УДК 338.2

Совершенствование системы планирования организации в условиях санкций и экономической неопределенности

Лапшина Юлия Александровна – студентка Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.

Аннотация: В условиях санкционного влияния и быстро меняющейся экономической ситуации многие организации испытывают трудности при составлении эффективных планов на будущее. Чтобы помочь российской экономике и организациям справиться с этой задачей, было проведено исследование и разработаны новые методы стратегического планирования, которые учитывают неопределенность окружения и влияние санкций на экономику. Эти методы основаны на анализе внутренних и внешних факторов, дополнительном расчете рисков и оценки эффективности реализации планов на короткий, средний и долгий срок. Чтобы успешно использовать эти методы, необходимы постоянный мониторинг экономической конъюнктуры и сопутствующих изменений, доступ к актуальной информации и обучение персонала.

Ключевые слова: неопределенность окружения, влияние санкций, стратегическое планирование, стратегический менеджмент, разработка стратегии, методика планирования, планирование, стратегия, анализ неопределенности внешней среды.

В условиях санкций и неопределенности внешней среды последние годы стали критически важными для планирования в российской экономике. В прошлом ей приходилось сталкиваться с экономическими вызовами, такими как санкции, пандемия и нестабильность, что позволило накопить опыт борьбы с кризисами. Однако, масштаб санкционного давления сейчас настолько большой, что уже имеющийся опыт становится недостаточным. Поэтому разработка новых эффективных видов планирования, а именно стратегического, становится критически важным для обеспечения стабильного функционирования экономики и устойчивого развития страны в условиях постоянных вызовов. Российская экономика принимает меры по улучшению анализа неопределенности внешней среды, разработки стратегических решений при высокой динамике окружения и корректировке стратегии в условиях пандемии, чтобы успешно адаптироваться к переменам и продолжать эффективное развитие [1, c.1142]. Согласно оценке Росстата, в третьем квартале 2023 года планируется снижение ВВП на 4%, а во втором - на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в первом квартале был зафиксирован рост) [5, c. 79].

Современные вызовы, связанные с санкционным давлением и неопределенностью на внешнем рынке, требуют от российских компаний разработки эффективных стратегий и методик стратегического планирования. Это является критически важным аспектом для обеспечения конкурентоспособности и успешности организаций в настоящее время. Необходимость разработки эффективной стратегии, позволяющей быстро и грамотно реагировать на изменения внешней среды, становится критически важной для достижения поставленных целей и обеспечения стабильности бизнеса. Поэтому компании активно работают над доработкой методик стратегического планирования и применения инновационных подходов в управлении.

Мы предлагаем улучшенную методологию стратегического планирования, которая позволит компаниям эффективно работать в условиях ограничений и неопределенности. Мы также дадим несколько рекомендаций по стратегическому планированию, которые помогут компаниям минимизировать негативные последствия, связанные с санкционным давлением и нестабильностью окружающей среды.

  1. Аналитический разбор ситуации. Анализ очень важен для принятия обоснованных решений. Однако, действительно, необходимо учитывать динамичность среды и не откладывать принятие решений в ожидании получения результатов анализа. Важно иметь план действий, который бы позволял бы компании быстро реагировать на изменения внешней среды. Это могут быть планы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, которые должны быть гибкими и корректируемыми в зависимости от изменения ситуации на рынке. Кроме того, важно, чтобы компания концентрировалась не только на анализе, но и на разработке своих конкурентных преимуществ, создании эффективной системы управления, постоянном улучшении продуктов и услуг, чтобы обеспечить свое будущее развитие в условиях масштабного санкционного давления и неопределенности окружения. [2, c. 7].
  2. Разработка стратегии. В условиях санкционного давления и неопределенности окружения очень важно для компании адаптироваться к новым условиям и искать новые возможности для своего развития. Разработка стратегии должна учитывать потенциальные риски и возможности и предусматривать меры для минимизации рисков и использовании возможностей. Компания может сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, которые будут востребованы на новых рынках, а также искать новых партнеров и поставщиков. Важно развивать свой бизнес-процесс и интегрировать производство на разных этапах от производства компонентов до конечной продукции внутри своей страны или с дружественными странами. Такие меры позволят компании увеличить свою конкурентоспособность и устойчивость к изменениям внешней среды, а также сделать ее более независимой от зарубежных поставщиков и рынков [6, 92].
  3. Планирование и исполнение. На этом этапе важно иметь четкий план действий и приступить к его исполнению, проводя модернизацию и изменение организационной структуры, модернизацию маркетинговой стратегии, поиск новых сотрудников и т.д. Однако, важно не забывать об оценке и интерпретации результатов выполнения плана, так как только так можно понимать, насколько эффективными оказались предпринятые меры и вносить соответствующие корректировки. Мониторинг и анализ результатов помогают определять, какие действия были наиболее эффективными и какие из них не оправдали свои ожидания. Оценка и корректирование предпринимаемых мер помогают компании стать более гибкой и адаптивной к изменениям внешней среды, что особенно важно в условиях санкционного давления и неопределенности.
  4. Контроль и адаптация стратегии. Непрерывный мониторинг ситуации и анализ политических событий является одним из ключевых элементов успешной адаптации к условиям санкционного давления. Компания должна постоянно следить за изменениями на рынке и во внешней среде и адаптироваться к ним по мере необходимости. Важно не только реагировать на изменения, но и предвидеть их, а также строить свою стратегию, учитывая возможные риски и прогнозируемые изменения в ближайшее время. Необходимо также находить новые рынки и способы достижения целевых групп потребителей, чтобы снизить зависимость от санкционных стран и увеличить свою конкурентоспособность в международном масштабе. Компании должны иметь в запасе различные стратегии и планы действий, которые могут быстро вступать в силу в любой неожиданной ситуации, чтобы повысить уровень продуктивности и эффективности в сложных условиях вынужденной изоляции [3, c. 50].

Гибкий подход и способность быстро адаптироваться к изменениям внешней среды являются ключевыми элементами успешного стратегического планирования в условиях санкционного давления и неопределенности. Компании, которые могут быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и искать новые возможности, имеют больше шансов продолжить успешную деятельность в сложных условиях. Партнерские отношения и нестандартные решения также могут играть важную роль в обеспечении стабильности и роста компании. Кроме того, инновационные подходы могут помочь создать новые решения и услуги, которые могут быть востребованы на рынке, что позволит компании увеличить свою конкурентоспособность и снизить зависимость от санкционных стран. Важно также учитывать мнение сотрудников и клиентов, что может помочь компании принимать более обоснованные и эффективные решения [4, c. 10].

Таким образом, особое значение в условиях санкционного давления и неопределенности на мировой арене имеет разработка эффективных методов стратегического планирования для российских компаний. Неопределенность глобальной экономической ситуации все больше затрудняет планирование долгосрочных целей и намечение стратегических шагов. Однако, благодаря разработке эффективных стратегий и методов планирования, организации могут успешно адаптироваться к условиям рынка и продолжать гармоничное функционирование.

Список литературы

  1. Божко Л.М. Анализ неопределенности внешней среды и рекомендации по управлению организационными изменениями в условиях неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2022. № 9. С. 1142–
  2. Божко Л.М. Методика принятия стратегических решений в условиях повышенной динамичности внешнего окружения // Перспективы и тенденции развития менеджмента в XXI веке: Сб. трудов III Междунар. науч.-практич. конф., 10 ноября 2022 г. / Под ред. Т.Ю. Ксенофонтовой, Л.А. Кравченко. СПб.: ФГБОУ ВО «ПГУПС», 2022. С. 7–10.
  3. Божко Л.М. Методы коррекции стратегии организации в условиях пандемии // Синтез наук в конкурентной экономике (проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России): сб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практич. конф., Воронеж, 23–25 октября 2021 г. / Европейская академия естественных наук, Воронежский ГТУ. Т. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2021. С. 50–56.
  4. Винслав Ю.Б. Мобилизационная экономика как технология государственного управления в условиях тотальных санкций // Российский экономический журнал. 2022. № С. 4–29.
  5. Осипов В.А. Формирование стратегического управленческого решения в промышленности (методологические аспекты) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. № 2. С. 78–87.
  6. Шкурко В. Е. Управление организацией в условиях неопределенности: угрозы и безопасность: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2017. 136 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: