УДК 338

Логистические принципы управления производством в условиях экономических санкций

Топорков Константин Александрович – аспирант Самарского государственного экономического университета

Научный руководитель Карпова Наталья Петровна – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга, логистики и рекламы Самарского государственного экономического университета

Аннотация: В статье изучены вопросы непрерывного обеспечения производственного предприятия комплектующими в условиях нарушения логистических цепочек. 

Ключевые слова: грузоперевозки, обеспечение непрерывности поставок, логистические концепции.

В 2022 году целый ряд недружественных стран ввели экономические санкции в отношении Российской Федерации. Всего за столь короткий период времени в отношении нашей страны было введено более десяти тысяч ограничений.

В результате были установлены ограничения на импорт высокотехнологичных товаров, введены секторальные санкции в отношении российского банковского сектора, часть банков было отключено от системы SWIFT, запрещена продажа в РФ самолетов и запасных частей к ним, передача их в лизинг и страхование, запрещена поставка навигационного оборудования и.т.д.

Ряд крупнейших компаний грузоперевозчиков, таких как Maersk, Mediterranian Shipping Company и CMA CGM приостановили свою деятельность в России. Общая доля этих перевозчиков на рынке грузоперевозок Российской Федерации составляет более половины от общего объема грузоперевозок. Помимо ухода с российского рынка грузоперевозчиков ряд крупнейших европейских морских портов отказались принимать, размещать у себя и отправлять грузы, идущие в РФ и из нее.

Общее санкционное давление помимо прочего привело к резким изменениям курса национальной валюты, что также затруднило деятельность предприятий, импортирующих комплектующие из стран Европейского союза и США. При этом необходимо отметить, импорт товаров из стран Европы и США в 2021 году превышал четверть от общего объема импорта в РФ. Конкурировать по данному показателю может разве что Китай со своими 24% от общего количества ввозимых товаров.

Однако здесь необходимо отметить, что даже товары из Китая, который не вводил ограничений в отношении РФ, грузы поступают в Россию и перемещаются по территории в контейнерах, из которых лишь менее десяти процентов контролируется российскими операторами, в подавляющем же большинстве собственниками контейнеров являются компании – резиденты Европейского союза. При этом в России продолжают работать китайские перевозчики, однако стоимость их услуг также возросла в связи с ростом курса доллара, а резко возросшая степень загруженности этих перевозчиков привела к значительному увеличению сроков доставки.

Все эти изменения привели к:

  • росту расходов на доставку;
  • сокращению грузопотока;
  • увеличению сроков доставки;
  • перебоев с поставками (одни и те же товары могут доставляться в один период в течение двух недель, а в другой период срок доставки может превышать несколько месяцев).

Все это в свою очередь вынуждает производителей увеличивать складские запасы, увеличивать время производственного цикла и минимизировать номенклатуру изготавливаемых изделий, отказываясь от логистической концепции «точно в срок» [2].

Выходом в такой сложной экономической ситуации видится применение MRPII системы (Manufactory resource planning), основанной на планировании материальных потребностей предприятия для обеспечения гарантированного наличия необходимых комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов.

Однако нужно учесть, что наряду с возможностью обеспечить непрерывность производственного процесса MRPII система обладает целым рядом существенных недостатков, таких как:

  • значительный объем вычислений;
  • большое количество отказов в работе системы;
  • возрастание логистических затрат;
  • неспособность изменения объемов производства при кратковременном изменении спроса.

Несмотря на то, что MRP система появилась еще в 60-х годах прошлого столетия ее эффективность высока и по сей день, а с появлением технологий «искусственного интеллекта» [1] возможности MRP систем смогут выйти на качественно новый уровень, позволяющий устранить многие недостатки данных систем. 

Список литературы

  1. Карпова Н.П., Евтодиева Т.Е. Обеспечение устойчивого роста предприятий логистической сферы в современной экономике // Креативная экономика. – 2021. – Т.15. – № 2. – С. 559-572. -– DOI: 18334/ce.15.2.111580.
  2. Карпова, Н.П. Аддитивные технологии как способ реализации концепции бережливого производства [Текст] / Н.П. Карпова, А.А. Шеховцов // Современные научные исследования. Выпуск – ART 85029. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85029.htm. – ISSN 2304-120X.

Интересная статья? Поделись ей с другими: