УДК 323.1

Нормативно-правовое регулирование государственного управления в сфере межнациональных отношений коренных малочисленных народов: международный аспект и российское законодательство

Ступина Яна Григорьевна – магистрант Юридического института Иркутского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается нормативно-правовая база правового обеспечения государственного управления в сфере межнациональных отношений коренных малочисленных народов, как на международном уровне, так и на национальном уровне Российской Федерации. Проведен анализ каждого нормативно-правового акта, регулирующего правовое обеспечение прав коренных малочисленных народов.

Ключевые слова: Российская Федерация, коренные малочисленные народы, правовое обеспечение, международное законодательство, права, община, территория, национальное законодательство.

Представителям коренных малочисленных народов в России все сложнее вести исконный образ жизни и хозяйствования [4]. Необходимость принимать дополнительные меры, призванные обеспечивать и защищать их права, обусловлена целым рядом факторов. Это низкий уровень адаптации таких народов к современным социально-экономическим условиям, их относительная исключенность из информационного поля, сложный климат в местностях, где они проживают. [7].

Актуальность представленной работы заключается в том, что вопрос нормативно-правового регулирования прав малочисленных народов РФ изучен недостаточно, при этом существует необходимость дополнительной защиты их прав.

В мировой юридической практике коренными называют народы, которые стали меньшинством на территории государства после того, как были завоеваны или колонизированы [5].

К отличительным чертам таких народов относят архаичные образ жизни и способы ведения хозяйственной деятельности [4].

Межнациональные отношения коренных народов должны обеспечиваться мерами государственного управления. Это требование закреплено на уровне международного законодательства. Оно установлено следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Конвенцией ILO (International Labour Organization – Международной организации труда).
  2. Утвержденной в 1957 году Рекомендацией №104 ILO, регламентирующей вопросы защиты и включения коренного населения в политическую и социальную жизнь общества. К такому населению в документе относится население независимых стран, чей образ жизни можно отнести к полуплеменному или племенному.
  3. Утвержденной 13 сентября 2007 года Декларацией ООН, устанавливающей права коренных народов.

1

Рисунок 1. Правовое регулирование государственного управления в сфере межнациональных отношений коренных народов на международном уровне.

Необходимо заметить, что РФ отказалась от ратификации Конвенции МОТ. Представители нашей страны воздержались во время голосования за принятие связанной с правами коренных народов Декларации ООН. [4].

Внутри России действует ряд нормативно-правовых актов, в которых закрепляются процедуры в области правового обеспечения государственного управления коренных народов. К ним относятся:

  1. Конституция РФ от 12.12. 1993 года (с изменением от 01.07.2020 года) статьи 9 (ч. 4), 15, 36, 69, 72.
  2. ФЗ №49 от 07.05.2001 года, регулирующий организацию и развитие территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов в сибирских, северных и дальневосточных регионах РФ.
  3. ФЗ №104 от 27.07.2000 года, устанавливающий общие принципы организации и деятельности общин вышеуказанных народов.
  4. ФЗ №82 от 30.02.1999 года, в котором гарантируются права малочисленных народов РФ.
  5. Постановление российского Правительства №255 от 24.03.2000 года, устанавливающее Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
  6. Постановление российского Правительства №453 от 17.06.2010 года, которым вносятся изменения в указанный выше Единый перечень. В начале лета 2010 года в него был включен народ сету.
  7. Постановление российского Правительства №1488 от 18.09.2020 года, которое регламентирует процедуры возмещения убытков, нанесенных малочисленным коренным народам РФ, их представителям и объединениям путем воздействия физических лиц и организаций на исконную среду их обитания и хозяйствования.
  8. Правительственное распоряжение №631-р от 08.05.2009 года, в котором содержится перечень мест хозяйствования и видов хозяйственной деятельности малочисленных народов РФ.
  9. Правительственное распоряжение №978-р от 15.04.2021 года, которым устанавливаются меры господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ в Арктической зоне страны.

Правовое регулирование прав коренных малочисленных народов России базируется на положениях Конституции РФ.

2

Рисунок 2. Схема правового обеспечения коренных малочисленных народов РФ в соответствии с положениями Конституции РФ.

Закон под номером 82 регламентирует ряд вопросов, касающихся прав малочисленных народов РФ придерживаться исконного образа жизни в традиционной для них среде обитания, вести привычные виды хозяйствования и защищать это право [1].

3

Рисунок 3. Правовое регулирование государственного управления коренных малочисленных народов РФ в соответствии с нормами ФЗ №82-ФЗ.

Закон за номером 104 регламентирует правила создания и деятельности специфических социальных организаций – общин малочисленных народов, проживающих в северных, сибирских, дальневосточных районах РФ. Они создаются добровольно. Для этого организуются сходы – общин собрания [2].

Деятельность общин защищает исконный образ жизни, а также среду обитания коренного населения, отстаивает гарантированные ему законом интересы и права [2].

Содержание законодательного документа связано с общинами трех типов: территориально-соседскими, родовыми или семейными и народными. [2].

4

Рисунок 4. Нормы правового регулирования коренных малочисленных народов, закрепленные в ФЗ №49-ФЗ.

Важно уточнить, что Федеральный закон №49 не может считаться документом, выполняющим внутрироссийские конституционные и международные положения о защите прав малочисленных народов. Он касается интересов не населения, а хозяйствующих организаций [2].

В этом документе нет никаких данных о статусе уже сформированных в регионах территорий традиционного природопользования, а участие представителей коренных народов в создании и развитии таких территорий минимизировано [2].

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справочно-правовая система. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928.
  2. Федеральный закон от 27.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 20.10.2022) [Электронный ресурс] // Консультант плюс : справочно-правовая система. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27908.
  3. Федеральный закон от 07.052001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант плюс : справочно-правовая система. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31497.
  4. Леонтенкова Е. А. Права коренных малочисленных народов России: теоретико-правовой аспект / Е. А. Леонтенкова // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2022. – №1(57). – С. 160-167.
  5. Новик В. Ю. Правовое положение коренных малочисленных народов / В. Ю. Новик // Internationallawjournal. – 2019. – №2. – С. 18-21.
  6. Слепцов А. Н. Коренные малочисленные народы как субъект конституционного права России / А. Н. Слепцов // Современный ученый. – 2019. - №2. – С. 302-305.
  7. Шарипова Д. Н. Правовой статус коренных малочисленных народов России / Д. Н. Шарипова // Молодой ученый. – 2017. – №50-1(184). – С. 46-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими: