УДК 338.2

Национальные интересы устойчивого развития

Кузовой Илья Андреевич – аспирант Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация: В статье обращается внимание на то, что сложность развития современной цивилизации заключается в том, что на данном этапе происходит революционная перестройка мировоззрения в сфере природопользования. На протяжении XIX-XX вв. произошла еще более масштабная научно-техническая революция, что кардинально изменила образ жизни и мировоззрение людей. Это повлекло рост материального благополучия, улучшение бытовых условий и увеличение продолжительности жизнь. Именно в это время получили широкое распространение проекты о покорении природы, проникновении в глубины океана, в том числе и на национальном уровне.

Ключевые слова: устойчивое развитие, национальная безопасность, научно-техническая революция, национальные приоритеты, национальные интересы.

На международном уровне термин «устойчивое развитие» стал известен фактически только в 1987 г., благодаря действиям Комиссии по окружающей среде и развитию, которая и ввела его в широкое употребление. В 1989 г. в своем Докладе Комиссия подчеркнула, что устойчивым следует считать такое развитие, которое в полной мере способно удовлетворить потребности настоящего времени, не порождая и не создавая угрозы для будущих поколений. Суть устойчивого развития раскрывалась через два взаимосвязанных понятия – через потребности и ограничения[1].

В 90-х гг. XX века Всемирный банк по проблемам окружающей среды в своих докладах не единожды подчеркивал, что устойчивое развитие предполагает удовлетворение стремлений и потребностей населения, включая и приоритетные потребности самых бедных граждан мира[2]. При этом подразумевалось использование окружающей среды и ее ресурсов, но не бесконтрольное и неорганизованное, а взвешенное и рациональное, благодаря которому удастся сохранить способность природы к удовлетворению потребностей будущих поколений.

Динамический характер устойчивого развития позволил сформулировать на международном и национальном уровнях ряд его ключевых принципов:

  1. Элементарные потребности всех людей должны быть удовлетворены в достаточной степени. Всегда должна существовать возможность реализации надежд на более лучшие условия существования, благополучную жизнь. Нищета, ставшая обычным явлением в мире, вследствие экологических и техногенных катастроф, препятствует устойчивому развитию.
  2. Экологические возможности планеты должны пребывать в согласованном взаимодействии с людьми, обладающими большими материальными и денежными ресурсами, а также потребляющими энергетические ресурсы сверх меры.
  3. Производительный потенциал планеты в глобальном масштабе постоянно меняется, в связи с этим темпы роста населения должны контролироваться и соответствовать возможностям Земли.
  4. Использование природных ресурсов ограничено технологическим уровнем развития, научным прогрессом, общественной организацией. Биосфера способна естественным путем справляться только с разумными последствиями человеческой жизнедеятельности.
  5. Развитие может приобрести долгосрочный и устойчивый характер только благодаря усилиям самого человечества. При удовлетворении потребностей в настоящем каждый человек должен оценивать возможные последствия для будущего.

Учитывая перечисленные принципы, можно утверждать, что устойчивое развитие в своем концептуальном смысле не статично и предполагает постоянное движение, изменение и совершенствование. При этом в глобальном плане обеспечение устойчивого развития должно реализовываться на национальном уровне. 

В Декларации тысячелетия (ЦРТ) нашли отражение цели устойчивого развития (также по тексту – ЦУР). Накопленный опыт реализации обозначенных целей свидетельствует о том, что современное международное общество уже мобилизовало свои силы для решения проблем глобального масштаба и настроено на достижение целей устойчивого развития. Для борьбы с нищетой и лечения многих болезней правительства развитых и развивающихся стран мира объединились. В данном направлении были созданы новые средства многоплановой борьбы, изысканы необходимые ресурсы, собраны важные данные и выработаны современные подходы.

В частности, в Докладе ООН, посвященном ЦТР, датированном 2015 г., было установлено, что с 1990 г. буквально за два прошедших десятилетия масштабы крайней нищеты сократились в два раза – на 700 млн человек. У 2,3 млрд человек появился доступ к улучшенным источникам питьевой воды. С 2000 г. по 2010 г. значительно сократилась численность лиц, болеющих малярией и туберкулезом (спасено 3,3 млн и 22 млн человек соответственно). Начиная с 1995 г., удалось спасти более 6,6 млн человек, поскольку появился масштабный доступ к терапии АРТ для ВИЧ-инфицированных людей. Также в этот период улучшились показатели охраны здоровья матери и ребенка, повысились показатели участия женщин в политической жизни стран мира, большее количество людей приобрели возможность обучаться и получать начальные знания [1].

В то же время, важно подчеркнуть, что темпы достижения целей ЦРТ в развитых и развивающихся странах были далеко неодинаковыми. Многие африканские страны с достижением ЦУР не справились. Например, широкие масштабы бедности остались таковыми с африканских странах, где продолжаются вооруженные конфликты и столкновения. В государствах Африки, которые расположились к югу от Сахары, дети из сельских и малоимущих семей имеют гораздо меньше шансов на получение начального образования. Также в этих странах обострены проблемы заражения и распространения ВИЧ-инфекции, в гораздо больших масштабах, чем в других странах Африки [4].

Экологическая безопасность является неотъемлемой составляющей ЦРТ, обеспечение которой требует ликвидации внешних и внутренних угроз, а также их своевременного предотвращения. К глобальным вызовам экологической безопасности можно отнести – изменение климата в планетарном масштабе, что отражается на здоровье и жизни людей, состоянии флоры и фауны, и представляется ощутимой угрозой устойчивому развитию. Среди других глобальных вызовов – ухудшение состояния окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, сокращение природных ресурсов при росте их потребления, перечислены законодателем уже без непосредственной привязки к устойчивому развитию, хотя являются не менее разрушительными по своим масштабам.

В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию концепция устойчивого развития рассматривалась как предпосылка человеческого прогресса в долгосрочной перспективе, сопровождающаяся не только улучшением экологических факторов, но и приумножением капитала. Однако нельзя оставить без внимания проблемы и потребности малых островных государств, которые выхода к морю не имеют, поэтому достижение ЦРТ было для них практически невозможным. Народы, которые находились в условиях иностранной оккупации, также столкнулись со сложностями в достижении целей ЦРТ [4].

В связи с этим, буквальное указание на улучшение ситуации в Российской Федерации, стремящийся к достижению целей ЦРТ, фактически сужает содержание всей концепции, ориентированной на удовлетворение потребностей человечества, которое сопровождается общественным прогрессом, разумным перемещением финансовых ресурсов, обменом экологической информацией и исключает деградацию окружающей среды. Также подтверждение своим рассуждениям находим в трудах В.В. Снакина, который устойчивое развитие рассматривает как комплексную категорию, включающую одновременно улучшение условий человеческой жизни и разумное воздействие на окружающую среду без явного ущерба для будущих поколений [5].  

В то же время, несмотря на некоторые недоработки юридической техники, в России процесс устойчивого развития определяется неблагополучным состоянием окружающей среды, что является серьезной угрозой экологической и всей национальной безопасности страны.

Весьма важным шагом на пути к решению экологических проблем и развитию экологической безопасности в глобальном и национальном масштабах стало решение проблем в направлении достижения ЦУР. Международные интересы в экологической сфере состоят в том, чтобы сохранить и оздоровлять окружающую среду. Среди угроз международной безопасности также необходимо упомянуть угрозы ухудшения экологической ситуации. Особенно подчеркивалось, что истощение природных ресурсов пребывает в прямой зависимости от состояния экономики в стране, от готовности страны признать и начать решать накопившиеся проблемы. В то же время, в России длительное время практически отсутствовали правовые основы природоохранной деятельности, природосберегающие технологии не применялись, поскольку ставка делалась на развитие топливно-энергетических отраслей, отмечался низкий уровень экологической культуры населения. Об обеспечении интересов будущих поколений думать не приходилось.

Таким образом, одной из важных задач в области обеспечения устойчивого развития в России и других развивающихся странах мира признавалось коренное улучшение экологической ситуации в глобальном масштабе. В то же время, приоритет отдавался экономической сфере, либерализации внешней торговли и усилению конкуренции на мировых рынках товаров и услуг. По прошествии российский законодатель осознал необходимость дополнений и изменений в сфере обеспечения экологической безопасности и осуществления перехода к устойчивому развитию. Регулярно разрабатываемые концепции на национальном уровне свидетельствовали о несовершенстве проводимой политики в направлении охраны окружающей среды. Интересен тот факт, что задачи по обеспечению национальной безопасности в экологической сфере остались неизменными, российский законодатель их не пересмотрел и не расширил. В России к настоящему времени определены стратегические цели обеспечения экологический безопасности, которые по сравнению с предыдущими концепциями учитывали важность ликвидации экологических последствий от неразумной и недобросовестной хозяйственной деятельности во избежание деградации человеческой среды обитания. На экологическую сферу в РФ негативно влияет ситуация в мире, связанная с истощением мировых запасов природных ресурсов. Учитывать данные аспекты крайне важно, поскольку обеспечение национальной безопасности в России с учетом интересов будущих поколений – это комплексная, долгосрочная деятельность. ЦУР содержит указание на то, что для обеспечения национальных интересов необходимо реализовать различные приоритеты, и не только в направлении поддержания обороны страны или повышения качества жизни граждан.

Список литературы

  1. Декларации тысячелетия ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/2 от 18 сентября 2000 г. // Док. ООН A/RES/55/2.
  2. Мунасингхе М., Круз, В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. – Вашингтон, округ Колумбия, 1995. – 150 с.
  3. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. – М., 1989. – 58 с.
  4. Права человека и вызовы XXI века: учебное пособие / под ред. А.Х. Абашидзе. – М.: РУДН, 2019. – 255 с.
  5. Снакин В.В. Устойчивое развитие // Жизнь Земли. – 2018. – № 1. – С. 100-113.
  6. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. ООН, Нью-Йорк, 2015 г. – URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf (дата обращения: 25.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: