УДК 33

Разработка предложений по совершенствованию законодательной базы с целью улучшения качества оказания услуг на пляжной территории

Брюханова Галина Дмитриевна – доктор медицинских  наук, профессор кафедры управления технологиями в туризме и рекреации Сочинского государственного университета     

Каширов Владислав Владимирович – студент Сочинского государственного университета     

Аннотация: Целью статьи является предложение внесения изменений в нормативно-правовые документы Российской Федерации с целью создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности на пляжных территориях, с учетом запросов общества в части наиболее комфортного использования услуг.

Ключевые слова: пляжи, законодательство, индустрия туризма, глэмпинг.

Как показано в предшествующих разделах работы, благоустройство пляжных территорий тесно связано с правоприменением и различными видами законодательства. Законы в Российской Федерации имеют четкую иерархию, и действуют в тех областях, для которых были сформулированы. Тем не менее законодательная база в России постоянно реформируется, добавляются новые поправки в уже существующие законы или создаются новые [1-2].

Одним из основных вопросов, по которому возникают спорные ситуации это толкование Водного Кодекса Российской Федерации в части, касающейся свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования.

В Водном Кодексе указано, что водные поверхностные водоемы общего пользования являются общедоступными, следовательно и ограничение доступа к ним является незаконным, если иное не предусмотрено самим Водным Кодексом, или Федеральными Законами.

Тем не менее, санаторно-курортными организациями доступ к пляжам часто ограничивался, вследствие чего гражданами, а также органами местной власти поступали исковые заявления в адрес арбитражных судов, которые разрешались часто в пользу снятия ограничений по доступу на пляж, а надзорными органами составлялись административные материалы, в рамках которых юридическим лицам назначался административный штраф.

Одним из факторов, по которым санаторно-курортные организации ограничивали доступ на пляж это привидение пляжа в соответствии с требованиями СанПин от 26.12.1985  № 4060-85  «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации», утвержденный заместителем главного санитарного врача СССР А.И. Заиченко. Вследствие чего пляжные территории закрывались под предлогом «Лечебного пляжа».

Тем не менее, вышеуказанный документ в Российской Федерации не обновлялся и действовал на основании на основании статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.2020 № 42 «О признании недействующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР», СанПин № 4060 признан недействительным. В следствие чего, все санаторно-курортные организации были обязаны обеспечить беспрепятственный доступ на береговую полосу для всех граждан. Исключение лишь составляют пляжи санаторно-курортных организаций, находящихся в ведении Федеральных органов власти, таких как Министерство Обороны, Министерство Внутренних дел и.т.д., на них устанавливаются особые правила доступа, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

В 2021 году Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» вводится ограничение доступа на пляжи санаторно-курортных организаций до 01.03.2022, которое затем было продлено до 01.03.2027.

На основании вышеуказанного документа санаторно-курортными организациями вводятся ограничения доступа на пляжи, находящиеся в их введении. В некоторых городах санатории занимают довольно длинную береговую полосу, вследствие чего местные жители не могут попасть на пляж полностью.

В связи с этим, необходимо оптимизировать данное законодательство, чтобы местные жители могли попасть на пляж, а гости получить полноценное лечение в санатории и комфортный отдых, за который были оплачены денежные средства.

Например, ввести норматив для пляжей санаторно-курортных организаций длиной 100 метров и более: обеспечить не менее 50% свободной береговой полосы, при этом соблюдение данного норматива не освобождает юридическое лицо от соблюдения условий исполнения требований договора на пляжную территорию. Это позволит обеспечить местное население полноценными пляжными услугами и обеспечит гостей полноценным сервисом и лечением, кроме того снизит возникновение споров по использованию пляжного инвентаря, поскольку на данный момент, санатории, которые обеспечивают свободный доступ к береговой полосе сталкиваются с использованием пляжного оборудования организации гражданами, не являющимися получателями услуг, хотя условиями организации не предусмотрено взимание платы за использование услуг проката пляжного инвентаря, и предназначено исключительно для гостей.

Данная практика, реализована в других странах. Например, в Тунисе, где проходы на пляжную территорию отелей окружены изгородью, но граждане могут перемещаться по береговой линии, вдоль уреза воды, но заходить вглубь территории пляжа запрещено. Тем не менее отелями создаются условия по доступу граждан на пляж путем оформления пропусков и осуществления досмотровых мероприятий на входах на пляж.

С развитием технологий по оказанию туристических услуг появляются новые виды туризма.

Например, жители больших городов всё чаще начинают жаловаться на высокий уровень стресса, загрязнение воздуха в больших городах, а также на синдром хронической усталости, из-за чего все больше людей старается выбраться на природу.

Проблема заключатся в том, что традиционным отдыхом на природе чаще всего является палаточный отдых, или как его называют «кемпинг». Но дело в том, что привыкшие к городским удобствам очень часто тяжело переносят их отсутствие.

В рамках решения вышеуказанного вопроса, по всему миру начали создаваться средства размещения с условиями для комфортного пребывания граждан на лоне природы. Такие средства размещения получили название глэмпинг.

В Шотландии этот вид туризма появился в 16 столетии, когда король и его семья путешествовали по природе, а для обеспечения комфортабельных условий проживания использовались роскошные шатры из дворца короля. В начале 20-го века глэмпинг был популярен среди зажиточных охотников из Британии и США в Африке. Как правило, это были шатры с деревянным настилом.  Не смотря на это, развитие данного вида туризма не получило широкого распространения в последующие годы.

Тем не менее, с 2005 года по всему миру началось развитие глэмпингового туризма. Первый глэмпинг в России был открыт в 2006 году на берегу реки Ока. С 2010 года популярность глэмпинга начала расти большими темпами. Только в России прирост глэмпингов за 6 лет составляет 80%.

На основании вышеизложенного, исходя из того, что глэмпинги устанавливаются на природе, предпочтительно их также размещать вблизи водоемов. Тем не менее, при возникает ряд нормативно-правовых вопросов, касающихся размещения данных объектов на пляжных территориях, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

Так как законодательством Российской Федерации размещение капитальных объектов в близи водоохранных зон ограничено, органами муниципальной власти при заключении договора аренды или пользования пляжной территории запрещается возведение капитальных объектов, возможно размещать только нестационарные объекты благоустройства и нестационарные торговые объекты. При этом следует отметить, что глэмпинг не является капитальным объектом и не имеет прочной связи с землей за счет ленточного или свайного фундамента и по сути является нестационарным торговым объектом в котором оказываются услуги по размещению граждан.

Тем не менее, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» отсутствует понятие глэмпинг как нестационарного объекта, который можно разместить на земельном участке, находящимся в муниципальной или государственной собственности. Следовательно, и установка данного объекта невозможна, если отнести его к объекту по оказанию бытовых услуг или прокату пляжного инвентаря. Поскольку оказание бытовых услуг не является

проживанием, а сам объект глэмпинг не является пляжным инвентарем.

Так как глэмпинг не внесен в вышеуказанный перечень, то и органы муниципальной и государственной власти не могут разрешить размещение объекта на своих землях.

С целью обеспечения развития данного вида туризма необходимо внести нестационарный объект глэмпинг в Перечень Правительства, чтобы органы местной власти могли выдавать разрешение на размещение объекта, и вносить его в свои схемы нестационарных торговых объектов.

Кроме того, одним из важных аспектов деятельности на пляжных территориях является контроль за исполнением требований договоров аренды или пользования земельным участком береговой полосы.

Большой проблемой является вопрос замощения пляжной полосы шезлонгами для отдыха. Вызвано это тем, что органами муниципальной власти утверждаются схемы размещения пляжного инвентаря, в которой четко указываются точки его размещения. Согласно ГОСТ Р 55698-2013 «Туристские услуги» «Услуги пляжей» под зону отдыха отводится 30% территории, при этом в этой зоне размещается пляжный инвентарь. Свободная от пляжного инвентаря территория определяется органами местной власти. Тем не менее, пляжи имеют разную ширину и постоянно размываются волной вследствие чего  свободная территория пляжа размывается и создается впечатление полного занятия пляжным инвентарем пляжной территории. В рамках решения данного вопроса необходимо законодательно закрепить норматив расстановки пляжного инвентаря исходя из ширины пляжной территории. Например, если ширина пляжа составляет 20 метров, то свободную от размещения шезлонгов территории необходимо определить в 5 метров, что позволит пользователю размещать оборудование, а гражданам, которые не желают пользоваться услугами пляжей свободную зону размещения. Кроме того, в курортных городах данная мера может быть прописана в Правилах благоустройства и санитарного содержания территории.

Если исходить из водоохранного законодательства, то размещение пляжного инвентаря не является ограничением доступа к водному объекту общего пользования.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательство должно развиваться одновременно с развитием общества, быть удобным как для граждан так и для бизнеса, а также давать возможность реализации новых проектов. Но в тоже самое время необходим жесткий контроль за нарушениями законов, а также рациональнй подход к вопросу запретов и разрешений деятельности людей, который обеспечивал развитие пляжной отрасли и не допускал в ней хаоса.

Список  литературы

  1. Медведева Д.А., Охотников И.В., Сибирко И.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях цифровизации // Modern Economy Success. 2022. № 4. С. 75-84.
  2. Блинов Р.В. Сервисы онлайн бронирования для делового туризма в условиях санкций // Modern Economy Success. 2022. № 6. С. 117-121.

Интересная статья? Поделись ей с другими: