УДК 338.242:553.04

Управленческие аспекты устойчивого развития в условиях финансовой децентрализации

Кусаинов Ренат Рустемович – аспирант Тюменского индустриального университета.

Аннотация: В условиях мировой глобализации усиливается роль регионов, которые отличаются между собой по наличию промышленного, аграрного, социального и финансово-инвестиционного потенциала. В России обострение дифференциации социального и экономического развития регионов является одной из важнейших проблем становления рыночной экономики на основе интеграции в европейское цивилизационное пространство. Оно характеризуется распространением негативных тенденций регионального развития через ненадлежащее разграничение административно-организационных полномочий, непродуктивное распределение и перераспределение доходов и расходов между государством и регионами. Поэтому в контексте интеграционных процессов одним из важнейших направлений решения указанной проблемы является формирование эффективной региональной политики через совершенствование стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях изменения формата управления территориальными общинами.

Ключевые слова: устойчивое развитие, финансовая децентрализая, развитие экономики, управление устойчивостью развития, региональное развитие.

В современных условиях мировой глобализации, обусловленной достижениями научно-технического прогресса, социально-экономическое развитие регионов определяет повышение их конкурентоспособности на международном уровне и обеспечения общественного благосостояния населения.

Известно, что территории объединяются в регион по общим демографическим, национальным, природно-географическим, функциональным, инфраструктурным, административным, политическим, экономическим, социальным, историческим и культурным признакам [1]. В связи с этим в научных исследованиях сформировались различные подходы по определению региона как экономической категории, а именно: регион как группа смежных стран, однотипных по экономико-географическим, национально-культурным, общественно-политическим и другим признакам; регион как часть территории страны, которая наделена соответствующими природными, социальными, экономическими и другими признаками.

Как правило, во многих современных исследованиях регион определяется по второму подходу – как часть территории государства, которую выделяют по совокупности различных признаков в административную единицу [2]. Деятельность такой единицы направляется и координируется для решения общественных задач, а также для предотвращения действия негативных факторов внешней среды. Обычно по социально-экономическому развитию регионов определяется состояние экономики каждого государства. Поэтому решение проблемы обеспечения такого развития является одним из приоритетов деятельности органов государственной власти и управления, а также направлением научных исследований многих школ экономической теории.

В истории экономической мысли обеспечению социально-экономического развития экономики активно исследуется и находит отражение в наработках представителей отечественной и зарубежной школ экономической теории. Такие школы отличаются фундаментальными подходами по определению и обоснованию проблемы социально-экономического развития, анализируют различные факторы, влияющие на него, предоставляют рекомендации, исходя из полученных результатов исследования [1].

Эффективность стимулирования развития регионов отражается на состоянии экономики государства, к которому они относятся. Такое влияние реализуется через экономические отношения между государством и его регионами с помощью инструментов стимулирования социально-экономического развития регионов. Использование этих инструментов позволяет выявлять и использовать для регионального развития необходимые ресурсы (природные, трудовые, финансовые и другие), а их выбор зависит от целей и задач региональной политики, текущей социально-экономической ситуации в регионе и приоритетных направлениях его развития. На базе комплексного анализа научных подходов по социально-экономическому развитию регионов инструменты исследуемого развития целесообразно классифицировать на группы, представленные на рис. 1.

1

Рисунок 1. Классификация инструментов стимулирования социально-экономического развития регионов [3].

Региональная политика каждой страны мира реализуется в условиях существования отношений, которые возникают между центральной властью и регионами и находят выражение в распределении полномочий между правительством и органами местного самоуправления. С юридической точки зрения они характеризуют связь между государством и местным самоуправлением, которые имеют субъективные права и юридические обязанности по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственностей определенных органов в процессе обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами [5].

Современные концептуальные подходы по определению отношений между государством и его регионами можно сгруппировать по следующим направлениям [1]: отношения как форма взаимосвязи между звеньями бюджетной системы; отношения как форма взаимоотношений между государством и местным самоуправлением; отношения как форма бюджетного управления региональным развитием.

На рисунке 2 отражено влияние отношений между государством и регионами на их социально-экономическое развитие в условиях действия инструментов стимулирования регионального развития.

Определены такие блоки, как государство и регион, взаимосвязанные через межбюджетные отношения. Формирование отношений между государством и его регионами по закреплению финансовых ресурсов и организационной самостоятельности органов местного самоуправления происходит под влиянием выбранной формы стимулирования регионального развития и соответствующих инструментов. От выбранной формы развития таких отношений зависит социально-экономическое развитие как регионов, так и государства в целом.

2

Рисунок 2. Концептуальная схема влияния отношений между государством и регионами на социально-экономическое развитие [4].

Межбюджетные отношения могут эффективно влиять на социально-экономическое развитие регионов, а также способствовать росту общественного благосостояния в стране. Особенности их организации взаимосвязаны со степенью самостоятельности местного самоуправления региона. Такая организация зависит от выбранной формы развития межбюджетных отношений – централизованной или децентрализованной.

Процесс делегирования полномочий местному самоуправлению по принятию решений в сфере стимулирования социально-экономического развития регионов раскрывает сущность децентрализации. С таких позиций основными ее формами являются административная и финансовая. Административная децентрализация реализуется через передачу властных полномочий от государственного органа структурам местного самоуправления в регионах. Но в условиях становления региона как самодостаточного особое значение имеет децентрализация межбюджетных отношений. Она может выражаться в финансовой независимости органов местного самоуправления относительно принятия решений.

Финансовая децентрализация определяется в рамках финансовой политики государства [3]. Она выражает процесс распределения функций, финансовых ресурсов и ответственности за их мобилизацию и использование между центральным и местными органами власти и управления. В зарубежных странах часто вместо финансовой используют понятие фискальной децентрализации. Однако необходимо отметить, что финансовая децентрализация шире бюджетной и фискальной децентрализации, потому что базируется на распределении полномочий между органами власти и управления в рамках государственной финансовой политики по налогообложению, таможенным сборам, регулированию цен и тому подобное.

Установлено, что меры стимулирования регионального развития взаимосвязаны со степенью самостоятельности местного самоуправления в регионе, что зависит от выбранной формы такого стимулирования – централизованной или децентрализованной. С позиций стимулирования регионального развития исследованы основные формы децентрализации – административная и финансовая. Определено, что в условиях стимулирования социально-экономического развития регионов особое значение имеет финансовая децентрализация, которая в широком понимании предполагает делегирование более значительных полномочий и финансовых ресурсов местным органам власти с тем, чтобы обеспечить их способность самостоятельно принимать решения относительно формирования доходов, затрат и нормативно-правового регулирования.

Список литературы

  1. Валеева Р.Р. Методика расчета устойчивого развития территорий: теоретико-методологические аспекты. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Сибай, 2020. С. 19-22.
  2. Кузнецов М.М. Социокультурный аспект устойчивого развития территориальных поселенческих систем региона. В книге: Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях. материалы научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2021. С. 154-156.
  3. Мухтасарова Э.А. Национальный аспект в организационной культуре как гарант устойчивого развития современных компаний. В сборнике: Современные технологии в нефтегазовом деле – 2020. Сборник трудов международной научно-технической конференции. 2020. С. 540-543.
  4. Швыденко Н.В. Социально-экологические аспекты устойчивого развития экономики территорий. В книге: Маркетинг и инженерная экономика: теория, методология и практика. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2021. С. 98-105.
  5. Мирошник С.В., Власова Т.В., Дуэль В.М., Згоржельская С.С., Лесовая Т.С. Устойчивое развитие в эпоху цифровизации: правовой аспект. В коллекции: Веб-конференции E3S. Актуальные проблемы зеленой архитектуры, гражданского строительства и охраны окружающей среды (TPACEE-2021). Москва, 2021. с. 11015.

Интересная статья? Поделись ей с другими: