УДК 330
Сущность железнодорожного транспорта и его роль в развитии транспортной системы России
Чернышова Лидия Ивановна – доцент, кандидат экономических наук Уральского государственного университета путей сообщения
Михайлова Алина Михайловна – студент Уральского государственного университета путей сообщения
Аннотация: В статье рассматривается понятие «железнодорожный транспорт», его сущность и роль в развитии транспортной и логистической системы в Российской Федерации. Результаты деятельности организации имеют прямую зависимость от ж/д транспорта, что обуславливает жизнеспособность и конкурентоспособность в работе большинства отечественных компаний. Также важно понимать, что практически любой крупный бизнес нуждается в поставках товаров, сырья и инструментов, что совершенно невозможно, в том числе, без различных видов транспорта. По вышеуказанным причинам железнодорожный транспорт представляет собой важнейшую часть общей инфраструктуры производства и бизнеса. В Российской Федерации такой вид транспорта является, пожалуй, одним из наиболее приемлемых и выгодных вариантов, поскольку в стране структура железнодорожных дорог обладает широким развитием и продолжает развиваться.
Ключевые слова: транспортная система, РЖД, железнодорожный транспорт, результативность, перевозки.
Главным звеном транспортной системы в РФ является именно железнодорожный транспорт. Общая протяжённость наших железных дорог составляет около 85,6 тысяч км, что является меньше, чем, например, в Канаде и Соединённых Штатах Америки, но работа, выполняемая ими, больше, чем в других странах мира. Поэтому необходимо уделять существенное внимание качеству и состоянию железнодорожных линий.
Основная задача железных дорог в нашей стране состоит в обеспечении мощной транспортной сети, связывающую европейские и восточные регионы России. Примечательно, что основные транспортные магистрали перегружены. Средняя скорость движения по железным дорогам составляет около 30 км/ч и постоянно сбавляется. Сеть железных дорог особенно интенсивна и разветвлена в европейской части России.
Особая роль железных дорог в РФ определяется за счёт:
- перевозок на большие расстояния;
- отсутствия внутренних водных путей, связывающих западную и восточную части страны,
- закрытие навигации на речных маршрутах зимой,
- большой удалённости крупных сельскохозяйственных и промышленных центров от морских портов [1].
Железнодорожный транспорт широко используется для перевозки пассажиров и грузов внутри городов, между городами и регионами. Грузовые перевозки составляют более 80% дохода, остальные 20% – пассажирские перевозки в структуре перевозок.
Этот вид транспорта обладает целым рядом экономических и технических особенностей, а также весомыми преимуществами, определяющими его важную роль в общей системе транспорта государства. Позволяют транспорту развиваться и занимать лидерские позиции в общей транспортной системе страны следующие характеристики:
- Относительно свободное размещение (его можно построить на любой сухопутной территории, а с использованием тоннелей, мостов и паромов осуществить обеспечение железнодорожной связи с отдаленными территориями, включая острова, такие как, например, материком и островом Сахалин).
- Защита от погодных условий и техническая надёжность.
- Регулярность в плане организации перевозок. Железнодорожная сеть не зависит в эксплуатационном плане от времени, сезонности и климатических условий.
- Универсальность, возможность использовать, в том числе, для перевозки грузов с повышенной опасностью, которые невозможно перевозить другими видами транспорта.
- Широкая распространённость. Возможность организации массовых пассажирских и грузоперевозок, что значительно повышает производительность, снижая при этом себестоимость логистики.
- Организация прямого железнодорожного сообщения между крупными промышленными компаниями, что позволяет избежать дополнительных затрат на логистику путём формирования маршрута напрямую.
Железнодорожный транспорт в целом считается рентабельным, но пассажирские перевозки, а в большей степени пригородные, являются не очень выгодными [2]. К основным потребителям услуг железнодорожных перевозок относятся производители массовых грузов, например, цветные и черные металлы, строительные материалы, уголь и т.д. Спрос на железнодорожные перевозки крайне высок, а средняя протяжённость маршрута обычно настолько большая, что иных вариантов, кроме железнодорожного транспорта, по сути не остаётся. Автомобильные перевозки выходят крайне дорогими при далеких поездках, а речной по стоимости вполне конкурирует с железнодорожным, однако не имеет такой широкой доступности.
В настоящий момент актуальной является проблема «омоложения» главных фондов железнодорожного транспорта и внедрения технологически современного и новейшего подвижного состава, включая путевое оборудование.
Низкие темпы развития железнодорожного транспорта, способны затормаживать формирование иных смежных отраслей. Например, низкий уровень разветвлённости железнодорожной сети и небольшой уровень инноваций в аспекте развития транспорта — это важнейшие причины, препятствующие развитию сферы лесного хозяйства в РФ. Сейчас больше 70% общих резервов леса в России не осваиваются именно по причине инфраструктурных ограничений.
Безусловно, развитие железнодорожного транспорта крайне важно и необходимо. Если этого не делать, то темпы развития Российской Федерации в экономическом аспекте могут сильно замедлиться. Чтобы минимизировать такие риски, была подготовлена Государственная стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ с максимальной перспективой до 2030 года [3].
Ее смысл развития в этой сфере выражен в гарантированном предоставлении транспортных услуг экономического развития страны путём повышения эффективности и улучшения качества работы железнодорожного транспорта. Это позволяет гарантировать в РФ единое экономическое пространство и осуществлять права и свободы своих граждан в аспекте свободного перемещения и высокой степени к конкуренции в рамках единой транспортной системы.
С учётом постоянно растущего спроса на высококачественные услуги логистики, важно создавать оптимальные условия для развития обновлённой инфраструктуры высокоскоростного типа. При этом крайне важно обеспечивать доступность железнодорожного транспорта для промышленных предприятий и месторождений, что позволит эффективно осваивать новые территории [4].
Для модернизации железнодорожной отрасли важно привлечение значительного количества инвестиций, которые обеспечиваются на основе партнёрства государства и частного бизнеса. Это требует различных мер, которые позволяют укреплять и развивать инвестиционные фонды.
От успешности инвестиционной политики в развитии моделей рынка транспорта в будущем напрямую зависит их реальная эффективность. Для достижения этой цели необходимо создавать условия честной конкуренции в различных секторах, окружающих железнодорожный сектор [5].
Можно сделать вывод, что основополагающей частью транспортной системы Российской Федерации является именно железнодорожный транспорт, который во взаимодействии с другими видами транспорта должен максимально качественно удовлетворять потребности в перевозках населения, юридических лиц и государства.
Список литературы
- Громов И. Н. Единая транспортная система: учебник для транспортных специальностей вузов. – Москва: Транспорт, 1987. – 303 с.
- Веселов Г. В., Карташов М. В., Минеев В. И. Современное состояние пассажирских перевозок в Российской Федерации // Экономика и бизнес. – 2019. – № 58. – С. 143.
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=155 (дата обращения: 17.05.2023).
- Камалова Т. А. Пути повышения эффективности работы транспортного комплекса // Экономика и бизнес. – 2018. – № 3. – С. 36.
- Чухломина И. А. Об эффективности деятельности дирекций инфраструктуры железных дорог // Экономика и бизнес. – 2014. – № 3. – С. 42-44.