УДК 33.338

Эволюция конкурентоспособности университета как экономический феномен

Оразбек Елмар – магистр экономических наук, сеньор-лектор Международного университета информационных технологий (г. Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация: Эта статья проводит тщательный анализ эволюции конкурентоспособности университетов, обозревая исторический контекст и оценивая будущие перспективы. Первоначально, статья предлагает взгляд на корни и прогресс университетов, исследуя их историческую роль в обществе и их первоначальные формы конкуренции. В дальнейшем исследовании акцент ставится на современные технологические тенденции, включая появление цифровых технологий, и их влияние на высшее образование. Статья также подчеркивает роль глобализации в конкуренции между университетами, обозначая, как географические границы становятся все менее значимыми в образовательном пространстве. Важным аспектом является обсуждение изменения парадигмы обучения, где студент становится центром процесса обучения, а образование становится более гибким и персонализированным. Отдельное внимание уделяется влиянию пандемии COVID-19 на высшее образование, освещая, как кризис ускорил принятие дистанционного обучения и изменения в учебных планах и методах.

Ключевые слова: конкурентоспособность университетов, исторический контекст конкурентоспособности, парадигма образования, образовательные тенденции.

В современном мире, где знание превратилось в один из самых ценных ресурсов, университеты играют все более важную роль в формировании образованного общества, продвижении научных исследований и развитии инноваций. Эти институты обучения служат местами, где формируются и развиваются новые идеи, стратегии и технологии. Однако в настоящее время университеты столкнулись с целым рядом вызовов, связанных с быстрыми изменениями в образовательной среде. Увеличение конкуренции, глобализация образования, быстрое развитие технологий и изменения в образовательных потребностях стали новой реальностью для университетов по всему миру. В этой статье мы подробно рассмотрим, как эти и другие факторы влияют на конкурентоспособность университетов, как университеты могут адаптироваться к этой эволюционирующей образовательной среде, и как эти изменения могут оказать влияние на будущее образования в целом.

В глубине веков университеты стали одними из первых и наиболее важных институтов общественного обучения. Основанные в Средние века, эти образовательные учреждения представляли собой замкнутые системы, где обучение проходило в строгом соответствии с канонами и стандартами, установленными веками назад [1]. В те времена конкурентоспособность университета в значительной степени определялась его возрастом, репутацией и связями с церковью или королевской властью [2].

Первые университеты, такие как Болонский университет в Италии и Оксфордский университет в Великобритании, стали центрами образования и культуры. Их студенты были ограничены в своем выборе курсов, которые в основном включали теологию, право и медицину [3]. Со временем университеты начали расширять свои программы, но долгое время они продолжали быть в значительной степени замкнутыми и традиционными системами.

Эта тенденция начала меняться в XIX веке с появлением новых наук и исследовательских методов. Университеты стали включать в свои программы новые научные дисциплины, такие как естественные и социальные науки. Это привело к значительному расширению их учебных программ и увеличению числа студентов. В этот период конкурентоспособность университетов стала во многом зависеть от их способности поддерживать актуальность своих образовательных программ и реагировать на изменяющиеся общественные и научные потребности. Университеты, которые смогли успешно приспособиться к этим изменениям, получили возможность привлекать больше студентов и получать больше финансовой поддержки.

XX век стал эпохой масштабной технологической трансформации, включая значительное расширение научных исследований и инноваций. Потребность в более глубоком исследовательском обучении привела к возникновению "исследовательских университетов" [4]. Эти учебные заведения активно интегрировали науку и исследования в свои образовательные программы, создавая новые возможности для студентов и ученых.

Этот переход был частично вызван значительными инвестициями в исследования и разработки после Второй мировой войны, особенно в Соединенных Штатах [5]. С увеличением финансирования исследований университеты стали ключевыми игроками в научном и технологическом развитии. Так, конкурентоспособность университетов стала тесно связана с их исследовательским потенциалом и вкладом в технологический прогресс.

К концу XX века произошел еще один технологический переход, который снова значительно повлиял на университеты. Интернет и новые цифровые технологии предложили новые формы обучения и коммуникации. Это открыло двери к глобализации и увеличило доступность высшего образования [6].

Появление интернета и развитие цифровых технологий способствовали усилению конкуренции между университетами на глобальном уровне [7]. Теперь университеты могли привлекать студентов не только из своего региона или страны, но и со всего мира. Таким образом, они получили возможность соревноваться за самых талантливых студентов и преподавателей на международном уровне.

В то же время процесс глобализации стал предъявлять к университетам новые требования. Для того чтобы привлечь студентов из разных стран, университетам стало необходимо предлагать курсы и программы на английском языке, а также учитывать культурные и образовательные особенности разных регионов. Кроме того, университеты стали активнее сотрудничать с зарубежными партнерами, включая другие университеты, научные организации и бизнес.

Появление международных университетских рейтингов, таких как QS, THE и ARWU, стало важным индикатором конкурентоспособности университетов на глобальном уровне [8]. Эти рейтинги учитывают различные факторы, включая качество исследований, качество преподавания, уровень трудоустройства выпускников, международное сотрудничество и др. Соответственно, позиция университета в этих рейтингах стала одним из ключевых индикаторов его конкурентоспособности.

Современное образование все больше отходит от традиционной модели передачи знаний от преподавателя к студенту и стремится к формированию у студентов ключевых навыков XXI века [9]. Такие навыки, как критическое мышление, решение проблем, творчество, межкультурное взаимодействие, цифровая грамотность и другие, стали неотъемлемой частью современной образовательной парадигмы.

Это смещение парадигмы обучения также оказало влияние на конкурентоспособность университетов. Университеты, которые активно интегрируют эти навыки в свои образовательные программы и используют инновационные методы обучения, такие как проектное и исследовательское обучение, коллаборативное обучение и др., могут привлечь больше студентов и увеличить свою репутацию.

Кроме того, изменение парадигмы обучения привело к тому, что все больше университетов начинают использовать гибкие образовательные программы, которые позволяют студентам выбирать курсы в соответствии со своими интересами и карьерными целями. Это подход дает студентам возможность получить более персонализированное и мотивирующее образование, что также может увеличить конкурентоспособность университета.

С другой стороны, изменение парадигмы обучения поставило перед университетами новые вызовы. Преподавателям необходимо было обновить свои методы обучения и инструменты оценки, а также быть готовыми к постоянному обучению и профессиональному развитию. Кроме того, университетам стало необходимо активно взаимодействовать с бизнесом и обществом, чтобы убедиться, что они предлагают актуальное и релевантное образование, которое подготовит студентов к будущей карьере.

Пандемия COVID-19, начавшаяся в 2019 году, существенно изменила образовательную среду во всем мире и оказала значительное влияние на конкурентоспособность университетов [10]. Закрытие образовательных учреждений и переход на дистанционное обучение стали нормой во время карантина, что вызвало множество вызовов и привело к существенным изменениям в образовательном процессе.

Переход на онлайн-обучение поднял множество вопросов, связанных с качеством образования, вовлеченностью студентов, инфраструктурой для дистанционного обучения и поддержкой студентов и преподавателей в новом формате. В то же время он также открыл новые возможности для университетов. Например, университеты могли привлекать студентов из разных стран и регионов без необходимости их физического присутствия на кампусе.

Важным следствием пандемии стало расширение и разнообразие онлайн-курсов и программ, предлагаемых университетами. Некоторые университеты смогли быстро адаптироваться к новым условиям и предложить качественные онлайн-курсы, что увеличило их конкурентоспособность. Другие учебные заведения столкнулись с проблемами в связи с переходом на дистанционное обучение, что вызвало снижение их репутации и привлекательности для студентов.

Однако пандемия также подчеркнула важность универсальных компетенций и навыков XXI века, таких как способность к самостоятельному обучению, критическое мышление, умение работать в команде и решать проблемы в сложной и быстро меняющейся ситуации. Это может привести к дальнейшим изменениям в образовательной парадигме и повлиять на конкурентоспособность университетов в будущем.

Конкурентоспособность университетов в будущем будет определяться многими факторами. Все большее значение будет приобретать способность университетов адаптироваться к быстро меняющемуся обществу и образовательной среде.

Технологические инновации продолжат играть ключевую роль. Новые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн и другие, могут привести к появлению новых форматов обучения и оценки, что потребует от университетов пересмотра их образовательных подходов и инфраструктуры.

Глобализация также продолжит оказывать влияние на конкурентоспособность университетов. Университеты будут продолжать соревноваться за талантливых студентов и преподавателей на международной арене, что потребует от них постоянного улучшения качества образования и научных исследований, а также развития международного сотрудничества.

Устойчивость будет еще одним важным фактором. Университеты, которые способны преодолевать кризисы и быстро адаптироваться к новым условиям, будут иметь преимущество в условиях увеличивающейся неопределенности. Это потребует от них развития устойчивых стратегий и подходов, включая финансовую устойчивость, экологическую устойчивость и социальную устойчивость.

Наконец, центрирование на студенте будет играть все большую роль. Университеты, которые могут предложить студентам персонализированное и значимое образование, которое соответствует их интересам и карьерным целям, будут привлекательными для будущих студентов.

В целом, будущее конкурентоспособности университетов будет определяться их способностью адаптироваться к быстро меняющемуся обществу и образовательной среде, использовать технологические инновации, укреплять свою устойчивость и создавать образовательные возможности, центрированные на студенте.

Конкурентоспособность университетов будет продолжать эволюционировать в соответствии с социально-экономическими изменениями и технологическим прогрессом. В будущем университеты будут ориентироваться на адаптивность, инновационность, глобализацию, устойчивость и центрирование на студенте. Однако эта эволюция представляет собой и вызов, и возможность. Университеты, которые смогут эффективно адаптироваться к новым условиям и внедрять инновации, будут иметь преимущества в условиях жесткой конкуренции. Однако это потребует от них гибкости, открытости к новым идеям и готовности к непрерывному обучению и развитию.

Список литературы

  1. Митрофанов В.П., Косарева М.А. Возникновение университетов в Средневековой Европе // Вестник ПензГУ. 2022. № 4 (40).
  2. Шапкин И.Н. От средневекового к современному университету: этапы развития и концептуальные решения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 3.
  3. Погребняк Н.Н. Становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в средневековом университете (XII-XVII вв.) // КПЖ. 2020. № 5
  4. Биньковская Л.Н., Мальцев К.Г., Мальцева А.В. Университет и философия: «университет разума» и «исследовательский университет» // Общество: философия, история, культура. 2022. № 5 (97).
  5. Дэни П.Г., Сампат Н.Б., Америка, Быстрый старт: исследования и разработки во время Второй мировой войны и взлет инновационной системы США// Рабочий документ NBER. 2020 № W27375
  6. Колесникова Е.Ю. Цифровая революция в образовании: возможности и риски для классических университетов // Научная мысль Кавказа. 2022. № 1 (109).
  7. Морозова О.И., Семенихина А.В., Торгачёв Д.Н. Университетская система и академическая революция в условиях развития глобальной экономики знаний // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2 (91).
  8. Ахмедова Ш.Б. Новые тенденции рейтинговой оценки мировых университетов в глобальной инновационной экономике // Форум молодых ученых. 2021. № 6 (58).
  9. Хоменко Е.Б., Борнякова Е.А Цифровая экономика: новые компетенции и актуальные для современной молодежи навыки // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. № 1.
  10. Кокшаров В.А., Загайнова Е.В. Как меняется управление университетами в период пандемии // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 2.

Интересная статья? Поделись ей с другими: