УДК 33

Анализ развития и подходов к классификации технологий интернет-маркетинга

Королев Никита Алексеевич – аспирант Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: Целью научной статьи выступает определение тенденций развития технологий Интернет-маркетинга в управлении продвижением продукции и бренда компании. Проведен обзор распространенных технологий Интернет-маркетинга, который подтверждает, что модель цифровой экономики, которая активно развивается в России, увеличивает роль интернет-технологий при организации рекламы и маркетинга компаний. Подтверждением увеличения роли инновационных технологий в организации маркетинговых коммуникаций бизнеса отражено в материалах статьи. На основании изложенного, можно утверждать, что технологии Интернет-маркетинга позволяют сформировать эффективную стратегию маркетингового продвижения бренда и продукции компании, где используются различные технологии и инструменты.

Ключевые слова: Интернет-маркетинг, технологии Интернет-маркетинга, маркетинговое продвижение, маркетинговые технологии, маркетинг.

Одним из актуальных вопросов современной практики маркетингового управления бизнесом в России является определение практической необходимости и целесообразности использования стратегического подхода в организации интернет-маркетинга, роль и доля которого увеличивается с каждым годом.

В текущее время, практическое значение интернет-маркетинга значительно выше, чем традиционные способы маркетингового продвижения бренда компании. Интернет-маркетинга выступает важнейшим инструментом в закреплении рыночной власти фирмы. Связанно это с тем, что цифровые технологии Интернета используется при управлении конкурентоспособности продукции и бренда организации на рынках. Поэтому в основе формирования экономически эффективных и результативных маркетинговых процессов важную роль для бизнеса занимают именно цифровые коммуникации, которые позволяют увеличить охват целевой аудитории, установив более тесную связь с потребителями.

Основная часть

Несмотря на развитие современных технологий, в сфере маркетинговых коммуникаций в России по-прежнему применяются и стандартные способы продвижения, которые пользуются успехом, и не требуют внедрения цифровых технологий. Однако, стоит отметить существенные плюсы цифровых технологий Интернет-маркетинга, которые хоть и имеют недостатки, но их проявление можно заметить лишь при практическом применении, когда управляющие маркетингом нецелесообразно выбирают инструменты digital-коммуникаций для продвижения бизнеса.

В 2023 году маркетинговая сфера российских предприятий продолжают претерпевать кардинальные изменения. Связано это с результатами четвертой промышленной революции. Модель цифровой экономики, которая активно развивается в России, увеличивает роль интернет-технологий при организации рекламы и маркетинга компаний. Подтверждением увеличения роли инновационных технологий в организации маркетинговых коммуникаций бизнеса являются данные рис. 1, где изображена динамика изменения структуры рынка рекламы в периоде 2019-2022 гг.

1

Рисунок 1. Динамика структуры рынка рекламы России за 2019-2022 гг., в млрд руб. [1]

Таким образом, объем рекламного бюджета российских компаний при организации Интернет-маркетинга в периоде с 2019 по 2022 гг. увеличился с 244 млрд руб. до 324,9 млрд руб. При этом объем наружной рекламы увеличился лишь с 43,8 млрд руб. до 47,6 млрд руб. А такие сферы маркетингового продвижения, как радио и пресса, наоборот, снизились в объеме с 16 млрд руб. до 14,7 млрд руб. и с 15,1 млрд руб. до 4,8 млрд руб. соответственно.

Разработка стратегии Интернет-маркетинга современных организаций обусловлена следующими методическими аспектами и характеристиками концепции стратегического подхода к маркетинговому управлению бизнесом, как [3]:

  1. Во-первых, формирование стратегии Интернет-маркетинга будет адаптирована под достижение стратегических целей развития компании.
  2. Во-вторых, показатели экономической эффективности Интернет-маркетинга будут интегрированы с ключевыми показателями эффективности стратегии развития компании.
  3. В-третьих, маркетинговый бюджет организации проходит тщательную процедуру финансового планирования и бюджетирования.
  4. В-четвертых, разработку стратегии Интернет-маркетинга проводят совместно специалисты отдела маркетинга и высшее руководство компании.
  5. В-пятых, цели и задачи Интернет-маркетинга становятся делегированной ответственностью конкретных лиц компании, система мотивации которых будет зависеть от достижения целевых показателей маркетингового продвижения, что делает их максимально заинтересованы наилучшем результате.

В качестве разработки стратегии Интернет-маркетинга используются следующие маркетинговые технологии, как [2]:

  1. Контент маркетинг – происходит процесс создания и наполнения медийного пространства, включая сайта и официальных страничек в социальных сетях различной информацией, которая продвигает продукцию организации.
  2. SMM – формируется стратегия маркетинга в социальных сетях. Поскольку большая часть населения России – это люди, активно использующие Интернет, то соответственно социальные сети для них имеют важную роль в социализации и общении. Наличие SMM позволяет «достучаться» до потенциальных клиентов, вызвав у них интерес к продукции и бренду предприятия.
  3. SEO-оптимизация – обеспечивается получение трафика на сайт с поисковых запросов. Проводится оптимизация сайта, его информационного наполнения, чтобы повышает выдачу при запросах в наиболее популярных поисковиках, как Яндекс и Google.
  4. CRM-системы – цифровые программы по управлению взаимоотношениями с клиентами организации. Их практическое применение происходит в целях ведения учета всех сделок, запланированных встреч, писем и звонков, чтобы провести автоматизацию процессов работы отдела маркетинга и продаж, обеспечив рост выручки и прибыли.

Говоря о усовершенствовании SMM-технологий, одним из наиболее прогрессивных и активно развивающихся направлений является искусственный интеллект. Всё чаще в маркетинговом продвижении, социальных сетях, при взаимодействии с клиентами используются технологии на основе машинного обучения. При обработке фотографий, видео материалов, текстовой информации определенные алгоритмы помогают их оптимизировать и улучшить, добавить недостающую информацию, а также подобрать индивидуально для каждого клиента подходящее именно для него предложение. Искусственный интеллект можно разделить на простой и сложный. Простой ИИ может выполнять несложные задачи, которым его обучил человек. Примером таких задач могут быть таргетированные предложения (на основе запросов пользователей), автоматические ответы клиентам в социальных сетях, а также в чат-ботах на сайтах. Под сложным искусственным интеллектом понимается такой, который способен к самостоятельному обучения на основе возникающих задач и ситуаций. На текущий момент утверждать о создании и развитии полноценного сложного ИИ не приходится, поскольку не созданы алгоритмы автономного развития искусственного интеллекта.

К ярким примерам искусственного интеллекта, который помогает, к примеру, предлагать контент клиенту. Таким ИИ является IBM Watson. Он анализирует поведение пользователей, формирует предложение и предлагает его. Музей современного искусства города Сан-Франциско на основе Watson создал чат-бота, который может свободно общаться с посетителями и предлагать им произведения искусства в ответ на запросы пользователей.

Другим развивающимся ИИ является алгоритм ЯндексМузыка, который на основе прослушанных музыкальных композиций формирует музыкальные предпочтения пользователя, а также может «подстроиться» под настроение слушателей, предлагая им аналогичные композиции. Данным образом алгоритм Яндекс может формировать индивидуальный подход к посетителям сайта на основе их предпочтений и музыкальных вкусов.

Стоит отметить, что одним из более практичных и эффективных, на данный момент, ИИ по направлению копирайтинга и текстовой информации является чат-бот ChatGPT. Это интеллектуальный продукт компании OpenAI. Данный чат бот может поддерживать осознанный диалог с пользователем на основе вопросно-ответной системы общения. На основе запросов пользователя чат-бот способен писать тексты на определенную тематику, сочинять стихи, формировать планы и ставить задачи, а также многое другое, поскольку ChatGPT активно развивается и совершенствуется. Повышается производительность и чистота получаемого материала, «осмысленность» ответов бота.

Заключение

Таким образом, технологии Интернет-маркетинга позволяют сформировать эффективную стратегию маркетингового продвижения бренда и продукции компании, где используются различные технологии и инструменты. В нашем понимании, Интернет-маркетинг будет являться наиболее перспективным направлением дальнейшего развития маркетинговых коммуникаций и рекламы, что предполагает увеличение расходов на рекламный бюджет организаций.

Список литературы

  1. Рекламный рынок России. URL: http://www.akarussia.ru/node/7849 (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Будагов А.С., Молчанова Р.В. Будущее цифровых технологий в маркетинге // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 2 (34). С. 16-23.
  3. Смирнова Л.И., Щадилова Ю.Г. Механизм построения стратегии интернет-маркетинга // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-4. С. 49-53.
  4. Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: Монография, 4-е изд.– М.: Дашков и К, 2022.– 404 с.
  5. Климович Н.Г. Контент. Топовые техники SEO- продвижения.– Вологда.: Инфра- Инженеринг, 2021.– 320 с
  6. Морозова А.Л. Технология создания и развития личного бренда для специалистов, экспертов, предпринимателей.– М.:Русайнс, 2021.– 102 с.
  7. Новожилова И. SMM. Эффективное продвижение в соцсетях.– М.: BHV, 2021.– 352 с.
  8. Твердохлебова М.Д. Актуальные вопросы развития маркетинга: опыт, тенденции, инновации.– М.: Русайнс, 2021.– 342 с.
  9. Шамина И. Total SEO часть 1. Полное практическое руководство по продвижению сайтов.– Вологда: Инфра-Инженерия, 2021.– 604 с.
  10. Шамина И. Total SEO часть 2. Полное практическое руководство по продвижению сайтов.– Вологда: Инфра-Инженерия, 2021.– 440 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: