УДК 330

Сущность железнодорожного транспорта и его роль в развитии транспортной системы России

Чернышова Лидия Ивановна – доцент, кандидат экономических наук Уральского государственного университета путей сообщения

Михайлова Алина Михайловна – студент Уральского государственного университета путей сообщения

Аннотация: В статье рассматривается понятие «железнодорожный транспорт», его сущность и роль в развитии транспортной и логистической системы в Российской Федерации. Результаты деятельности организации имеют прямую зависимость от ж/д транспорта, что обуславливает жизнеспособность и конкурентоспособность в работе большинства отечественных компаний. Также важно понимать, что практически любой крупный бизнес нуждается в поставках товаров, сырья и инструментов, что совершенно невозможно, в том числе, без различных видов транспорта. По вышеуказанным причинам железнодорожный транспорт представляет собой важнейшую часть общей инфраструктуры производства и бизнеса. В Российской Федерации такой вид транспорта является, пожалуй, одним из наиболее приемлемых и выгодных вариантов, поскольку в стране структура железнодорожных дорог обладает широким развитием и продолжает развиваться.

Ключевые слова: транспортная система, РЖД, железнодорожный транспорт, результативность, перевозки.

Главным звеном транспортной системы в РФ является именно железнодорожный транспорт. Общая протяжённость наших железных дорог составляет около 85,6 тысяч км, что является меньше, чем, например, в Канаде и Соединённых Штатах Америки, но работа, выполняемая ими, больше, чем в других странах мира. Поэтому необходимо уделять существенное внимание качеству и состоянию железнодорожных линий.

Основная задача железных дорог в нашей стране состоит в обеспечении мощной транспортной сети, связывающую европейские и восточные регионы России. Примечательно, что основные транспортные магистрали перегружены. Средняя скорость движения по железным дорогам составляет около 30 км/ч и постоянно сбавляется. Сеть железных дорог особенно интенсивна и разветвлена в европейской части России.

Особая роль железных дорог в РФ определяется за счёт:

  • перевозок на большие расстояния;
  • отсутствия внутренних водных путей, связывающих западную и восточную части страны,
  • закрытие навигации на речных маршрутах зимой,
  • большой удалённости крупных сельскохозяйственных и промышленных центров от морских портов [1].

Железнодорожный транспорт широко используется для перевозки пассажиров и грузов внутри городов, между городами и регионами. Грузовые перевозки составляют более 80% дохода, остальные 20% – пассажирские перевозки в структуре перевозок.

Этот вид транспорта обладает целым рядом экономических и технических особенностей, а также весомыми преимуществами, определяющими его важную роль в общей системе транспорта государства. Позволяют транспорту развиваться и занимать лидерские позиции в общей транспортной системе страны следующие характеристики:

  1. Относительно свободное размещение (его можно построить на любой сухопутной территории, а с использованием тоннелей, мостов и паромов осуществить обеспечение железнодорожной связи с отдаленными территориями, включая острова, такие как, например, материком и островом Сахалин).
  2. Защита от погодных условий и техническая надёжность.
  3. Регулярность в плане организации перевозок. Железнодорожная сеть не зависит в эксплуатационном плане от времени, сезонности и климатических условий.
  4. Универсальность, возможность использовать, в том числе, для перевозки грузов с повышенной опасностью, которые невозможно перевозить другими видами транспорта.
  5. Широкая распространённость. Возможность организации массовых пассажирских и грузоперевозок, что значительно повышает производительность, снижая при этом себестоимость логистики.
  6. Организация прямого железнодорожного сообщения между крупными промышленными компаниями, что позволяет избежать дополнительных затрат на логистику путём формирования маршрута напрямую.

Железнодорожный транспорт в целом считается рентабельным, но пассажирские перевозки, а в большей степени пригородные, являются не очень выгодными [2]. К основным потребителям услуг железнодорожных перевозок относятся производители массовых грузов, например, цветные и черные металлы, строительные материалы, уголь и т.д. Спрос на железнодорожные перевозки крайне высок, а средняя протяжённость маршрута обычно настолько большая, что иных вариантов, кроме железнодорожного транспорта, по сути не остаётся. Автомобильные перевозки выходят крайне дорогими при далеких поездках, а речной по стоимости вполне конкурирует с железнодорожным, однако не имеет такой широкой доступности.

В настоящий момент актуальной является проблема «омоложения» главных фондов железнодорожного транспорта и внедрения технологически современного и новейшего подвижного состава, включая путевое оборудование.

Низкие темпы развития железнодорожного транспорта, способны затормаживать формирование иных смежных отраслей. Например, низкий уровень разветвлённости железнодорожной сети и небольшой уровень инноваций в аспекте развития транспорта — это важнейшие причины, препятствующие развитию сферы лесного хозяйства в РФ. Сейчас больше 70% общих резервов леса в России не осваиваются именно по причине инфраструктурных ограничений.

Безусловно, развитие железнодорожного транспорта крайне важно и необходимо. Если этого не делать, то темпы развития Российской Федерации в экономическом аспекте могут сильно замедлиться. Чтобы минимизировать такие риски, была подготовлена Государственная стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ с максимальной перспективой до 2030 года [3].

Ее смысл развития в этой сфере выражен в гарантированном предоставлении транспортных услуг экономического развития страны путём повышения эффективности и улучшения качества работы железнодорожного транспорта. Это позволяет гарантировать в РФ единое экономическое пространство и осуществлять права и свободы своих граждан в аспекте свободного перемещения и высокой степени к конкуренции в рамках единой транспортной системы.

С учётом постоянно растущего спроса на высококачественные услуги логистики, важно создавать оптимальные условия для развития обновлённой инфраструктуры высокоскоростного типа. При этом крайне важно обеспечивать доступность железнодорожного транспорта для промышленных предприятий и месторождений, что позволит эффективно осваивать новые территории [4].

Для модернизации железнодорожной отрасли важно привлечение значительного количества инвестиций, которые обеспечиваются на основе партнёрства государства и частного бизнеса. Это требует различных мер, которые позволяют укреплять и развивать инвестиционные фонды.

От успешности инвестиционной политики в развитии моделей рынка транспорта в будущем напрямую зависит их реальная эффективность. Для достижения этой цели необходимо создавать условия честной конкуренции в различных секторах, окружающих железнодорожный сектор [5].

Можно сделать вывод, что основополагающей частью транспортной системы Российской Федерации является именно железнодорожный транспорт, который во взаимодействии с другими видами транспорта должен максимально качественно удовлетворять потребности в перевозках населения, юридических лиц и государства.

Список литературы

  1. Громов И. Н. Единая транспортная система: учебник для транспортных специальностей вузов. – Москва: Транспорт, 1987. – 303 с.
  2. Веселов Г. В., Карташов М. В., Минеев В. И. Современное состояние пассажирских перевозок в Российской Федерации // Экономика и бизнес. – 2019. – № 58. – С. 143.
  3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=155 (дата обращения: 17.05.2023).
  4. Камалова Т. А. Пути повышения эффективности работы транспортного комплекса // Экономика и бизнес. – 2018. – № 3. – С. 36.
  5. Чухломина И. А. Об эффективности деятельности дирекций инфраструктуры железных дорог // Экономика и бизнес. – 2014. – № 3. – С. 42-44.

Интересная статья? Поделись ей с другими: