УДК 339.138

Стратегии цифрового маркетинга в эпоху информационной экономики

Купина Татьяна Александровна – аспирант Ростовского государственного экономического университета.

Научный руководитель Пономарева Александра Михайловна – доктор экономических наук, Ростовский государственный экономический университет.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями и преимуществами цифрового маркетинга в информационной экономике. Отдельное внимание уделено отличительным чертами стратегии цифрового маркетинга, а также этапам ее разработки и реализации.

Ключевые слова: маркетинг, экономика, информация, фирма, товар.

Информационные технологии, обычно представленные Интернетом, большими данными, 5G, искусственным интеллектом, ускоряют глубокую интеграцию с отраслями, вводя мир в эпоху информационной экономики, которая позволяет оптимизировать структуру промышленности и увеличить количество рабочих мест за счет использования прорывных инноваций и цифровых технологий [1].

Вследствие обозначенных структурных трансформаций информационные технологии интегрировались с традиционным маркетингом и стали чем-то большим, чем просто аппаратное или программное обеспечение. По мере того, как передовые технологии и инновации становятся все более распространенными, а компании продвигаются дальше по пути развития в информационной экономике, стратегия цифрового маркетинга становится безальтернативным инструментом обеспечения конкурентных преимуществ на рынке.

Не подлежит сомнению тот факт, что сильная стратегия цифрового маркетинга имеет решающее значение для успеха организации в сегодняшнем бизнес-ландшафте. В настоящее время лидеры рынка выделяют значительные ресурсы на разработку стратегий цифрового маркетинга. Это позволяет им находить клиентов на различных цифровых и социальных платформах, получая положительный доход, повышая коэффициент конверсии и взаимодействуя со своими потребителями.

В тоже время, несмотря на актуальность рассматриваемой тематики, ряд вопросов, связанных с разработкой стратегии цифрового маркетинга, выбором наиболее эффективных методов и инструментов продвижения товаров онлайн остаются открытыми, что и обуславливает выбор темы данной статьи.

Перспективами развития цифрового маркетинга, подходами его интеграции с бизнес-стратегией занимаются такие авторы как Колосова Д.М., Кузьмин К.А., Лебедь В.Е., Долбежкин В.А., Васильев С.А.

Функциональные характеристики цифрового маркетинга, способы его реализации на практике и подходы к оценке эффективности нашли свое отражение в работах Кривенко М.С., Бутырина В.В., Черненко Е.В., Афанасьева Д.Г., Юдиной О.В., Белой А.В., Головихина С.А.

В то же время, остаются недостаточно проработанными ключевые аспекты научного обоснования роли и места цифрового маркетинга в современных условиях развития. Отдельного внимания заслуживают основные тенденции использования маркетинговых коммуникации с учетом возможностей Четвертой промышленной революции.

Таким образом, цель статьи заключается в изучении особенностей стратегии цифрового маркетинга в эпоху информационной экономики.

Стратегия цифрового маркетинга представляет собой план, в котором описывается, как предприятие будет достигать своих маркетинговых целей и целевого клиента с помощью онлайн-каналов, таких как Интернет-поиск, социальные медиа и прочее. Другими словам – это выполнение последовательных действий в нужное время через наиболее подходящие онлайн-каналы для увеличения доходов и улучшения отношений с целевой аудиторией. [2].

В качестве примера стратегии цифрового маркетинга можно привести кампанию в социальных сетях, включающую партнерство с влиятельными лицами; стратегию контент-маркетинга, использующую онлайн-руководства для привлечения потенциальных клиентов, или стратегию маркетинга роста, которая опирается на социальные сети и электронную почту для формирования лояльности клиентов.

Наиболее популярными инструментами стратегии цифрового маркетинга являются:

  • собственные СМИ - представляют собой любые каналы связи, которыми предприятие владеет и управляет. В их состав входят веб-сайты, блоги, подкасты, видеоканалы и т.д.;
  • платные медиа – относятся к контенту, который третьи лица демонстрируют в обмен на компенсацию от владельца;
  • заработанные медиа. Этот тип медиа представляет собой сторонний контент, который полностью отделен от предприятия или бренда. В цифровом мире этот тип воздействия часто проявляется в виде наград, отзывов, обзоров или пользовательских сообщений.

Разработка цифровой стратегии маркетинга в информационной экономике предполагает прохождение следующих этапов.

  1. Формализация бренда предприятия в цифровой среде. На этом этапе необходимо определить как бренд будет проявляться в онлайн-кампаниях. Также следует обозначить уникальные торговые точки предприятия, выбрать голос бренда и разработать ценностное предложение.
  2. Определение профилей покупателей: для этого необходимо решить кого предприятие хочет охватить, на какой круг потребителей рассчитывает. С этой целью целесообразно обратить внимание на демографические характеристики пользователей, мотивы, которые побуждают людей выбирать продукты и услуги предприятия.
  3. Разработка S.M.A.R.T. целей маркетинга. На данном этапе необходимо сформулировать конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и своевременные цели, чтобы направлять цифровую стратегию. Также нужно разграничить краткосрочные и долгосрочные цели роста предприятия.
  4. Выбор типа стратегии цифрового маркетинга и наиболее релевантных каналов и способов распространения информации в цифровом пространстве. На данном этапе менеджеры должны сосредоточиться на методах, которые обеспечивают наибольшую ценность для бизнеса и отрасли, а не на модных приемах и малоизученных новинках.
  5. Согласование бюджета цифрового маркетинга. Для этого необходимо изучить цены на цифровой маркетинг, чтобы составить реалистичный бюджет именно для предприятия. Так, например, большинство компаний тратят от $2500 до $12 000 в месяц на цифровой маркетинг [3].
  6. Запуск маркетинговой компании на всех выбранных каналах и площадках. Также необходимо убедиться, что все используемые средства коммуникации содержат соответствующую информацию для отслеживания. Например, на сайте должен быть указан код отслеживания Google Analytics.
  7. Анализ и контроль результатов. После запуска маркетинговой компании в цифровом пространстве необходимо на постоянной основе отслеживать и измерять эффективность цифровой стратегий, контролировать ее результативность и отдачу. Для этого можно использовать такие инструменты как Google Analytics, Google Search Console и Google Ads, чтобы следить за конверсией и окупаемостью.

Очевидно, что компоненты идеальной стратегии цифрового маркетинга могут сильно различаться от предприятия к предприятию. Поскольку общие бизнес-директивы и конкретные маркетинговые цели будут отражать различия, часто основанные на культуре, предлагаемых продуктах, планах доходов предприятия и т.п. [4].

Например, для стартапов и малых предприятий стратегия цифрового маркетинга, скорее всего, будет сосредоточена на использовании SEO, SMM и контент-маркетинга по низкой цене. Более низкий барьер для входа и стоимость этих тактик позволяет организациям любой формы и размера воспользоваться их преимуществами. По мере роста организаций их бюджеты на маркетинг и рекламу обычно увеличиваются. Соответственно, потенциальные выгоды от стратегии цифрового маркетинга могут расти за счет дублирования маркетинговых, рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью.

Таким образом, цифровой маркетинг в информационной экономике является решающим фактором успеха и продвижения каждой сферы бизнеса, что позволяет создавать значительные конкурентные преимущества на рынке.

Список литературы

  1. Сидорчук Р.Р. Нужна ли целостная концепция маркетинга в цифровой среде или только цифровая трансформация? // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2021. Т. 12. № 1. С. 82-96.
  2. Назарова Е.В. Цифровой менеджмент и цифровой маркетинг: современные аспекты управления организацией // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2022. № 1. С. 350-353.
  3. Яцкевич Н.А. К вопросу о тенденциях развития маркетинга в условиях цифровой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2022. № 2. С. 79-82.
  4. Матвеенко М.А. Актуальные тренды цифрового маркетинга: курс на инновации и эффективность // Маркетинг в России и за рубежом. 2022. № 2. С. 97-103.

Интересная статья? Поделись ей с другими: