УДК 339

Регулирование дистанционной торговли

Новикова Юлия Вячеславовна – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в процессе правового регулирования договора продажи товаров, заключенного дистанционно. В силу специфики этого вида договора, прежде всего в силу его принципиального отличия от иных видов договоров купли-продажи, в частности, от договора купли-продажи стационарных товаров, возникла необходимость в выявлении индивидуальных особенностей договора купли-продажи товара, заключенного удаленно. В статье кратко раскрыта история возникновения и разработка договора купли-продажи товара, заключенного дистанционно, определяет правовую природу данного вида договора, формулирует понятие, признаки и элементы изучаемого предмета. Автор рассматривает некоторые проблемы правового регулирования купли-продажи товаров осуществляется удаленно и предлагает пути решения существующих проблем, связанных с особенностями правового регулирование данного вида правоотношений на современном этапе развития цифровой экономики.

Ключевые слова: дистанционный договор купли-продажи, потребитель, продавец, товар, защита потребителя.

Введение

В настоящее время стремительное развитие цифровой экономики в Российской Федерации характеризуется широким распространением дистанционной покупки товаров или услуг [1-4]. Уже сегодня такой метод удаленного заключения контрактов очень распространен. Появление нового способа покупки и продажи, несомненно, требовали новых форм и методов его правовой регулирования. Следует отметить, что, несмотря на то, что этот способ продажи товаров появился относительно недавно, это уже стал довольно популярным. В связи с этим механизм правового регулирования таких отношений разработаны на сегодняшний день. Однако практика показывает, что существуют количество проблем, связанных с удаленным режимом «Купля-продажа» товаров, а, следовательно, и дальнейшее совершенствование и развитие законодательства в этой сфере необходимо. Это главная цель исследования.

Анализ литературных источников

Появление нового типа договора купли-продажи потребовало провести теоретический анализ данного вида правоотношений [5, 6, 7]. Необходимо отметить, что имеется достаточная исследовательская база по этой проблеме [8, 9, 10]. Во-первых, удаленный договор купли-продажи является относительно новым феноменом современного российского права. Таким образом, основной литературой по проблемам этого вида правоотношений относится к последним десятилетиям.

Для начала обратимся к анализу проблем правового регулирования данного вида правоотношений, следует отметить, что торговля на расстоянии зародилась в Древнем Египте, где помощью обмена письмами был заключен договор между люди. Отсюда следует, что задолго до появления информационно-компьютерных технологий люди пришли к выводу договор купли-продажи без прямого контакта сторон.

Дистанционная торговля имеет свои специфические черты, отличающие ее от других видов купли-продажи, в том числе розничной, в первом случае покупатель, намеревающийся приобрести товар, может отчетливо увидеть его – оценить потребительские свойства или выявить недостатки на месте; во втором – такая возможность отсутствует, так как сделка осуществляется на расстоянии и любой информация о товарах может быть получена только с слов продавца – письменно или устно [5].

Есть несколько преимуществ широкого распространения этого способа продажи товара.

Во-первых, из-за круглосуточной работы интернет-магазинов, потенциальные клиенты не ограничены во время службы.

Во-вторых, у клиентов есть возможность оставить свои рекомендации о продукте, сравнить их между собой и добавь их в список предпочтений.

В-третьих, удобство оплаты товаров также выделяется на этом фоне. Покупатель может использовать любой способ оплаты: наличные, банковская карта или электронный платеж.

В-четвертых, дистанционная торговля очень удобна, поскольку позволяет покупать товары удаленно, не выходя из дома или рабочего места. Покупатель получает товар или услугу в его местонахождение курьерской службой доставки или по почте.

Построение такой торговой площадки удобно и, самое главное, выгоднее покупателю и продавцу.

С ростом популярности удаленного заключения контракт, между учеными и специалистов гражданского права по определению такого юридического договора.

Общеизвестно, что договор является выражением воли сторон, что приводит к возникновению или прекращению взаимных прав и/или обязательства каждой стороны. Тем не менее, вывод соглашения, специфичные для данного вида сделки, не одновременно и в разных местах породили разные мнения среди юристов.

Внутреннее законодательство детально регулирует отношения между контрагентами (потребителем и продавцом) при покупке и продаже товаров удаленно.

Статья 26.1 Федерального закона «Об охране Права потребителей» устанавливает дистанционный способ продажи как заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомление с описаниями товара продавца по посредством фотографий, буклетов, листовок и проспектов, исключающие возможность прямого контакта покупателя с товар или образец на момент заключения соглашение. Таким образом, постулируется, что рассматриваемый договор является таковым из-за способа, которым он заключен.

Статья 497 Гражданского кодекса Российской Федерации различает продажу товаров по образцам и дистанционная продажа, это видно из названия статьи "Продажа товаров по выборке и дистанционной продаже товаров». В обоих случаях подчеркивается, что покупатель не в состоянии ознакомиться себя непосредственно с товарами, которые он покупает. Это общее функция позволила совместить оба способа покупка товаров в один артикул. Эта статья также включает правила исполнения такого договора на момент заключения оформление доставки товара до места назначения, выдачи, и регулирует право отказа от покупки и возмещения ресурсы, потраченные на транспортировку к продавцу.

После внесения поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2007 году в «Постановлении Правительство Российской Федерации «Об утверждении Правила реализации товаров путем дистанционной продажи» от 27.09.2007 г. № 612», Правительство Российской Федерации утвержден перечень правил дистанционной продажи товаров и закрепил само понятие этого договора. Концепция чего-либо дистанционная реализация товаров, указанная в Постановлении Правительство Российской Федерации, идентично понятие Гражданского кодекса Российской Федерации, которое положительно сказалось на правоприменительной практике.  Постановление о дистанционных правилах купли-продажи повторило положение Европейская конвенция «О международных почтовых и дистанционных Торговля» от 27 марта 2002 г., где подчеркивается, что заключение такого договора происходит, когда ни продавец, ни покупатель не видят друг друга, и продажа товара осуществляется через различные каналы распространения сведения, которые также продублированы в Постановлении Правительство «Об утверждении Правил реализации товаров Расстояние» и ГК РФ.

Следовательно, если потребитель может почувствовать или ознакомиться с непосредственно с продуктом, эта связь не будет регулируются специальными правилами, упомянутыми выше.

Есть также несколько других правовых актов, регулирующих продажи, например, письма Роспотребнадзора № 0100/2569-05-№ 32 от 08.04.2005 «О профилактике правонарушений по делу дистанционной реализации товаров» и от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правила реализации товаров дистанционным способом», а также как Федеральный закон "Об основах государственного регулирования Торговая деятельность в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ и Федеральным законом «О рекламе».

Из вышеизложенного можно сформулировать ряд особенностей договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционно:

  1. Предметом договора являются товары или услуги, которые могут быть отправлены по дистанционному договору. Тем не менее, не все услуги могут быть предметом договора, только те, которые предоставляется при исполнении контракта.
  2. Заключение договора производится вне стационарных торговых площадок, потому что таких площадки просто не доступны продавцу. Этот критерий указывает расстояние между потребителем и продавцом.
  3. Покупатель имеет возможность выбрать только товар на основе предложенного изображения и текстового описания через различные каналы коммуникации (Интернет, брошюры, буклеты, каталоги и др.).
  4. Потребитель лишен возможности прямого ознакомление с товаром при заключении такого договор.

На основании этих положений можно сформулировать после определения договора розничной купли-продажи, заключенного удаленно: договор купли-продажи, заключенный удаленно представляет собой договор купли-продажи о продаже продукции и услуги, для приобретения которых потребитель изучает релевантная информация, основанная на видимом изображении продукта, а также текстовое описание посредством различных коммуникаций каналам, заключение настоящего договора является дистанционным и осуществление деятельности осуществляется дистанционно.

В 2004 г. Национальная ассоциация дистанционного (НАДТ) была сформирована в нашей стране, цель заключается в создании благоприятных условий для развития дистанционной коммерческой торговли в России, а также соблюдение потребительских интересов, без которых невозможно построить цивилизованный рынок. Эта некоммерческая организация руководствуется «Европейская конвенция о международных почтовых и Дистанционная торговля» и ее участники связаны настоящим соглашением.

Данная Ассоциация объединяет 24 компании на 2019 год, оборот из которых составляет 50% рынка дистанционной торговли в России. С начала 2005 года дистанционная торговля регулируется статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей, а также Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил реализации Товары дистанционной продажи».

Дистанционная торговля в настоящее время является многообещающей тенденцией из-за высокого развития информационных технологий. В Европе оборот удаленной продажи товаров достигает 7% национального ВВП, особенно в районах, удаленных от развитых инфраструктура.

Поэтому стоит отметить, что регулирование данной сферы явно требует усовершенствования законодательства. Во-первых, конструкция договора купли-продажи в российском законодательстве не ясна. Кажется, в будущем законодателю необходимо определить и закрепить в нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу. В частности, это касается детального разграничения договора дистанционной купли-продажи и образца контракта на продажу.

Во-вторых, практика показывает, что потребитель, как один из стороны договора дистанционной купли-продажи, является более слабой, наименее защищенной стороной договора, что подтверждается судебной практикой по спорам вытекающим из договоров дистанционной купли-продажи. В таком случае потребитель не может решить проблемы с продавцом товара самостоятельно, и обращается в суд за защитой своего права. В связи с этим необходимо указать права покупателя на возврат любых товаров ненадлежащего качества, приобретенные удаленно, что позволяет однозначно интерпретировать положения закона, а также установить конкретные сроки для выполнение заказа на доставку товара покупателю.

В-третьих, этот тип договора очень подробен и эффективен, используется в практике ряда европейских стран. Однако можно применить уже существующий зарубежный опыт правового регулирования в данной сфере купли-продажи товаров к нашему законодательству лишь частично, потому что в каждой отдельной стране развитие торговли имеет свои собственные особенности, которые зависят от развития экономики и законодательства страны.

Заключение

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявление проблем правового регулирования договора купли-продажи, заключенной дистанционно, а также при формировании способов развития российского законодательства в сфере этого вид договора в условиях цифровизации Российской правовой системы.

Таким образом, на современном этапе формирования цифровой хозяйственный договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным методом очень популярен, так как обусловлен потребительский спрос. Каждая из сторон договора имеет свои преимущества. В частности, заказчик имеет возможность приобрести уникальный предмет, недоступный для покупки на его территории; ему предоставляется гораздо более широкий спектр товаров; у него есть возможность покупать брендовые вещи намного дешевле Покупателю предлагаются разнообразные дисконтные программы; предлагается выбор способа оплаты, а также право на получение покупки из дома. Для продавца также есть ряд преимуществ: наличие интернет-магазина (а это обычно малая численность персонала), возможность реализации товаров за пределами местонахождение магазина, нет необходимости иметь торговую площадь, и поэтому никаких лишних затрат на аренду и оформление магазина. Относительно недавняя форма дистанционных продаж набирает обороты, но развитие современной правовой системы в этой области развивается гораздо более медленными темпами, в результате чего проблемы в правовом регулировании нового договора.

Автор считает, что правовое регулирование правового отношения, вытекающие из договора купли-продажи товара, заключенного отдаленно требует дальнейшего совершенствования законодательства и решение ряда проблем, актуальных для настоящего время. Предложения по совершенствованию российского законодательства в область дистанционных договоров купли-продажи была развита на основе анализа законодательства о данном виде договора.

Список литературы

  1. Германов В.Е., Шайтура С.В. Классификация стратегий продвижения стартапов электронной коммерции // Славянский форум. – 2012. –№ 2 (2) – с. 154-163.
  2. Германов В.Е., Шайтура С.В. Методика разработки стартапа электронной коммерции // Славянский форум. – 2013. –  № 2 (4) – с. 48-55.
  3. Германов В.Е., Шайтура С.В. Моделирование стартапов электронной коммерции на рынке товаров и услуг // Славянский форум. – 2012. –  № 1 (1) – с. 171-176.
  4. Германов В.Е., Шайтура С.В. Проектирование систем электронной коммерции // Славянский форум. – 2013. –  № 2 (4) – с. 42-47.
  5. Ручушкина Е.Д. Правовое регулирование дистанционной торговли // Студенческий форум. 2022. № 42-3 (221). С. 46-47.
  6. Фролов И.В. Проблемы определения понятия "дистанционная торговля" // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12-1. С. 166-169.
  7. Нестерова К.И. Договор, заключаемый дистанционным способом, как юридическое основание сделки купли-продажи // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 804-809.
  8. Стукалова И.Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 4. С. 29-40.
  9. Сизинцева В.О. Вопросы необходимости принятия закона об электронной торговле // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 4 (61). С. 100-103.
  10. Ерехинская Е.С. Проблемы защиты прав потребителей при покупке товаров дистанционным способом // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 7 (70). С. 121-124.

Интересная статья? Поделись ей с другими: