественный рынок будет преимущественно представлен российскими и китайскими брендами, которые будут дополняться поставками по параллельному импорту;
  • пессимистический, согласно которому преимущественно страны поставщики останутся теми же, однако это будет происходить на фоне ужесточающихся санкций, что приведет к меньшим объемам продаж в сравнении с базовым сценарием;
  • оптимистичный прогноз, при котором помимо отечественных и китайских брендов на российском автомобильном рынке будут активно присутствовать южнокорейские компании, что поспособствует более активному его развитию.

Заключение

В результате осложнения геополитической ситуации в феврале 2022 г. США, Евросоюз и ряд других стран разработали очередные пакеты санкций против России, которые ударили в том числе и по отечественному автомобильному рынку. Преимущественно это произошло в связи с ужесточением экспортного контроля со стороны стран – инициаторов санкций, который ограничивает поставку в Россию ряда автотоваров, в том числе премиум класса, а также по причине «самосанкций», а именно самостоятельно принятого решения зарубежными компаниями об уходе с отечественного рынка. Это привело к сокращению объемов продаж в различных сегментах. Так, например, массовый сегмент сократился по итогам первого полугодия 2022 г. на 55 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а премиальный сегмент – на 61 %. Данная тенденция продолжилась и в третьем квартале 2022 г., который продемонстрировал еще большее падение автомобильного рынка. Для полного восстановления отечественному рынку необходимо продолжить дальнейшую переориентацию в сторону других регионов, а также укреплять позиции российских брендов.

Список литературы

  1. «Фольксваген», БМВ, «Джили»: кто из автопроизводителей приостановил поставки в Россию: Собираем всех в одном списке // Электронный ресурс. Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/news/2022-auto-ban/?ysclid=lc07b9u214233800192. Дата доступа: 04.12.2022.
  2. Санкции и их влияние на автомобильную отрасль России. Хроника событий с 24 февраля // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.autostat.ru/articles/51062/?ysclid=lc07aw4rt6408605706. Дата доступа: 05.12.2022.
  3. Docket No. 220311-0071 «Imposition of Sanctions on ‘Luxury Goods’ Destined for Russia and Belarus and for Russian and Belarusian Oligarchs and Malign Actors Under the Export Administration Regulations (EAR)» // Available at: https://www.best-selling-cars.com/international/2021-full-year-international-worldwide-car-sales/ (accessed 20 December 2022).
  4. Council Regulation (EU) 2022/428 of 15 March 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. Official Journal of the European Union. Volume 65 // Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2022:087I:FULL&from=EN (accessed 20 December 2022).
  5. FY2023 Second Quarter Consolidated Financial Results of Toyota Motor Corporation // Available at: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2023_2q_summary_en.pdf (accessed 24 December 2022).
  6. Jaguar Land Rover Automotive PLC: Annual Report 2021 / 2022 // Available at: https://www.jaguarlandrover.com/annual-report-2022 (accessed 24 December 2022).
  7. 2022 (Q1) International: Worldwide Car Sales // Available at: https://www.best-selling-cars.com/international/2022-q1-international-worldwide-car-sales/ (accessed 10 December 2022).
  8. https://www.autostat.ru/ – Официальный сайт аналитического агентства Автостат
  9. Прогноз продаж новых легковых автомобилей на 2023 год // Электронный ресурс. Режим доступа: https://napinfo.ru/press-releases/prognoz-prodazh-novyh-legkovyh-avtomobilej-na-2023-god/. Дата доступа: 22.12.2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: