УДК 33.338

Факторы, оказывающие влияние на развитие конкурентоспособности университета в условиях цифровизации

Оразбек Елмар – магистр экономических наук, сеньор-лектор Международного университета информационных технологий (г. Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация: Данная статья рассматривает факторы, влияющие на конкурентоспособность университета в условиях цифровизации. Основные аспекты, обсуждаемые в статье, включают технологии, качество образовательного процесса, цифровую инфраструктуру и персонал университета. В контексте цифровой революции и развития образовательных технологий, автор подчеркивает значимость использования современных цифровых инструментов, таких как виртуальная реальность и аналитика данных, для улучшения образовательного процесса. Также обсуждается важность качества обучения, персонализации образования и использования цифровых платформ. Анализируется влияние цифровой инфраструктуры на эффективное использование технологий, включая надежное интернет-подключение, сетевую безопасность и облачные сервисы. В заключении автор подчеркивает роль персонала университета, включая обучение и развитие, наличие ИТ-специалистов и инновационное мышление, в достижении конкурентоспособности в цифровую эпоху.

Ключевые слова: цифровизация, конкурентоспособность, университет, технологии, образовательный процесс, цифровая инфраструктура, персонал.

В условиях цифровой революции университеты сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Цифровизация влияет на все аспекты университетской деятельности, начиная от образовательного процесса и заканчивая управлением и маркетингом. Конкурентоспособность университета в наше время тесно связана с его способностью адаптироваться к цифровой среде и использовать технологии для достижения своих целей. В этой статье мы рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность университета в условиях цифровизации.

Технологии играют решающую роль в повышении конкурентоспособности университетов в эпоху цифровизации [1]. Использование современных цифровых инструментов и платформ дает возможность университетам значительно улучшить свои образовательные программы и привлекательность для студентов. Вот некоторые аспекты, которые следует учесть при рассмотрении влияния технологий на конкурентоспособность университета:

а) Электронное обучение и онлайн-курсы: Одним из ключевых аспектов современной цифровизации в высшем образовании является возможность проведения электронных курсов и онлайн-обучения. Электронные платформы обеспечивают гибкость и доступность обучения для студентов из разных регионов, а также предоставляют возможность индивидуализации образовательного процесса. Университеты могут предлагать широкий выбор онлайн-курсов и дистанционных программ, которые могут быть более привлекательными для студентов, особенно для тех, кто не имеет возможности физически посещать университет.

б) Мобильные приложения: В современном мире, где мобильные устройства являются неотъемлемой частью нашей жизни, университетам следует обратить внимание на разработку и использование мобильных приложений. Мобильные приложения позволяют студентам получать доступ к информации, материалам и инструментам обучения в любое время и в любом месте. Они могут быть использованы для проведения виртуальных лекций, организации групповых проектов, коммуникации с преподавателями и студентами, а также для мониторинга и оценки академической успеваемости.

в) Виртуальная и дополненная реальность: Технологии виртуальной и дополненной реальности предоставляют уникальные возможности для улучшения образовательного процесса. Они позволяют создавать иммерсивные среды, в которых студенты могут взаимодействовать с виртуальными объектами и ситуациями, моделировать реальные сценарии и проводить практические тренинги. Например, в медицинских университетах студенты могут использовать виртуальную реальность для проведения виртуальных хирургических операций или диагностических процедур. Это позволяет улучшить практические навыки и подготовку студентов.

г) Аналитика данных: Сбор и анализ данных являются важными инструментами для повышения конкурентоспособности университетов. С использованием аналитики данных университеты могут получить ценные инсайты о процессах обучения и успеваемости студентов. Это позволяет оптимизировать учебные планы, выявить слабые места в образовательном процессе и предоставить персонализированную поддержку студентам. Аналитика данных также может быть использована для прогнозирования требуемых ресурсов, оптимизации расписания занятий и улучшения эффективности управления университетом.

Технологии играют решающую роль в развитии и повышении конкурентоспособности университетов в эпоху цифровизации. Эффективное использование современных технологий позволяет университетам предлагать инновационные образовательные программы, улучшать качество обучения, усиливать взаимодействие со студентами и повышать привлекательность для потенциальных студентов.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность университета в условиях цифровизации, является качество образовательного процесса [2]. Технологии играют важную роль в улучшении этого процесса и повышении его эффективности. Вот некоторые аспекты, которые следует учесть при рассмотрении влияния технологий на качество образовательного процесса:

а) Инновационные методы обучения: Современные технологии позволяют университетам использовать инновационные методы обучения, которые активно вовлекают студентов и стимулируют их участие. Это может включать в себя активное обучение, проблемно-ориентированное обучение, проектные работы, коллаборативное обучение и другие подходы, которые способствуют развитию критического мышления, творческих навыков и самостоятельности у студентов.

б) Персонализация обучения: с помощью технологий университеты могут предлагать персонализированный подход к образованию. Это включает адаптивное обучение, которое анализирует индивидуальные потребности и способности студентов, а также предоставляет им индивидуальную поддержку и материалы обучения. Технологии также могут помочь в оценке знаний студентов и предоставлении обратной связи, что позволяет им развиваться и совершенствоваться в процессе обучения.

в) Доступность и гибкость: С использованием технологий университеты могут предложить более гибкие формы обучения, которые позволят студентам получать образование в удобное для них время и в любом месте. Онлайн-курсы, записи лекций, электронные материалы и другие цифровые ресурсы делают обучение доступным даже для тех студентов, которые не могут физически присутствовать на занятиях. Это особенно важно для работающих студентов или тех, кто находится в удаленных регионах.

г) Сотрудничество и коммуникация: Технологии способствуют улучшению сотрудничества и коммуникации между студентами, преподавателями и другими участниками учебного процесса. Электронные платформы и инструменты для обмена информацией, обсуждения заданий и проектов, виртуальных групповых работ позволяют студентам активно взаимодействовать и совместно работать даже на расстоянии. Такой подход способствует развитию коммуникационных и коллаборативных навыков, которые являются важными в современном мире.

д) Оценка и аналитика: Технологии также позволяют университетам собирать и анализировать данные об успеваемости студентов. Системы электронной оценки и аналитики данных позволяют преподавателям и администрации университета получать ценные инсайты о прогрессе студентов, обнаруживать слабые места и принимать меры для их устранения. Это способствует повышению качества образовательного процесса и достижению лучших результатов.

В целом, использование современных технологий позволяет университетам значительно улучшить качество образовательного процесса. Это ведет к повышению конкурентоспособности университета, привлечению и удержанию студентов, а также подготовке выпускников с необходимыми навыками и знаниями для успешной карьеры в цифровом мире.

Цифровая инфраструктура является важным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность университета в условиях цифровизации [3]. Она обеспечивает необходимые технологические ресурсы и возможности для эффективного использования цифровых инструментов и платформ. Вот некоторые аспекты, которые следует учесть при рассмотрении влияния цифровой инфраструктуры на конкурентоспособность университета:

а) Интернет-подключение: Быстрый и надежный доступ к интернету является основой цифровой инфраструктуры университета. Высокоскоростное интернет-подключение позволяет студентам и преподавателям без проблем получать доступ к онлайн-ресурсам, участвовать в виртуальных лекциях и семинарах, совместно работать над проектами и проводить исследования. Без достаточной скорости и надежности интернета, университет может столкнуться с ограничениями в использовании цифровых технологий.

б) Сетевая безопасность: В условиях цифровизации университеты должны обеспечить надежную сетевую безопасность. Цифровые данные, хранящиеся в системах университета, должны быть защищены от несанкционированного доступа и взлома. Разработка и реализация соответствующих политик и мер безопасности, включая шифрование данных, использование защищенных сетевых соединений и систем аутентификации, является неотъемлемой частью цифровой инфраструктуры университета.

в) Хранение и обработка данных: В условиях цифровизации университеты сталкиваются с огромным объемом данных, требующих хранения и обработки. Цифровая инфраструктура должна обеспечивать необходимые ресурсы для хранения данных, такие как облачные системы хранения, серверы и базы данных. Кроме того, должны быть предусмотрены механизмы для эффективной обработки данных, включая вычислительные ресурсы и инструменты анализа данных.

г) Облачные сервисы: Использование облачных сервисов является важным аспектом цифровой инфраструктуры университета. Облачные платформы позволяют университетам хранить данные и приложения удаленно, обеспечивая гибкость и доступность к ним. Это также снижает затраты на аппаратное и программное обеспечение, а также облегчает масштабирование и обновление систем.

д) ИТ-поддержка и обслуживание: Цифровая инфраструктура требует соответствующей ИТ-поддержки и обслуживания. Университеты должны иметь профессиональных специалистов, которые могут управлять и поддерживать цифровые системы, а также решать возникающие проблемы и обеспечивать бесперебойную работу инфраструктуры. Техническая поддержка и обучение персонала также являются важными аспектами эффективной работы цифровой инфраструктуры.

Цифровая инфраструктура является фундаментом для успешной цифровизации университета. Надежная и современная инфраструктура обеспечивает эффективное использование технологий, поддерживает доступность и безопасность данных, а также упрощает взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Персонал университета играет ключевую роль в успешной адаптации к цифровой среде и повышении конкурентоспособности университета [4]. В условиях цифровизации важно обеспечить наличие компетентного и квалифицированного персонала, который сможет эффективно использовать современные технологии и инструменты. Вот некоторые аспекты, которые следует учесть при рассмотрении влияния персонала на конкурентоспособность университета [5]:

а) Обучение и развитие: Университеты должны предоставлять возможности обучения и развития для своего персонала, особенно в области цифровых технологий и инновационных подходов к образованию. Обучение может включать в себя программы по цифровым навыкам, обучение использованию конкретных технологических инструментов и обучение новым методам обучения и оценки. Сотрудники должны быть подготовлены к эффективному использованию технологий и применению их в своей работе.

б) ИТ-специалисты: В условиях цифровой трансформации университетам часто требуются специалисты в области информационных технологий. ИТ-специалисты могут быть ответственными за управление цифровой инфраструктурой, разработку и поддержку программного обеспечения, а также за обучение и поддержку пользователей. Они играют важную роль в обеспечении бесперебойной работы технологических систем и предоставлении технической поддержки персоналу и студентам.

в) Инновационное мышление: Цифровая среда требует от персонала университета инновационного мышления и готовности к постоянному совершенствованию и адаптации. Сотрудники должны быть открытыми к новым идеям, готовыми экспериментировать с новыми методами и технологиями, а также готовыми к постоянному обучению и саморазвитию. Инновационное мышление способствует поиску новых возможностей и решений, что является важным аспектом повышения конкурентоспособности университета.

г) Коллаборация и коммуникация: В условиях цифровой среды важно развивать навыки коллаборации и коммуникации у персонала университета. Это включает взаимодействие и сотрудничество между преподавателями, административным персоналом и ИТ-специалистами, а также взаимодействие со студентами. Хорошая коммуникация и коллаборация позволяют эффективно использовать технологии и достигать лучших результатов в образовательном процессе.

д) Лидерство и стратегическое планирование: Руководство университета должно обладать лидерскими качествами и способностью разрабатывать стратегические планы цифровой трансформации. Лидеры должны создать видение и мотивировать персонал на использование технологий в образовании. Они должны также определить приоритеты и цели, связанные с цифровой инновацией, и обеспечить необходимые ресурсы и поддержку для их достижения.

Персонал является ключевым фактором в успешной цифровой трансформации университета. Компетентные и мотивированные сотрудники способны эффективно использовать технологии, инновационно мыслить и обеспечивать качество образовательного процесса. Они играют важную роль в создании цифровой культуры в университете и повышении его конкурентоспособности.

Цифровизация предоставляет университетам новые возможности для повышения своей конкурентоспособности [6]. Однако, чтобы успешно адаптироваться к цифровой среде, необходимо учитывать ряд факторов, включающих технологии, качество образовательного процесса, цифровую инфраструктуру и подготовку персонала. Университеты, которые смогут эффективно использовать эти факторы, будут иметь преимущество в сфере высшего образования и обеспечат себе устойчивую конкурентоспособность.

Список литературы

  1. Кузнецов Д.Л. Факторы конкурентоспособности вуза // Инновации и инвестиции. 2021. № 3.
  2. Дрондин А.И. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Современная конкуренция. 2021. № 4 (84).
  3. Зарецкая А.С., Иванова О.П., Козырев М.М. Исследование конкурентоспособности вуза и факторов ее повышения // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 4.
  4. Суржикова В.М., Яненко К.С. Основы исследования конкурентоспособности высшей школы // Экономика. Социология. Право. 2020. № 4 (20).
  5. Рождественская Е.А., Ярина П.А. Проблемы повышения конкурентоспособности организации в условиях преодоления цифрового неравенства // π-Economy. 2021. №1.
  6. Балганова Е.В., Климова Э.Н. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов в условиях кризиса // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4 (96).

Интересная статья? Поделись ей с другими: