УДК 33

Конкуренция между частными медицинскими организациями и государственными учреждениями в системе обязательного медицинского страхования

Лазарев Дмитрий Юрьевич – аспирант специальности «Региональная и отраслевая экономика» факультета «Уфимская высшая школа экономики и управления» Уфимского государственного нефтяного технического университета

Аннотация: Данная статья исследует вопрос конкуренции между частными медицинскими организациями и государственными учреждениями в рамках системы обязательного медицинского страхования. В статье рассматриваются ключевые моменты и проблемы неравноправных условий конкурирования между частными медицинскими организациями и государственными учреждениями в рамках системы обязательного медицинского страхования.

Ключевые слова: Россия, здравоохранение, обязательное медицинское страхование, конкуренция, медицинская организация.

Реализуемые в РФ национальный проект «Здравоохранение», государственная программа «Развитие здравоохранения» и задачи, озвученные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, направленны на улучшение здравоохранения населения. Они включают в себя такие задачи как увеличение продолжительности жизни, снижение смертности трудоспособного населения и повышение удовлетворенности качеством медицинской помощи. Государственная программа «Развитие здравоохранения» предусматривает совершенствование медицинской помощи, начиная от профилактики заболеваний и заканчивая внедрением инновационных методов диагностики и лечения. Среди приоритетных программ реформы здравоохранения - внедрение инновационных медицинских технологий и развитие внутренней и международной конкуренции. Сохранение и укрепление рабочей способности населения и улучшение здоровья нации являются ключевыми социальными задачами государства.

Для сферы здравоохранения это означает активно сотрудничать с частным сектором, улучшать управление составными системами и обеспечивать всеобщий доступ к медицинским услугам как государственных, так и частных организаций. В связи с этим, Правительством РФ была разработана «дорожная карта» развития конкуренции в здравоохранении, которая предусматривает создание равных условий для участия медицинских организаций на рынке медицинских услуг системы обязательного медицинского страхования.

На сегодняшний день современная система здравоохранения России представляет собой сложную структуру, в которой существуют как государственные, так и частные медицинские организации. Обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) в России является основополагающей частью системы здравоохранения. ОМС обеспечивает гражданам доступ к медицинской помощи, оплачиваемой из бюджета, и является одной из основных форм социального обеспечения.

Система ОМС является одной из основных форм организации здравоохранения во многих странах мира. В России система ОМС была введена в 1991 году и с тех пор стала основным источником финансирования медицинских услуг для населения.

Система ОМС основывается на принципе обязательности медицинского страхования для всех граждан, работающих на территории России. Страховые взносы в систему ОМС уплачиваются работодателями и работниками, а также индивидуальными предпринимателями.

Одной из особенностей системы ОМС является ее универсальность. Система ОМС также предусматривает возможность выбора медицинской организации, в которой гражданин хочет получить бесплатную медицинскую помощь. При этом гражданин может выбрать как государственную, так и частную медицинскую организацию, заключившую договор с фондом ОМС. Это позволяет гражданам получать медицинскую помощь вне зависимости от места жительства или работы.

Однако, несмотря на это, система ОМС не лишена недостатков, одним из которых является конкуренция между частными медицинскими организациями и государственными учреждениями.

В условиях рыночной экономики конкуренция между частной и государственной медицинскими организациями является важным фактором, влияющим на качество и доступность медицинских услуг для населения.

За последние 11 лет количество частных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по ОМС, значительно выросло: если в 2010 году таких организаций было 618 (7,6% от общего числа), то в 2021 году их число достигло 3 440 (37,3% от общего числа).

В реализации программ ОМС на 2021 год задействовано 9 218 медицинских организаций, включая больницы, поликлиники, центры, диспансеры, медицинские организации скорой помощи, охраны материнства и детства, а также санаторно-курортные организации. Больницы и другие медицинские организации, предоставляющие стационарную помощь, составляют 36,8% от общего количества медицинских организаций, а поликлиники и амбулатории – 40,2%. Центры, диспансеры, медицинские организации скорой помощи, охраны материнства и детства, а также санаторно-курортные организации составляют от 1,1% до 11,1% от общего числа медицинских организаций.

Федеральный закон № 326-ФЗ гарантирует равное участие всех медицинских организаций в сфере ОМС, а процедура включения их в реестр имеет информационный характер.

Медорганизации получают средства на оказание медпомощи в рамках ОМС согласно установленным тарифам и обязаны использовать эти средства в соответствии с программами ОМС.

Целевые направления расходования средств ОМС определяются структурой тарифа на оплату медпомощи, которая устанавливается в соответствии с терпрограммой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС включает в себя расходы, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.

При этом стоит отметить, медицинским организациям любого типа собственности за счет средств ОМС нельзя производить капитальный ремонт, приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу и многое другое. Так учреждения государственных форм собственности имеют дополнительное финансовое обеспечение не установленное базовой программой ОМС – это межбюджетные трансферты с федерального и (или) регионального бюджетов.

Так, например, социальная поддержка для медицинских работников была введена постановлением Правительства от 31.12.2022 № 2568,. Мера распространяется на сотрудников, работающих в больницах (районных и городских) и на скорой помощи (станциях и пунктах). Льгота предоставляется только тем, кто работает в государственной или муниципальной системе здравоохранения и участвует в программе ОМС. Частные медицинские учреждения не имеют права на получение доплаты. Тем самым данная мера дает преимущество государственным медицинским учреждениям в конкуренции за врачебный персонал.

Также дополнительно полученное финансирование учреждения государственной формы собственности могут тратить на модернизацию, обучение, заработную плату сотрудникам и иные расходы не предусмотренные системой ОМС. Таким образом, не смотря на гарантии Федерального закона о ОМС, частные медицинские организации с самого начала работы в системе ОМС имеют меньше возможностей. Это не позволяет повысить конкурентоспособность организаций здравоохранения и создать конкурентную среду на рынке медицинских услуг.

Таким образом, распределение финансирования медицинских организаций в здравоохранении осуществляется без соблюдения принципа паритетности.

Список литературы

  1. Шишкин С.В., Шейман И.М., Потапчик Е.Г., Понкратова О.Ф. «Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития» Москва, Высшая школа экономики, 2019.
  2. Назарова В.В. Рынок медицинских услуг: особенности конкурентной ситуации Вестник СПбГУ. Сер. 5, вып. 4, 2008.
  3. Селезнев В.Д Волков С.Д. Проблемы конкуренции в российском здравоохранении Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» – № 1. –
  4. Вишнякова. Н.И. Основы экономики здравоохранения» – 2-изд. – М.: МЕДпрессинформ, 2012.
  5. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. – М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ – 2008 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: