УДК 339
Регулирование дистанционной торговли
Новикова Юлия Вячеславовна – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в процессе правового регулирования договора продажи товаров, заключенного дистанционно. В силу специфики этого вида договора, прежде всего в силу его принципиального отличия от иных видов договоров купли-продажи, в частности, от договора купли-продажи стационарных товаров, возникла необходимость в выявлении индивидуальных особенностей договора купли-продажи товара, заключенного удаленно. В статье кратко раскрыта история возникновения и разработка договора купли-продажи товара, заключенного дистанционно, определяет правовую природу данного вида договора, формулирует понятие, признаки и элементы изучаемого предмета. Автор рассматривает некоторые проблемы правового регулирования купли-продажи товаров осуществляется удаленно и предлагает пути решения существующих проблем, связанных с особенностями правового регулирование данного вида правоотношений на современном этапе развития цифровой экономики.
Ключевые слова: дистанционный договор купли-продажи, потребитель, продавец, товар, защита потребителя.
Введение
В настоящее время стремительное развитие цифровой экономики в Российской Федерации характеризуется широким распространением дистанционной покупки товаров или услуг [1-4]. Уже сегодня такой метод удаленного заключения контрактов очень распространен. Появление нового способа покупки и продажи, несомненно, требовали новых форм и методов его правовой регулирования. Следует отметить, что, несмотря на то, что этот способ продажи товаров появился относительно недавно, это уже стал довольно популярным. В связи с этим механизм правового регулирования таких отношений разработаны на сегодняшний день. Однако практика показывает, что существуют количество проблем, связанных с удаленным режимом «Купля-продажа» товаров, а, следовательно, и дальнейшее совершенствование и развитие законодательства в этой сфере необходимо. Это главная цель исследования.
Анализ литературных источников
Появление нового типа договора купли-продажи потребовало провести теоретический анализ данного вида правоотношений [5, 6, 7]. Необходимо отметить, что имеется достаточная исследовательская база по этой проблеме [8, 9, 10]. Во-первых, удаленный договор купли-продажи является относительно новым феноменом современного российского права. Таким образом, основной литературой по проблемам этого вида правоотношений относится к последним десятилетиям.
Для начала обратимся к анализу проблем правового регулирования данного вида правоотношений, следует отметить, что торговля на расстоянии зародилась в Древнем Египте, где помощью обмена письмами был заключен договор между люди. Отсюда следует, что задолго до появления информационно-компьютерных технологий люди пришли к выводу договор купли-продажи без прямого контакта сторон.
Дистанционная торговля имеет свои специфические черты, отличающие ее от других видов купли-продажи, в том числе розничной, в первом случае покупатель, намеревающийся приобрести товар, может отчетливо увидеть его – оценить потребительские свойства или выявить недостатки на месте; во втором – такая возможность отсутствует, так как сделка осуществляется на расстоянии и любой информация о товарах может быть получена только с слов продавца – письменно или устно [5].
Есть несколько преимуществ широкого распространения этого способа продажи товара.
Во-первых, из-за круглосуточной работы интернет-магазинов, потенциальные клиенты не ограничены во время службы.
Во-вторых, у клиентов есть возможность оставить свои рекомендации о продукте, сравнить их между собой и добавь их в список предпочтений.
В-третьих, удобство оплаты товаров также выделяется на этом фоне. Покупатель может использовать любой способ оплаты: наличные, банковская карта или электронный платеж.
В-четвертых, дистанционная торговля очень удобна, поскольку позволяет покупать товары удаленно, не выходя из дома или рабочего места. Покупатель получает товар или услугу в его местонахождение курьерской службой доставки или по почте.
Построение такой торговой площадки удобно и, самое главное, выгоднее покупателю и продавцу.
С ростом популярности удаленного заключения контракт, между учеными и специалистов гражданского права по определению такого юридического договора.
Общеизвестно, что договор является выражением воли сторон, что приводит к возникновению или прекращению взаимных прав и/или обязательства каждой стороны. Тем не менее, вывод соглашения, специфичные для данного вида сделки, не одновременно и в разных местах породили разные мнения среди юристов.
Внутреннее законодательство детально регулирует отношения между контрагентами (потребителем и продавцом) при покупке и продаже товаров удаленно.
Статья 26.1 Федерального закона «Об охране Права потребителей» устанавливает дистанционный способ продажи как заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомление с описаниями товара продавца по посредством фотографий, буклетов, листовок и проспектов, исключающие возможность прямого контакта покупателя с товар или образец на момент заключения соглашение. Таким образом, постулируется, что рассматриваемый договор является таковым из-за способа, которым он заключен.
Статья 497 Гражданского кодекса Российской Федерации различает продажу товаров по образцам и дистанционная продажа, это видно из названия статьи "Продажа товаров по выборке и дистанционной продаже товаров». В обоих случаях подчеркивается, что покупатель не в состоянии ознакомиться себя непосредственно с товарами, которые он покупает. Это общее функция позволила совместить оба способа покупка товаров в один артикул. Эта статья также включает правила исполнения такого договора на момент заключения оформление доставки товара до места назначения, выдачи, и регулирует право отказа от покупки и возмещения ресурсы, потраченные на транспортировку к продавцу.
После внесения поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2007 году в «Постановлении Правительство Российской Федерации «Об утверждении Правила реализации товаров путем дистанционной продажи» от 27.09.2007 г. № 612», Правительство Российской Федерации утвержден перечень правил дистанционной продажи товаров и закрепил само понятие этого договора. Концепция чего-либо дистанционная реализация товаров, указанная в Постановлении Правительство Российской Федерации, идентично понятие Гражданского кодекса Российской Федерации, которое положительно сказалось на правоприменительной практике. Постановление о дистанционных правилах купли-продажи повторило положение Европейская конвенция «О международных почтовых и дистанционных Торговля» от 27 марта 2002 г., где подчеркивается, что заключение такого договора происходит, когда ни продавец, ни покупатель не видят друг друга, и продажа товара осуществляется через различные каналы распространения сведения, которые также продублированы в Постановлении Правительство «Об утверждении Правил реализации товаров Расстояние» и ГК РФ.
Следовательно, если потребитель может почувствовать или ознакомиться с непосредственно с продуктом, эта связь не будет регулируются специальными правилами, упомянутыми выше.
Есть также несколько других правовых актов, регулирующих продажи, например, письма Роспотребнадзора № 0100/2569-05-№ 32 от 08.04.2005 «О профилактике правонарушений по делу дистанционной реализации товаров» и от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правила реализации товаров дистанционным способом», а также как Федеральный закон "Об основах государственного регулирования Торговая деятельность в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ и Федеральным законом «О рекламе».
Из вышеизложенного можно сформулировать ряд особенностей договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционно:
- Предметом договора являются товары или услуги, которые могут быть отправлены по дистанционному договору. Тем не менее, не все услуги могут быть предметом договора, только те, которые предоставляется при исполнении контракта.
- Заключение договора производится вне стационарных торговых площадок, потому что таких площадки просто не доступны продавцу. Этот критерий указывает расстояние между потребителем и продавцом.
- Покупатель имеет возможность выбрать только товар на основе предложенного изображения и текстового описания через различные каналы коммуникации (Интернет, брошюры, буклеты, каталоги и др.).
- Потребитель лишен возможности прямого ознакомление с товаром при заключении такого договор.
На основании этих положений можно сформулировать после определения договора розничной купли-продажи, заключенного удаленно: договор купли-продажи, заключенный удаленно представляет собой договор купли-продажи о продаже продукции и услуги, для приобретения которых потребитель изучает релевантная информация, основанная на видимом изображении продукта, а также текстовое описание посредством различных коммуникаций каналам, заключение настоящего договора является дистанционным и осуществление деятельности осуществляется дистанционно.
В 2004 г. Национальная ассоциация дистанционного (НАДТ) была сформирована в нашей стране, цель заключается в создании благоприятных условий для развития дистанционной коммерческой торговли в России, а также соблюдение потребительских интересов, без которых невозможно построить цивилизованный рынок. Эта некоммерческая организация руководствуется «Европейская конвенция о международных почтовых и Дистанционная торговля» и ее участники связаны настоящим соглашением.
Данная Ассоциация объединяет 24 компании на 2019 год, оборот из которых составляет 50% рынка дистанционной торговли в России. С начала 2005 года дистанционная торговля регулируется статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей, а также Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил реализации Товары дистанционной продажи».
Дистанционная торговля в настоящее время является многообещающей тенденцией из-за высокого развития информационных технологий. В Европе оборот удаленной продажи товаров достигает 7% национального ВВП, особенно в районах, удаленных от развитых инфраструктура.
Поэтому стоит отметить, что регулирование данной сферы явно требует усовершенствования законодательства. Во-первых, конструкция договора купли-продажи в российском законодательстве не ясна. Кажется, в будущем законодателю необходимо определить и закрепить в нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу. В частности, это касается детального разграничения договора дистанционной купли-продажи и образца контракта на продажу.
Во-вторых, практика показывает, что потребитель, как один из стороны договора дистанционной купли-продажи, является более слабой, наименее защищенной стороной договора, что подтверждается судебной практикой по спорам вытекающим из договоров дистанционной купли-продажи. В таком случае потребитель не может решить проблемы с продавцом товара самостоятельно, и обращается в суд за защитой своего права. В связи с этим необходимо указать права покупателя на возврат любых товаров ненадлежащего качества, приобретенные удаленно, что позволяет однозначно интерпретировать положения закона, а также установить конкретные сроки для выполнение заказа на доставку товара покупателю.
В-третьих, этот тип договора очень подробен и эффективен, используется в практике ряда европейских стран. Однако можно применить уже существующий зарубежный опыт правового регулирования в данной сфере купли-продажи товаров к нашему законодательству лишь частично, потому что в каждой отдельной стране развитие торговли имеет свои собственные особенности, которые зависят от развития экономики и законодательства страны.
Заключение
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявление проблем правового регулирования договора купли-продажи, заключенной дистанционно, а также при формировании способов развития российского законодательства в сфере этого вид договора в условиях цифровизации Российской правовой системы.
Таким образом, на современном этапе формирования цифровой хозяйственный договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным методом очень популярен, так как обусловлен потребительский спрос. Каждая из сторон договора имеет свои преимущества. В частности, заказчик имеет возможность приобрести уникальный предмет, недоступный для покупки на его территории; ему предоставляется гораздо более широкий спектр товаров; у него есть возможность покупать брендовые вещи намного дешевле Покупателю предлагаются разнообразные дисконтные программы; предлагается выбор способа оплаты, а также право на получение покупки из дома. Для продавца также есть ряд преимуществ: наличие интернет-магазина (а это обычно малая численность персонала), возможность реализации товаров за пределами местонахождение магазина, нет необходимости иметь торговую площадь, и поэтому никаких лишних затрат на аренду и оформление магазина. Относительно недавняя форма дистанционных продаж набирает обороты, но развитие современной правовой системы в этой области развивается гораздо более медленными темпами, в результате чего проблемы в правовом регулировании нового договора.
Автор считает, что правовое регулирование правового отношения, вытекающие из договора купли-продажи товара, заключенного отдаленно требует дальнейшего совершенствования законодательства и решение ряда проблем, актуальных для настоящего время. Предложения по совершенствованию российского законодательства в область дистанционных договоров купли-продажи была развита на основе анализа законодательства о данном виде договора.
Список литературы
- Германов В.Е., Шайтура С.В. Классификация стратегий продвижения стартапов электронной коммерции // Славянский форум. – 2012. –№ 2 (2) – с. 154-163.
- Германов В.Е., Шайтура С.В. Методика разработки стартапа электронной коммерции // Славянский форум. – 2013. – № 2 (4) – с. 48-55.
- Германов В.Е., Шайтура С.В. Моделирование стартапов электронной коммерции на рынке товаров и услуг // Славянский форум. – 2012. – № 1 (1) – с. 171-176.
- Германов В.Е., Шайтура С.В. Проектирование систем электронной коммерции // Славянский форум. – 2013. – № 2 (4) – с. 42-47.
- Ручушкина Е.Д. Правовое регулирование дистанционной торговли // Студенческий форум. 2022. № 42-3 (221). С. 46-47.
- Фролов И.В. Проблемы определения понятия "дистанционная торговля" // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12-1. С. 166-169.
- Нестерова К.И. Договор, заключаемый дистанционным способом, как юридическое основание сделки купли-продажи // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 804-809.
- Стукалова И.Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 4. С. 29-40.
- Сизинцева В.О. Вопросы необходимости принятия закона об электронной торговле // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 4 (61). С. 100-103.
- Ерехинская Е.С. Проблемы защиты прав потребителей при покупке товаров дистанционным способом // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 7 (70). С. 121-124.