УДК 379.857

Проблемы современного водного туризма в Калининградской области

Карнюшин Алексей Николаевич – магистрант факультета Экономики и финансов Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Данная научная статья посвящена проблемному анализу современного водного туризма в Калининградской области. В статье рассматриваются основные факторы, препятствующие активному развитию водного туризма. Результаты и выводы, отраженные в статье, могут быть полезны для формирования стратегий и программ развития водного туризма в Калининградской области.

Ключевые слова: туризм, водный туризм, Калининградская область, проблемы водного туризма.

Калининградская область в последнее время становится популярным направлением внутреннего туризма приближаясь по числу бронирований к Краснодарскому Краю, Северному Кавказу и Ленинградской области. Министр культуры и туризма региона заявил, что количество туристов за сезон 2023 года вырастет на 8-10% за аналогичный период прошлого года и достигнет 2 миллионов человек.

Водный туризм, в свою очередь, является конкурентным преимуществом и уникальной чертой региона, которая привлекает гостей не только из России, но и стран зарубежья. Особенности географического положения, обилие природных и водных ресурсов дают все необходимые условия для развития водного туризма. На территории области располагается обширная сеть рек и озер, Калининградский и Куршский заливы, белоснежные песчаные пляжи балтийского побережья и исторические достопримечательности, которыми можно насладиться с воды. С каждым годом сфера по оказанию туристических услуг, проката инвентаря, а также аренде катеров и парусных судов – расширяется, как и число местных жителей, трудоустроенных в данной отрасли туризма.

Несмотря на весь потенциал и перспективы развития водного туризма, на текущий момент существует ряд проблем и ограничений, негативно сказывающийся на положении дел.

Прежде всего это связано с инфраструктурой, а именно недостаточным количеством стояночных мест для катеров и лодок. Большая их часть сконцентрирована на реке Преголя в центре Калининграда и представлена либо яхт-клубами, либо частными эллингами. В обоих случаях места швартовки требуют долгосрочного договора аренды (иногда и членского взноса) или права собственности, что затрудняет транзитный переход через регион по международным водным маршрутам. Изначально к 2020 году планировалось оборудовать порядка 4000 стояночных мест пригодных для водного туризма, однако на практике их количество едва ли достигает 2000. Из них используются по целевому назначению набережная у Рыбной деревни и причалы музея-заповедника «Музей Мирового океана», которые суммарно вмещают около 20-30 прогулочных судов в зависимости от водоизмещения и пассажировместимости. Данные причальные места также сдаются в аренду Администрацией морских портов Балтийского моря. Общественные стояночные зоны как таковые отсутствуют, что связано с устаревшей либо отсутствующей инфраструктурой. Большинство причальных стенок построены во времена Восточной Пруссии и требуют капитального ремонта. Сложности также сопряжены с недостатками нормативно-правового регулирования движения маломерных судов.

На территории современной Калининградской области находится большое количество старинных гидротехнических сооружений, дамб, мостов. Наиболее известными являются шлюзы Мазурского канала, которые были призваны связать Большие Мазурские озера с Балтийским морем. Данные объекты транспортной инфраструктуры находятся, по большей части, в аварийном состоянии, что перекрывает водное сообщение из Калининграда на восток области в районе пос. Знаменск. Это прежде всего мешает развитию водных туристических маршрутов в направлении города Черняховск, который, в свою очередь, обладает большим количеством исторических достопримечательностей. Реставрация и ввод в эксплуатацию данных сооружений в совокупности с дноуглубительными работами могли бы сильно поднять туристический потенциал области.

Также безопасности движения по внутренним водным путям препятствует изменение гидрологического режима рек, в том числе изменение очертаний береговой линии, обмеление участков рек и других водных бассейнов. Это в совокупности не дает гарантированных глубин судового хода в акватории рек, каналов и Куршского залива. Помимо всего прочего сильный отрицательный эффект несет слаборазвитая система навигации, а именно, порядка 30% от общей протяженности внутренних водных путей Калининградской области остается без гарантированных габаритов и навигационной обстановки, что составляет 156 км.

Самой значимой проблемой для туристической привлекательности региона является разрушение пляжей. За последние 15 лет Калининградская область потеряла более 250 гектаров песчаного побережья. Эксперты межрегиональной экологической общественной организации считают, что это связано с сильным течением, которое на протяжении сотен лет является причиной вымывания песка. Негативный эффект исчезновения пляжей также связан с тем, что они являются наиболее эффективной защитой от волн, а так как большая часть Калининградской области расположена в низменностях, это создает прямую угрозу затопления прибрежных городов. Чтобы препятствовать разрушению береговой зоны, необходимо проводить берегоукрепительные мероприятия, в том числе по высадке растительности, фиксации дюн и намыву песка. Кроме того, в регионе сосредоточено 70% польдеров России, что подразумевает налаженную работу системы водоотведения, реконструкцию каналов и защитных дамб.

Ключевой проблемой спроса на водный туризм также является недостаточное продвижение существующих услуг, отсутствие бренда, рекламной и маркетинговой кампании. Маркетинговые исследования позволят оценить ситуацию на туристическом рынке, определить основные потребности туриста и, как следствие, разработать стратегию развития водного туризма. Использование существующих на территории области информационных центров поможет ликвидировать неосведомленность среди туристов, что в совокупности с активным продвижением водного туризма в СМИ, социальных сетях и других каналах, повысит привлекательность региона.

Таким образом, несмотря на высокий потенциал развития водного туризма в Калининграде, существует ряд проблем, который требует оперативного вмешательства. Прежде всего это связано с отсутствием должной инфраструктуры, постепенным разрушением пляжей и устаревшим мелиоративным хозяйством. Также серьезное внимание стоит уделить безопасности движения по внутренним водным путям, ограниченным возможностям развития востока области и продвижению водного туризма посредством проведения маркетинговых исследований и формирования бренда.

Список литературы

  1. В Калининградской области прогнозируют рост турпотока до 10% в 2023 году // Информационное агентство ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/17249927 -2023.
  2. Послание губернатора А. А. Алиханова об основных направлениях своей деятельности и деятельности правительства Калининградской области на период 2023-2027 годов // Официальный сайт правительства Калининградской области URL: https://gov39.ru/poslanie/poslanie2023-2027/ -2022.
  3. Калининградская область будет развивать водный туризм // Информационное агентство Интерфакс URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/15498/ - 2012.
  4. В Калининградской области стремительно исчезают песчаные пляжи // Экология России URL: https://ecologyofrussia.ru/kaliningradskie-plyazhi-/ - 2020.
  5. А. Троянова. Водные процедуры: как в Калининградской области защищают земли и население от затоплений // Интернет-издание RecycleURL: https://ecologyofrussia.ru/kaliningradskie-plyazhi-/ -2020
  6. Анна Александровна Марущак. Проблемы и перспективы развития водного туризма в России на современном этапе. // Генеральный научный вестник. - 2021.
  7. Круглов Д. А. Организация водного туризма в России: проблемы и перспективы. // Вестник международных организаций. - 2019.
  8. Лисьев М. Е. Развитие внутриводного туризма как фактор регионального развития // Актуальные научные исследования в современном мире - 2020.
  9. Пучкин А. М. Стратегические подходы к развитию инфраструктуры водного туризма // Сервис в России и за рубежом -2014.
  10. Леонидова Е. Г. Приоритеты и угрозы развития регионального туризма // Регионология – 2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: